Соборное уложение 1649 года во многом отражает духовно-религиозное состояние российского общества в XVII веке. В этот период мы видим пример сбалансированного плодотворного соработничества государства и Церкви, которое позволило ликвидировать последствия Смутного времени и выйти российскому обществу на путь успешного развития. Однако уже во второй половине XVII века и, особенно в следующем столетии, симфония этих двух важнейших институтов подвергнется серьезным испытаниям.
В главном российском правовом документе довольно тесно увязаны вопросы и нормы государственного и канонического церковного права. Часто мы можем видеть ссылки на правила Святых Апостолов и Святых Отцов. Например – запрет на ростовщичество со ссылкой на авторитет церковных правовых источников (статья 10.255 Соборного уложения).
В преамбуле и в конце документа упоминаются православные священнослужители, которые приняли активное участие в разработке и принятии Уложения.
Одним из ведущих направлений и центральных мест всего правового акта явилась защита чести и достоинства Церкви. Уже в первой главе рассматриваемые вопросы, отражают благоговейное отношение к главному богослужению Церкви – Литургии и меры по пресечению богохульства и церковного мятежа.
Отдельная 14-я глава посвящена правовому регулированию деятельности монастырей. Стоит отметить, что монастыри в это время играют значительную роль не только в духовно-религиозной жизни общества, но и в системе экономических отношений.
Также целая 13-я глава посвящена вопросам крестного целования как способа подтверждения своей позиции той или иной стороной в процессе судопроизводства, причем регламентирование носит очень детальный характер, что говорит о важности этого инструмента свидетельства на суде, который присутствует во многих статьях Уложения (7.30, 9.2, 9.3, 10.195 и другие).
Очень непривычно для современного человека формулируются вопросы действия обстоятельств непреодолимой силы в отношении гибели посевов «запаление учинится изволением Божиим» (статья 10, 225).
Очень важен запрет «не вершить государственных, общественных, судебных и торговых дел» в воскресные дни, великие церковные праздники, в период Страстной и Светлой седмиц (статьи 10.25, 10.26).
В десятой главе десятки статей (10.30-89, 10.95-98) посвящены рассмотрению различных видов наказания за оскорбления священнослужителей.
В вопросах пользования пастбищами в качестве временного критерия, влияющего на порядок пользованиями этими земельными угодьями, упоминается Троицын день, то есть православный праздник в честь Святой Троицы – день Сошествия Святого Духа на апостолов (статья 7.4).
Выкуп пленных – общее дело. Здесь говорится о Божественном авторитете, на котором основывается реализация этой инициативы (статья 8.1).
В судебных вопросах, рассматриваемых в десятой главе, упоминается важность наличия страха Божия, как важного фактора, влияющего на законное и справедливое решение тех или иных проблем (статьи 10.179, 10.186).
Сам язык и стиль написания документа сегодня сохранился только в Церкви. Тогда это был общепризнанный формат общения и документооборота.
Даже краткий обзор и анализ Соборного уложения указывает на его серьезную духовно-религиозную составляющую, которая пронизывает весь документ, придавая ему важную смысловую глубину, определяет особый содержательный стиль документа, который в настоящее время свойственен только текстам церковных молитвословий и Священного Писания.
Очень важно, чтобы кодекс формируемого современного российского права как можно в большей степени соответствовал положениям естественного права, установленного Божественным законодателем. Для этого, по слову И.А. Ильина: «Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески содержательное по своей цели. Для того чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно увидеть духовную свободу как предметную цель права и государства и убедиться в том, что в русском человеке надо воспитать свободную личность с достойным характером и предметною волею. России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Это открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского братства. Но все это может осуществиться только через сердечное и совестное созерцание, через правовую свободу и предметное правосознание» (И.А. Ильин. О русской идее).
Павленко Николай Юрьевич, магистр теологии, преподаватель Регентской школы Ставропольской духовной семинарии