Священное Таинство Брака было установлено Богом еще в раю. «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”» (Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве» (Основы социальной концепции РПЦ, гл. Х).
Блаженная жизнь первых людей в раю имела перспективу в вечности, и только непослушание прародителей сделало их смертными. Отношения в браке стали залогом надежды на рождение Спасителя рода человеческого, последующее обновление всей жизни и восстановление полноты общения Бога и человека.
Еще ветхозаветные пророки сравнивают завет Бога со Своим народом с супружеством, а религиозное отступничество, идолопоклонство с супружеской изменой. Именно в таком аллегорическом понимании понятно значение любовной поэмы – книги Песни Песней – как священной книги в каноне Ветхого Завета. Сегодня в христианской аскетике есть понятие духовного прелюбодеяния, что подразумевает совершение человеком греха, который отлучает его от Христа.
Новый Завет начинается с того, что «…Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Совершенный Бог стал совершенным человеком, во всем подобным нам кроме греха, дабы все уверовали, что «Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
Первое чудо Иисус Христос совершает на браке в Кане Галилейской, претворяя воду в вино.
Иисус Христос основывает Церковь, которая «есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.
Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению священномученика Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С. Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства... — всех их Церковь воссоздает в Духе... Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга... В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (прп. Максим Исповедник).
Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества — божеское и человеческое — с присущими им действованиями и волениями» (Основы социальной концепции РПЦ, гл. I).
Одним из важнейших Таинств Церкви является Таинство Венчания, в котором происходит освящение брака жениха и невесты. Во время совершения этого Таинства его участникам предлагается чтение из послания святого апостола Павла к Ефесянам: «Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22–33).
Перед нами один из самых ярких примеров единства высочайшего богословия с практической нравственностью в жизни людей.
Апостол прозревает гениальную в своей простоте идею. Если в свое время пророки увидели в браке мужа и жены наиболее точный и подходящий образ Завета Бога с человеком, то здесь отношения в браке изображаются как отношения Христа и Церкви. Если человеческий брак – образ богочеловеческих взаимоотношений, то и богочеловеческие взаимоотношения – это образ, по которому задуман брак.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью”» (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза» (Основы социальной концепции РПЦ, гл. Х).
Брак мужчины и женщины в любви друг ко другу в союзе мира является одной из главных граней единства Христа и Церкви. Мера этой любви нам хорошо известна из Евангелия – это готовность в любой момент отдать жизнь друг за друга.
Христиане с самого начала бытия Церкви всегда отстаивали красоту, ценность и значимость брака в жизни человека. Раннехристианский апологет Тертуллиан автор II века так говорит о значении брака в жизни христианина в «Послании к жене»:
«Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец. Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа. Господь радуется, видя такое их домоводство, посылает мир Свой на дом сей, и обитает в нем вместе с ними» (Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ, 1849, с. 202-224).
Павленко Николай Юрьевич, магистр теологии, старший преподаватель Регентской школы Ставропольской духовной семинарии