«Это пророк: то, что он писал, сбылось в наше время!» - так отзывался об Иване Александровиче Ильине приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Сам он высоко ценил труды этого выдающегося русского просветителя и часто опирался на них в своих работах.
А известный русский писатель Василий Белов произнес: «Нынче нам просто не обойтись без его книг... У И.А. Ильина имеются ответы на самые трудные вопросы, им разработаны не только религиозные, философские, идеологические, то есть стратегические, но и тактические пути и способы нашего государственного и духовного возрождения».
Недаром же первый обстоятельный, чуткий и внимательный исследователь его жизни и творческого наследия и последний его распорядитель, преподаватель Петербургского университета Николай Петрович Полторацкий, посвятивший Ивану Александровичу Ильину три свои монографии, писал: «Много званных, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских религиозных философов есть, конечно, немало, а в некоторых случаях и много ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей в точном смысле этого слова. Ильин принадлежит категории людей по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но духовного меча и животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, предметно-компетентные и ответственные учителя и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем».
Написавший более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках, И.А. Ильин оставил труды о русском правосознании, основах и задачах государственного строительства, русской идеологии и христианской нравственности, об экономике, о культуре, искусстве, литературе. Его работы предметны, доказательны, доступны и глубоко-духовны. Язык - точен и образен. Все затрагиваемые им вопросы он освещал, прежде всего, с точки зрения Евангелия и святоотеческого учения. Все труды этого мыслителя, публициста, правоведа и общественного деятеля пропитаны светом Православия, которым полны и жизненные ценности человека Святой Руси. Этот свет не смогли погасить даже годы прямого богоборчества в России.
Н.П. Полторацкий указывает, что «как личность Ильин был исключительно цельной и впечатляющей натурой, гармонически сочетавшей в себе мощный интеллект, горячее сердце и сильную волю».
Вся жизнь И.А. Ильина прошла во имя России и для России, хотя большую часть своего земного пути великому патриоту нашей Родины пришлось провести в пространственном отрыве от неё. Неутомимому борцу за русскость и возрождение России довелось познать изгнание богоборческими властями из Отечества, преследование и гонения в эмиграции, безработицу и отсутствие материальных средств, нестерпимую тоску по Родине. Переносил Ильин удары судьбы стойко и подвижнически, сохраняя горячую сыновнюю любовь к России и твердо, несомненно веря в её духовное воскресение.
Родился Иван Александрович в Москве в 1883 году 28 марта по старому стилю в дворянской семье Ильиных. Крещён 22 апреля в церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы за Смоленскими воротами.
Отец - Александр Иванович Ильин, крестник императора Александра II, губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты. Мать - российская немка, принявшая при венчании Православие - в замужестве Екатерина Юльевна Ильина. Братья Алексей, Александр и Игорь - после учебы в Московском университете стали юристами. Дед Ивана Ильина по отцу - Иван Иванович Ильин - полковник, инженер-строитель, участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца, а потом был его комендантом.
Учился юный Иван Ильин первые пять лет в Пятой Московской гимназии, а последние три года в Первой Московской гимназии. В 1901 году с золотой медалью окончил классическую гимназию, получив классическое образование, в частности, знание латинского, греческого, церковно-славянского, французского и немецкого языков. Летом этого же года Ильин подал прошение в Московский университет о зачислении его на юридический факультет. Во время учёбы у него сложился интерес к философии, он получил фундаментальную подготовку по праву, которое изучал под руководством авторитетного философа-правоведа П.И. Новгородцева. На юридическом факультете И.А. Ильин учился с 1901 по 1906 год. За сочинения об идеальном государстве Платона и об учении Канта о «вещи в себе» в теории познания ему было присвоено звание кандидата. Его научные работы в это время: «Учение Шеллинга об абсолютном», «О наукоучении Фихте-старшего»; «Идеи конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля», «Проблема метода в современной юриспруденциии» и другие.
По окончании университета Ильин был удостоен диплома первой степени, а сентябре 1905 года на заседании юридического факультета по предложению князя Е.Н. Трубецкого он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Дальнейшая его судьба была очень тесно связана с Московским университетом. В 1909 году Иван Александрович стал приват-доцентом на юридическом факультете и активно занимался преподавательской деятельностью. Начинают выходить его философские работы.
