Поскольку тело человека подчинено душе, постольку душевное состояние отражается на жизнедеятельности тела. Душевное состояние человека оказывает влияние на происходящие в теле процессы, а в случае нарушения телесной деятельности, рано или поздно, приводит к телесным заболеваниям. Чаще всего к таким повреждениям (болезням) приводят те грехи, требованиям которых человек не удовлетворяет или которые проявляет не так часто и не в том объеме, как бы ему хотелось.
Так вероятно, как неоднократно в истории человека, Богом попущена эпидемия коронавируса сейчас или другой болезни ранее, как, впрочем, и в будущем будут появляться новые болезни, вследствие такой хищнической экономики хозяйствования человека на всех континентах Земли.
Если бы грех был естественным для человека, то не приносил бы ему ни болезней, ни неприятностей. Привыкшему удовлетворять грехи человеку легче удостовериться в пагубности греха, наблюдая не за собой, а за другими людьми, и с большими трудностями при наблюдении за самим собой. Нам известно, что проистекающие не от трезвости, а от неудовлетворенного пьянства сильные мучения испытывает алкоголик. Но подобные же мучения приносят человеку и неудовлетворенные: блудливость, чревоугодие, хвастливость, самолюбование, жадность и тому подобное. Зависимость страстного человека от возможности удовлетворять преобладающую страсть, может вероятно, принимать участие в формировании адских мучений, так как лишенная тела душа, порабощенная при земной жизни грехом, испытывает мучения из-за страстей, которые в аду уже невозможно удовлетворить.
Вероятно, нельзя считать причинами возникновения и роста греха, - вещи и явления. Все, что окружает человека, не является плохим само по себе. Даже о вещах, которые общепринято считаются причиной греха, святые отцы Православной Церкви говорят, что нет плохого ни в вине, ни в женщинах, ни в деньгах, а что плохое есть злоупотребление ими. Так что сам по себе грипп коронавирус не представляет собой зло, а даже наоборот необходимая вещь для мира и карантин надо соблюдать и больше молиться, чтобы быть ближе к Богу. При этом, само собой разумеется, что такая болезнь отдельно от человека не является ни чем-то греховным, ни предосудительным явлением. В то же время все, что традиционно считается хорошим, т.е. поступки или вещи, делаются плохими, если совершаются или употребляются беззаконно, неуместно, несвоевременно или непосильно. Святые отцы прямо говорят, что все хорошее, если оно не к месту, не ко времени, или непосильное есть от сатаны, начальника бесов и демонов. Всякий грех является качеством отрицательным. Законность и обоснованность такого наименования обусловлены тем, что, несмотря на видимую распространенность, грех не существует сам по себе. Он существует только как отрицание какой-то добродетели, как отрицание положительного качества человека.
Действительно, солгать о чем-то человек может, только если ему известна правда и, если он отрицает правдивость. Точно также скупость является отрицанием щедрости, если человек имеет физическую возможность быть щедрым, но бедняк, готовый помочь и отказывающий в подаянии, т.к. не имеет просимого, не может быть обвинен в скупости. Из этой природы греха проистекает странный на первый взгляд вывод: чем больше грехов у человека, и чем в большей степени они выражены, тем более душа человеческая при создании была одарена добродетелями, которые отвергаются, отрицаются согрешающим человеком.
Как естественное благонравие толкает неразборчивого человека на оправдание греха, так и противоестественное злонравие обнаруживается тем, что человек борется с грехом. Не будет человек, безразличный к выпивке, прикладывать усилия, чтобы удержаться от нее, нет нужды свободному от болтливости удерживаться от многословия, а скромный избавлен от необходимости бороться с желанием привлечь к себе внимание. Человек, не склонный ко греху, не имеет нужды ему противостоять, так как нелепо воевать с тем, чего нет, с отсутствующим противником. Поэтому необходимость для каждого человека противостоять греху, прежде всего, свидетельствует о его греховности, о его худости, от которой не свободен ни один человек. Поэтому человек, утверждающий, что он успешно борется с грехом, что он не согрешает делами и потому считающий себя благонравным, добродетельным может заблуждаться. Святые отцы говорили, что чревоугодник осуждается безусловно, но что точно также осуждается тот, кто не чревоугодничает (по каким-либо причинам) и сожалеет о невозможности объесться и обпиться.
Каждый православный человек наделен способностью ощущать соразмерность между своими делами, заслугами, достоинствами с одной стороны, и воздаянием за них, с другой. Соразмерность эта не нарушается практически ни одним православным человеком, потому что ее нарушение влечет за собой душевный дискомфорт, тягостный для истинно православного человека. Поэтому человек во внешнем мире всегда претендует только на то, на что считает себя имеющим право. Иллюзию такого права дает человеку гордость. Гордость, - это первичный грех, которым согрешил Денница, падший архангел Люцифер, диавол или сатана, когда, будучи тварью, решил обходиться без Творца, и счел себя самостоятельным источником того, что ему желательно, но не принадлежит.
Этот грех повлек за собой возникновение множества других грехов, впоследствии бесов или демонов, и желания и действия наших прародителей, - Адама и Евы. Грехи эти множились и ветвились, что мы и наблюдаем в современном мировоззрении человека. Именно поэтому святые отцы считают гордость стволом дерева греха, от которого произрастают все остальные известные грехи. При рассмотрении древа греха становится понятным, как и почему один и тот же конкретный недолжный поступок может быть обусловлен различными отрицательными качествами (грехами).
Все грехи соблазняют людей временной приятностью. Обращая внимание к временному, они не позволяют человеку увидеть вечные последствия согрешений, содеянных им. Интересно, что наиболее коварными можно считать, по мнению православных психологов, как это ни странно, такие грехи как терпимость, выдержку и самооправдание. Так ложная выдержка не позволяет человеку увидеть его внутреннее греховное расположение, поскольку он обращает внимание на отсутствие греховных дел или свое внешнее поведение. Самооправдание не позволяет человеку признать греховность своего поведения и попытаться выправить его (Таинством исповеди и раскаянием). Терпимость же научает не отделению от греха и тем более не противостоянию греху, а учит согласию с ним, приспособлению к нему и получению от него материальных благ, что и мы наблюдаем сейчас.
Так что эта эпидемия пройдет, а мы останемся в заболевшем мире и какой урок вынесем мы все вместе с усилением гигиены тела и домашнего пространства?
Игумен Евтихий (Довгань), доктор богословия Института Восточного Христианства в Нью-Йорке, РПЦЗ