Калязинские послевкусия

Почему «Калязинские чтения» будут всегда актуальны. Размышления после конференции

Ежегодно  в дни, ближайшие к празднику  Сретения Господня, гостеприимный Калязин принимает участников и слушателей очередной научно-практической конференции «Калязинские чтения». В этом 2020 году 11 и 12 февраля мероприятие проходило в седьмой раз. Программу отнюдь нельзя назвать перенасыщенной – совсем иное количество участников, как, например, собирает ежегодно в Москве в ноябре Конгресс работников образования, науки, культуры и техники, и представительство, разумеется, тоже существенно скромнее. Однако представляется, что эта площадка, где современная русская православная мысль обретает формы живого публичного обсуждения, чрезвычайно важна для России и русского народа, да и для других народов, исторически соседствующих с нами. Отнюдь не только в силу обычных для конференций составляющих – публичные выступления, обмен мнениями, обсуждения, споры, не только в пленарных заседаниях, по секциям, но и кулуарные. Что-то на Калязинских чтениях происходит не внутри и не среди участников, а НАД этим всем.

Длится конференция два дня. Начало в 11-00, затем плотная работа в пленарном заседании, плавно частью перетекающая в секции, вечером неизменный концерт в местном ДК. Следующим утром выезд на объекты культуры или в храмы и монастыри, на встречи с работниками образования, культуры, на которых иногда продолжается секционная работа, а после обеда второго дня – отъезд. Так что утром первого дня успеваем добраться из Москвы до Калязина, а вечером следующего дня – снова Москва. В радиусе тысячи километров поезд до  Москвы едет одну ночь, так что, например, из Казани вечером отъезжаешь, а через два дня и три ночи утром – снова дома. Напитавшийся Святой Русью, общением с единомышленниками, да ещё в дороге на ноутбуке сделаешь то, чего в обычной жизни никак не успеть. Уставший, конечно, однако оно того стоит.

Что же всегда можно ожидать от Калязинских чтений и что особенного было в этот раз? Во-первых – всегда актуальные и интересные выступления, несомненно, одного из значимых современных русских православных мыслителей и интеллектуальных лидеров русского народа Анатолия Дмитриевича Степанова – председателя Русского собрания и главного редактора Русской народной линии. Ни одна статья или интервью не заменит живого выступления человека, всегда находящегося в гуще современного русского дискурса, всесторонне погруженного в процесс, одного из идейных выразителей и носителей русского движения. Нынешняя тема выступления весьма злободневна, требовала жёсткой принципиальности, но с другой стороны – и крайне высокой ответственности – ни больше ни меньше – для всего нашего народа, поскольку касается Великой отечественной войны, нашего участия в ней и победы. Ведь развёрнутая на международном уровне информационно-идеологическая война в результате проигрыша грозит нам забвением подвига нашего народа по спасению всего человечества в истории и пересмотра этой истории. На кону утрата потомками и мировым сообществом того факта, что именно наш народ и наша страна победили фашизм, а не кто-то другой. В докладе – и глубокий системный анализ явления и рецепты борьбы с ним.

Каждые Калязинские чтения обращает на себя внимание и выступление главы района, председателя Тверского отделения Русского собрания Константина Геннадьевича Ильина – инициатора и хозяина Конференции. Удивляет тем, что, с одной стороны, выступление всегда содержит память о Боге и посвящается проблемам русской провинции, но с другой стороны, фактура и мысли всегда оригинальны и на злобу дня.

Впрочем, все выступления на Калязинских чтениях  актуальны, содержательны и интересны. Не только пленарные, например, довелось мне беседовать с двумя педагогами района, которые высоко отзывались о встрече с Ольгой Ивановной Артёменко – директором НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС (Москва) с педагогами работниками образования района. Обсуждали возможность решения образовательных задач в условиях нового законодательства в данной сфере. «Никакие семинары и онлайн запросы не заменят ту информацию и практические советы, которые мы обрели на этой встрече», – заключили женщины.

Не менее важно и то, что происходит не в заседаниях непосредственно, а между ними. Интересна, например, была в этот раз дискуссия, развернувшаяся по поводу старообрядчества. Говорили и об истоках раскола, и о степени достоверности исторических изысканий, о богословских и обрядовых особенностях и степени важности различий. Всего писать здесь и не напишешь по соображениям идеологической этики, но я лично лишь утвердился в уверенности, что воссоединение нас всех под одним куполом в общей православной молитве станет органичным завершением несколько сотен лет размежевания. И, кстати, отметил ещё одну особенность – когда они, старообрядцы, обсуждают нас, то гораздо более непримиримы и категоричны к нам, чем мы, обсуждая их. Но и это, повторяю, уйдёт. Помню разговор со старообрядческим священником  в том ключе, что, вот разодрались между собой родные братья чуть не до убийства, разошлись каждый со своей обидой, кто послабее силой – у того, может и  больше обиды осталось. Но проходит время, один брат скажет другому: «Брат, прости ты меня ради Христа!» А тот ответит: «И ты прости меня, брат!» Обнимутся, и станут вновь дальше дружными братьями. Старообрядческий священник ничего не ответил, но, думаю, в душе согласился, что аналогия уместна.

