Многие звонят, спрашивают, как обстановка в Оптиной? Отвечаю, что в целом в Оптиной всё по-старому. Ежедневно совершаются все положенные богослужения – в скиту и в самом монастыре. Наместник, братия – на местах. Дополнительно из-за угрозы распространения вируса начали служить акафист перед чудотворным образом Калужской Божией Матери. Людей в храмах стало меньше, но храмы далеко не пустые.
Пользуясь тем, что живу рядом со знаменитым монастырём, не упустила возможности поговорить о пандемии с одним из её насельников. Не стану называть имени священника, монахи этого не любят, но скажу, что мой собеседник весьма уважаемый здесь батюшка.
– Батюшка, на днях в связи с указом Путина о продлении карантина на месяц, патриарх Кирилл призвал верующих подчиниться светским властям, не посещать храмы. Значит, отмечать Пасху придётся дома? Как к этому относиться?
– Пасха – праздник победы Господа над смертью, Христос «смертью смерть попрал». Если мы действительно веруем, что Христос – победитель смерти, то не должны бояться болезней, не должны малодушествовать. Ведь даже в блокадном Ленинграде церкви не закрывались, верующие имели возможность участвовать в таинствах – и участвовали.
Позиция Патриарха в данном случае понятна, он не мог сказать по-другому, слишком большая на нём административная ответственность. Но храмы не будут закрываться, и это тоже воля первоиерарха. Поэтому каждому верующему предстоит решить для себя самому, пойдёт ли он в храм на Пасхальное богослужение (нарушая предписания светской власти), или останется дома по объективным причинам, если, скажем, чувствует какое-то физическое недомогание. Совсем иное дело, если человек откажется от участия в таинствах Церкви из страха по маловерию – это грех.
– Люди опасаются, что закроют храмы.
– В Оптиной, слава Богу, храмы закрываются только на уборку...
– В связи с коронавирусом, какую проблему можно назвать главной? Что вообще происходит? Говорят, что вирус лишь предлог для насильственного вакцинирования и чипизации, что под прикрытием пандемии происходит глобальный переход на «цифру».
– Главная проблема остаётся одной – спасение души. Если Господь благословит нам пострадать за Него, став исповедниками – это ли не милость? Уже совсем скоро нам будет дан шанс исповедовать Христа: без колебаний, без страха, словом и делом отстаивая исключительность нашей веры. Бог – Любовь и Он таков всегда… И в последние времена тоже. Я ответил на Ваш вопрос?
– Наместник Оптиной говорит о возможных гонениях на Церковь. Что он имеет в виду?
– Он предупреждает братию о том, что возможны провокации, призывает сохранять бдительность. А гонения будут, об этом почти все старцы говорили. Но гонения не открытые, как в ХХ веке, а изощрённые, будут заставлять предавать Христа хитростью и многие не устоят.
– Стоит ли запасаться едой и лекарствами?
– На Руси крестьяне вообще-то так и жили, что всегда имели запасы продовольствия. Сейчас люди стали расслабленными, полагаются на авось. Но это неправильно. Конечно нужно иметь запас питания минимум на полгода. Лекарств тоже.
– Стоит ли верующим покидать мегаполисы?
– Об этом ещё когда старцы говорили. В городах будет очень сложно выжить. Сейчас ситуация становится совершенно прозрачной.
– Какой духовный смысл происходящего сегодня?
– Мы спрашиваем удивлённо: «Господи, за что?» Но кого мы хотим обмануть, Бога? Всё, что сейчас происходит – наказание за грехи... Кому много дано, с того много и спросится. Так вот, России было дано очень много, но мы не оправдали. А поэтому, по делом нам! За грехи наши смиренно приемлем. Нужно готовиться…
– К чему, батюшка? Ко второму пришествию?
– Нет, к смерти.
– Так значит коронавирус всё-таки опасен?
– Это великий обман. Самое опасное – нераскаянный грех.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России