27 августа 1906 года Иван Александрович венчался в церкви в честь Рождества Христова в селе Быково с Наталией Вокач, двоюродной сестрой Веры Муромцевой - жены Ивана Бунина. Детей у четы Ильиных не было. Наталия Николаевна была духовно близка мужу - она занималась философией, искусствоведением, историей - и разделяла с ним все невзгоды его жизни. Родственница Наталии, Евгения Герцык вспоминает: «Двоюродная сестра не была нам близка, но - умная и молчаливая - она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироничная к его горячности. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной аскезой - всё строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно потратить на извозчика...» Ильин посвятил жене свои основные труды.
Свое отношение к происходящему в России, когда после Февральской революции 1917 года рухнул государственный строй Родины, он, как ученый-юрист, выразил в пяти небольших но важных брошюрах, опубликованных между двумя революциями семнадцатого года в издании «Народное право». В них сформулированы его взгляды на основы правового государства, желающего избежать революции и стремящегося к справедливому социальному строю: «Каждый правовой строй должен... совершенствовать законы по закону, то есть улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка. Правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законотворчеству, готовит себе неизбежную революцию».
После октябрьской революции Ильин читает лекции на юридическом факультете Московского университета и в других высших учебных заведениях Москвы. Он активно противостоит официальной политике и отстаивает принципы академической свободы, подвергавшиеся в те годы попранию. Продолжает работать над трудами о правосознании в сложившихся исторических условиях и выступать публично.
Уезжать из России Иван Александрович не мыслил. Более того, он писал: «Уходят ли от постели больной матери? Да ещё с чувством виновности в её болезни? Да, уходят - разве только за врачом и лекарством. Но, (уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у её изголовья). И вот - у этого изголовья мы и остались. Мы считали, что каждый, кто не идет к белым и кому не грозит прямая казнь, должен оставаться на месте», - писал он позже, в 1925 году в статье «Очерки внутренней России», оказавшись уже отторженным от горячо любимой им Родины.
В 1918 году защитил магистерскую диссертацию под названием «Философия Гегеля. Учение о Боге», получив при этом сразу две степени: магистра и доктора государственных наук. На защите выступили такие люди, как профессор Е.Н. Трубецкой и профессор П.И. Новгородцев.
Немудрено, что большевистские власти разрешили защитить такую диссертацию, ибо они всерьез считали Маркса истинным и единственным наследником Гегеля. Однако последнее отнюдь не помешало репрессивным мерам. Только за один 1918 год И.А. Ильина арестовывали трижды. Арестовывали его и в 1919 и 1920 году. В конце лета 1922 года Иван Александрович снова был взят под стражу и приговорен по 58 статье к расстрелу, о чем говорит Центральный архив КГБ СССР, дело №15778. Он был обвинен в том, что «с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности».
В последний момент вмешательством провидения смертная казнь была заменена изгнанием из Отечества. В 1922 году И.А. Ильин по приказу Ленина был выслан из России на «Философском пароходе» вместе с другими 160 видными философами, историками и экономистами. 26 сентября этого года он прибыл в Штеттин (Германия, ныне Польша).
В Германии Господь судил ему прожить 16 лет. Он активно участвовал в работе по организации Религиозно-философской академии, философского общества и журнала при ней. В открывшемся в январе 1923 года Русском научном институте в Берлине Иван Александрович как профессор и преподаватель права, этики, введения в философию и эстетику проработал до 1934 года. Преподавал на русском и немецком языках. В 1926-1938 годах он около 200 раз выступал с лекциями о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России: в Германии, Швейцарии, Бельгии, Латвии, Чехии, Югославии и Австрии. Но центральное место в его жизни занимали философское творчество и политика. В 1927-1930 годах он был редактором-издателем журнала «Русский колокол». Но, придерживаясь принципов вне- и надпартийности, никогда не был членом ни одной партии или политической организации.
С 1925 года за рубежом начинают выходить его крупные философские труды: «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления, «Основы художества. О совершенном в искусстве». Выходят в свет его знаменитые работы: «Родина и мы», «Яд большевизма», «Творческая идея нашего будущего», «Основы христианской культуры», «Кризис безбожия». Наиболее известные книги - «Наши задачи» и «Аксиомы религиозного опыта».