Всегда удивляет культурная программа конференции в Калязине. Казалось бы, обычный районный дом культуры в глубинке, в котором не всё ещё отремонтировано, хотя и год от года видно улучшение. Но содержание программы… Один год выступал хор Троице-Сергиевой лавры, однажды – Татьяна Петрова со своим оркестром народных инструментов. Но и в этот раз – приятно удивили хозяева – старшие школьники показали чудесную постановку к юбилею Победы, а потом с прекрасной русской программой выступил исполнитель и автор песен и романсов лауреат различных конкурсов Сергей Зыков из Санкт-Петербурга.

В общем, концертов, которые бывают в Калязинском ДК вечером после первого дня Калязинских чтений, по телевизору не увидишь. Ольга Ивановна Артёменко так и спросила меня в этот раз: «Миша, а почему всего этого не видно в нашей повседневной жизни, ведь  этих людей с  их номерами не то, что на федеральные каналы – прямо на Красную площадь на самые торжественные праздники!» Я мог лишь ответить: «Там, к сожалению, всё давно забито совсем другими людьми с совсем иными приоритетами».

Но вдруг на концерте после одной из песен в исполнении Сергея Зыкова он вспомнил, ссылаясь на выдающегося русского поэта современности Николая Мельникова, что суть русского человека в стремлении примирить порой непримиримое. Кто из нас не пытался дать определение русскому человеку? Но, как же точно, хоть и предельно кратко, отметил я про себя, слушая уже следующую песню. И, хоть потом я не смог отыскать прямых слов поэта на эту тему, подумал, скорее всего, приятели просто делились мыслями, но это не умаляет значения устного предания, передаваемого через единомышленников при личных встречах – за чаем, на концерте, на конференции…

А общение с единомышленниками вечером за трапезой после концерта несёт свою прелесть. Когда ещё и с кем можно вволю попеть столько русских песен?

Часть работы вне конференции на второй день чтений – обязательно – посещение храма, монастыря, объекта культуры или центра культуры. В этот раз – совершенно удивительная экспозиция изделий, выполненных сложнейшим весьма ажурным плетением на коклюшках. Завораживающая музыка гремящих друг о друга деревянных коклюшек, музыка женского голоса, сопровождающего показ азов обучения. Колыбельная! Фото и истории местных мастериц, особенности труда и быта – всё исключительно гармонично и пропитано любовью современных собирательниц и хранительниц этого древнего русского местного ремесла.

Посещение краеведческого музея города и района тоже стало запоминающейся вехой для участников конференции, начиная с пушек, веером раскинутых прицельно перед входом в сторону акватории Волги. Исторические персонажи со страниц отечественной истории и духовной жизни, воевода Михаил Скопин-Шуйский, святой Макарий Калязинский – как близка здесь становится наша история! Замки и ключи – кованные (!), пушки и маленькие пушечки литые – всё XVIII века. И удивительные образцы древних культур. Олег Юрьевич Кассин говорит, что всё время удивлялся – как были изготовлены эти замечательные каменные топоры-молотки – обработать так камень, ну никак не возможно. Неужели отлиты из какого-нибудь древнего бетона, рассуждали мы? Эпоха Фатьяновской культуры, первая половина второго тысячелетия до нашей эры – нет, не возможно. Действительно, как написано, камень (не абы какой известняк, а кремень!) сверлили и шлифовали. Вот – задача для современных мастеров высоких технологий!

И отовсюду с берега Волги видна Калязинская колокольня. Даже из окон гостиничного комплекса «Усадьба», где мы остановились по символическому адресу ул. Коммунистическая, дом 1.

«Много ли посетителей бывает, особенно зимой – тихо, наверное?» - спрашиваю хозяйку Светлану у окна, за которым – во всей красе символ Калязина. Нет, говорит, здесь всё время люди приезжают отдохнуть семьями, с друзьями.

Если остаётся в конце хотя бы полчаса времени, обязательно посещаем Калязинскую колокольню и памятник Макарию Калязинскому, фотографируемся. Посещаем и храм Вознесения Господня, дабы с молитвой припасть к мощам самого святого Макария. Постоять на памятном месте близ битвы при Жабне у памятного знака. Вспомнить славных русских воинов, их военную хитрость, когда враг сам заскочил в болото под напором задних рядов, их воеводу, героя смутного времени Михаила Скопина-Шуйского, как его потом подло отравили завистники прямо на царском пиру.

