Хочется надеяться, что переосмысление жизненных ценностей в режиме самоизоляции откроет дорогу в храм многим и многим православным
Весной этого года мы столкнулись с мощной информационно-биологической атакой, которая, к тому же, захлестнула практически весь мир. Эта гибридная наступательная операция духовных и геополитических противников русского мира обнаружила многие духовно-социальные проблемы нашего общества. Кажущееся внешнее благополучие, подразумеваемое единство и согласие подверглись серьезным испытаниям. С адекватным реагированием на внезапный серьезный вызов тоже оказалось всё весьма непросто и неоднозначно.
Жаль, что в день Великой Победы не состоится парад и шествие Бессмертного полка. Остаётся надежда, что этот праздник столь важный для консолидации общества, обретения подлинных смыслов и социального импульса в деле конструктивных преобразований, хоть и позже, но всё-таки состоится. Думается, было бы хорошо приурочить его дату к одному из грядущих православных христианских праздников. К примеру, к Дню славянской письменности и культуры (24 мая) или Всех святых Земли Русской (21 июня).
В основе солидарности русского общества – соборность Церкви, сердцевиной чего является Евхаристия. Очень печально, что во многих регионах не удалось обойтись без закрытия храмов для членов церковных общин, и, соответственно, невозможности их участия в Богослужениях (ведь Литургия – это общее дело) и Таинствах.
Православные в основной своей массе сегодня не лучшим образом подготовлены к продолжительной усиленной келейной молитве. Да и для многих храм – место, куда можно удалиться от житейской суеты и разделить молитву с единомышленниками в вопросах веры (что не всегда имеет место в семье), зачастую, более твёрдыми и крепкими духовно.
Обнажились проблемы во взаимопонимании светских и церковных властей. Мы увидели из постановлений некоторых региональных руководителей, что они Церковь воспринимают в одном ряду с досуговыми учреждениями, и которым, очевидно, неведома ее надмирная природа. Это вскрывает серьезные проблемы в осмыслении и целеполагании осуществляемой Церковью миссии в современном мире.
С другой стороны, даже в тех регионах, где участие в Богослужениях продолжало оставаться доступным для всех желающих, количество людей на службах значительно уменьшилось, и тот, довольно небольшой процент верующих, которые регулярно участвуют в Евхаристии, стал еще меньше. А ведь стоит вспомнить слова апостола Павла о том, что «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21). Хочется надеяться, что переосмысление жизненных ценностей в режиме самоизоляции, после выхода из ограничительных мер, откроет дорогу в храм многим и многим православным, чающим утоления духовной жажды и спасения души.
Эпидемия выявила факт, с которым практически все выражают своё полное согласие. В условиях отсутствия в арсенале традиционной медицины лекарства, которое бы гарантировано исцеляло от нового вируса, в высшей степени актуальным становится вопрос укрепления иммунитета как каждого человека, так всего общества в целом. И в этом вопросе нет ничего лучше и эффективнее, чем Таинство Причастия Святых Христовых Тайн. Ведь именно Христос – Главный Врач душ и телес наших, и соединение с Ним в Евхаристии созидает Церковь, как Богочеловеческий организм, дает исцеление и укрепление иммунитета и приуготовляет нас к наследию нетленных благ и вечного блаженства в Невечернем Царстве Творца и Бога нашего.
Будем же всегда помнить об этом. Мы русские и с нами Бог!
Николай Юрьевич Павленко, магистр теологии, преподаватель Регентской школы Ставропольской духовной семинарии