Германия 20-30-х годов переживала экономический кризис, распад страны, кризис власти. Император Вильгельм II был свергнут буржуазной революцией. Страна была разорвана на мелкие части, которые непрестанно враждовали и воевали друг с другом. Царили безработица, хаос и обнищание. Все эти проблемы немецкого народа и обещало решить новое национал-социалистическое движение, игравшее на чувствах и ожиданиях народа, но позже переродившееся в фашизм и приведшее к власти Гитлера.
Национал-демократы провозглашали социальную справедливость, честное распределение собственности, внеклассовость, идеи патриотизма, братское единение, обновление и возрождении страны.
Как только Гитлер пришел к власти, личина благодетеля народа была сброшена. У здравомыслящих людей Германии отрезвление настало быстро. И.А. Ильин, как и многие, увидевший вначале в «новых идеях» национал-социализма поиск справедливых социально-политических реформ и стремление оградить немецкий народ от коммунизма, очень быстро сумел распознать подлинное лицо нацизма и понять, что «Гитлер идет по пути антихриста, предваряя большевиков». Он ясно и прямо отказался от сотрудничества с фашисткой властью.
Уже в 1934 году (сразу после прихода Гитлера к власти) за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой национал-социалистов Ильин был удален из Института и преследовался тайной полицией - гестапо. В 1938 году гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Ильин решил покинуть Германию. И хотя на его выезд был наложен запрет, несколько счастливых случайностей по Промыслу Божию помогли ему получить визы для себя и своей жены и уехать в Швейцарию. Здесь им удалось закрепиться, благодаря финансовой поддержке Сергея Рахманинова.
Позже И.А. Ильин даст оценку фашизма как явления. В своей развернутой статье «О фашизме», написанной в 1948 году, он раскрыл все опасности и угрозы, таящиеся в нем. Он предупреждал, что, если когда-нибудь хоть какое-нибудь движение в мире, имеющее патриотические цели, последует фашистской идеологии и практике - это будет означать для него и тех, на кого они могут быть направлены, крах и гибель.
В Швейцарии Ильину была запрещена политическая деятельность, поэтому 215 бюллетеней заочных чтений он писал только для единомышленников. После его смерти эти политические статьи были изданы в двухтомнике «Наши задачи».
В оставшиеся годы жизни Ивану Александровичу удалось закончить и издать книгу, над которой он работал более 33 лет - «Аксиомы религиозного опыта». Выходят в свет на немецком языке его книги философско-художественной прозы, объединенные одной мыслью - «во всем видеть и показать Божий луч». Русским вариантам этих книг он дал названия - «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «О грядущей русской культуре». Подготовил книги «О монархии» и «Путь к очевидности».
Закончить книгу «О монархии» и издать уже подготовленную книгу «Путь к очевидности» Ивану Александровичу не довелось. После частых и продолжительных болезней 21 декабря 1954 года он отошёл ко Господу, не успев закончить задуманного. Наталия Николаевна, пережившая его на восемь лет, и позже исследователь его творчества Н.П. Полторацкий сделали очень много для издания его новых и переиздания старых трудов.
Похоронен И.А. Ильин был в Цолликоне под Цюрихом.
Верный, искренний, преданный сын России, он и вдали от Родины жил всю свою жизнь ею, для неё, с мыслью, мечтою и заботой о ней. Он много писал о русском патриотизме, опираясь на Православное учение. Превозношение над другими народами ни в коей мере не было присуще этому замечательному сыну России, как и вообще не присуще русскому человеку и русскому народу в принципе. В одной из своих лекций Иван Александрович произнес: «Знаем, все народы пред лицом Бога - по-своему хороши, и сильны, и богаты; и по-своему плохи, и слабы, и грешны, и скудны. Но душа, тоскующая по Родине, не дивится чужому качеству и достоинству и не судит чужих слабостей и грехов. Она хочет одного: своей стихии, своих духовных пространств, своего родного пения, своей радости и своего страдания. И не то, чтобы думать о них, изучать свою страну или читать о ней книги,.. а дышать ею, осязать её вокруг себя,.. слиться с нею. Ибо она единственная и незаменимая».