И, каждый раз, выезжая на берег Волги к Калязинской колокольне – любуешься этим дивом, натурально лицезреть которое не заменит любование самыми удачными её фотографиями. В нынешнем своём выступлении на Калязинских чтениях я говорил о Храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани, стоящем на разливе посреди реки Казанка прямо на въезде в центр Казани перед стенами нашего кремля. И озвучил идею, что, может быть, когда эта святыня будет восстановлена, в том числе и по принятому на этих Калязинских чтениях, призыву к федеральному министерству культуры и главе региона, она станет символом Казани подобно ставшей символом Калязина колокольне Никольского собора.

Глава Константин Геннадьевич выходит из здания администрации в костюме прямо на мороз проститься с гостями, извиняется: «Курсовую сдавать прямо сейчас ехать надо, я же в семинарии на заочном учусь». Прощается лично с каждым, желая доброго  пути. Напоминаю о сказанном ему с трибуны конференции накануне, что если вдруг нападут сомнения – так ли, дескать, нужно продолжать проводить очередные Калязинские чтения Русского собрания, то чтобы отгонял от себя в сторону все сомнения – эта площадка нужна России и русскому народу. Здесь слышен голос России.

Может быть, отчасти, причина в том, что Калязинские чтения, на которых обсуждаются судьбы России и русского народа, начинаются с общей молитвы, что участники, разъехавшись, весь следующий год поминают друг друга на домашней молитве? Вот, бы так, с молитвой, когда-нибудь зажила вся Россия, вымолила Божью благодать и жила с нею в веки вечные!

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания

Фото Яны Сониной и Михаила Щеглова


 


 

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Щеглов:
А существует ли Республика Татарстан?
Под шум празднования 100-летия учреждения от общественности скрывают факт отсутствия декрета 1920 года
28.05.2020
Математическое доказательство чуда?
Инженер по авиационным приборам из Казани Михаил Щеглов зафиксировал обрыв темпов роста заболеваемости коронавирусом в России, составив математическую модель динамики её развития
30.04.2020
«Всегда первый» Татарстан: эпидемия паники или гонения на православных?
Представители православной общественности Татарии начали открыто обращаться к главе региона с возмущением о закрытии храмов для верующих
15.04.2020
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Из Казани эпохи коронавируса репортаж и рассуждения нашего постоянного автора Михаила Щеглова
03.04.2020
Чистый лист Путина?
«Обнуление сроков» надо рассматривать в контексте общей ситуации
20.03.2020
Все статьи автора
"Калязинский район – решение вопросов по-русски"
Земля, богатая людьми и историей
День района: Калязину – 245 лет
01.07.2020
День памяти и скорби…
Калязин, 22.06.2020
24.06.2020
За Россию с умом и верой!
Актуальное интервью с главой Калязинского района
19.06.2020
«В земле наши корни»
Константин Ильин о семейных ценностях и значении крестьянской основы в воспитании человека
11.06.2020
День памяти Святого Макария в Калязине
8 июня – День Святого Духа, День обретения святых мощей преподобного Макария Калязинского, чудотворца!
09.06.2020
Все статьи темы
"Русское Собрание"
За Россию с умом и верой!
Актуальное интервью с главой Калязинского района
19.06.2020
Широта души Сергея Скатова
К 60-летию Сергея Васильевича Скатова
13.06.2020
Патриот, прославляющий Минина!
На 60-летие Сергея Васильевича Скатова…
12.06.2020
Все статьи темы
"Калязинские Чтения Русского Собрания"
Калязинские послевкусия
Почему «Калязинские чтения» будут всегда актуальны. Размышления после конференции
12.03.2020
Поклонение деревне довело до неоязычества…
Дискуссия на РНЛ о будущем русской деревни получила неожиданное развитие благодаря публицисту «Матвеичу»
29.02.2020
Об идолопоклонстве и спасении в деревне
Послесловие к дискуссии, вызванной выступлением П.В. Тихомирова «Я против разговоров о необходимости возрождения деревни»
27.02.2020
Георгиевские кавалеры России
Доклад на на VII Калязинских чтениях
24.02.2020
Храм-памятник воинам в Казани
«Русское собрание» обратилось к главе региона и министру культуры о восстановлении объекта федерального значения
21.02.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Ответ каббалиста Грефа режиссёру Михалкову
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-01 06:31
Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-01 00:47
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-01 00:27
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-06-30 21:27
Тайна молчания Государя
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:47
Мистика войны
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:39