Вернуться в Россию Ивану Александровичу довелось не скоро. Его имя и труды стали известны на Родине только в начале 90-х годов, после падения советской власти (о том, что это неминуемо произойдет, он пророчески предсказывал). Взгляды Ильина повлияли на мировоззрение многих русских интеллектуалов XX века, ратующих за традиционные духовно-нравственные ценности России и её возрождение.
А в октябре 2005 года прах И.А. Ильина и его жены, по их завещанию, были перезахоронены в России - в некрополе Донского монастыря в Москве, недалеко от могилы любимого Иваном Александровичем писателя И.С. Шмелева.
В апреле 2008 года в Москве на старейшем здании МГУ на Моховой была установлена мемориальная доска в память об Иване Ильине - выпускнике и преподавателе университета.
15 июня 2012 года в Екатеринбурге возле «Уральского института бизнеса имени И.А. Ильина», начавшего свою работу в 1990 году, был открыт памятник Ивану Александровичу Ильину.
Сегодня, когда немало говорится о необходимости возрождения нашего Отечества, труды И.А. Ильина, разрабатывавшего идею сильного правового государства с ярко выраженной национальной идеей, становятся особо актуальными. Иван Александрович вслед за выдающимися русскими державниками и просветителями неоднократно указывал на единственно верный и испытанный веками путь русского государственного, экономического и социального строительства, на источник силы и могущества русского народа и Государства Российского. «Мы знаем источники нашей национальной духовной силы, - писал он, - мы исповедуем их по-прежнему; мы верны им; мы живы ими и не оторвемся от них никогда. Все трудности нашей природы, все испытания нашей истории, все неимоверные задачи... нашей государственности - мы снесли благодаря тому, что ставили душу свою в трепетную близость к Богу... Таков был дух Руси. Дух Руси Православной. Она крепко, непоколебимо верила в то, что близость к Богу дает не только правду, ведущую на вершинах своих к святости, но и жизненную силу, и, стало быть, победу над своими страстями, над природой и над врагами».
Да, история неоднократно и убедительно показывает - Россия на протяжении веков справлялась с бременем своей борьбы и своего строительства силой религиозной веры.
Указывал И.А. Ильин и на исконный русский путь - в падениях и поражениях, пройдя неимоверный путь страданий - очиститься покаянием, оживить покаянием и верою павшие силы и вступить на путь возрождения: «И смилуется Господь над нами: и она опять будет такою, и ещё лучше, ибо очистится и закалится в страданиях и борьбе».
В другой статье Ильина «Православная Русь» читаем: «О, зрелище страшное и поучительное! Русский народ утратил всё это сразу: в час соблазна и потемнения, - и близость к Богу, и власть над страстями, и силу национального сопротивления, и органическое единомыслие с природой... И как утрачено всё это сразу, вместе, - так вместе и восстановится».
Иван Александрович Ильин в эмиграции особенно четко и остро ощутил различие между миропониманием русского человека, русской идеологии, русского взгляда на мир и пониманием смысла земного бытия человеком западным. В книге «Путь к очевидности» он писал, что на Западе вся культура - в совокупности хозяйства, политики, общественных устоев - строится по закону потребительства, по закону «человек человеку волк». В то время как на Руси приоритет ценностей всегда строился не на экономической жизни, не на стяжании материальных благ, а на духовно-нравственной сфере. Оттого-то, указывал он, для Западной Европы «русское инородно, безпокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мёртвое сердце мертво для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз... Мир изобилует русофобами, врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех».
Изменилось ли что-либо в отношении Запада к России сегодня? Мы видим, что нет. И как же актуально звучат сегодня слова, сказанные замечательным русским державником и просветителем Иваном Александровичем Ильиным в далеком 1950 году в статье «Что сулит миру расчленение России: «Установим сразу же, что подготавливаемое международною закулисою расчленение России не имеет за собою ни малейших оснований, никаких реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский веник на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязание и тем погубить её: план ненависти и властолюбия.
Не умно это. Не дальновидно... и безнадежно на века. Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она, прежде, всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании... Не хороните же его преждевременно!
Придет исторический час, он встанет из мнимого гроба и потребует назад все свои права!»
Верою в неиссякаемую силу русского духа, в верность русского народа своему призванию, в богохранимость нашего земного Отечества дышат все труды Ивана Александровича Ильина. Вслушаемся же в эти мудрые и вещие слова!
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист