Ежегодно в дни, ближайшие к празднику Сретения Господня, гостеприимный Калязин принимает участников и слушателей очередной научно-практической конференции «Калязинские чтения». В этом 2020 году 11 и 12 февраля мероприятие проходило в седьмой раз. Программу отнюдь нельзя назвать перенасыщенной – совсем иное количество участников, как, например, собирает ежегодно в Москве в ноябре Конгресс работников образования, науки, культуры и техники, и представительство, разумеется, тоже существенно скромнее. Однако представляется, что эта площадка, где современная русская православная мысль обретает формы живого публичного обсуждения, чрезвычайно важна для России и русского народа, да и для других народов, исторически соседствующих с нами. Отнюдь не только в силу обычных для конференций составляющих – публичные выступления, обмен мнениями, обсуждения, споры, не только в пленарных заседаниях, по секциям, но и кулуарные. Что-то на Калязинских чтениях происходит не внутри и не среди участников, а НАД этим всем.
Длится конференция два дня. Начало в 11-00, затем плотная работа в пленарном заседании, плавно частью перетекающая в секции, вечером неизменный концерт в местном ДК. Следующим утром выезд на объекты культуры или в храмы и монастыри, на встречи с работниками образования, культуры, на которых иногда продолжается секционная работа, а после обеда второго дня – отъезд. Так что утром первого дня успеваем добраться из Москвы до Калязина, а вечером следующего дня – снова Москва. В радиусе тысячи километров поезд до Москвы едет одну ночь, так что, например, из Казани вечером отъезжаешь, а через два дня и три ночи утром – снова дома. Напитавшийся Святой Русью, общением с единомышленниками, да ещё в дороге на ноутбуке сделаешь то, чего в обычной жизни никак не успеть. Уставший, конечно, однако оно того стоит.
Что же всегда можно ожидать от Калязинских чтений и что особенного было в этот раз? Во-первых – всегда актуальные и интересные выступления, несомненно, одного из значимых современных русских православных мыслителей и интеллектуальных лидеров русского народа Анатолия Дмитриевича Степанова – председателя Русского собрания и главного редактора Русской народной линии. Ни одна статья или интервью не заменит живого выступления человека, всегда находящегося в гуще современного русского дискурса, всесторонне погруженного в процесс, одного из идейных выразителей и носителей русского движения. Нынешняя тема выступления весьма злободневна, требовала жёсткой принципиальности, но с другой стороны – и крайне высокой ответственности – ни больше ни меньше – для всего нашего народа, поскольку касается Великой отечественной войны, нашего участия в ней и победы. Ведь развёрнутая на международном уровне информационно-идеологическая война в результате проигрыша грозит нам забвением подвига нашего народа по спасению всего человечества в истории и пересмотра этой истории. На кону утрата потомками и мировым сообществом того факта, что именно наш народ и наша страна победили фашизм, а не кто-то другой. В докладе – и глубокий системный анализ явления и рецепты борьбы с ним.
Каждые Калязинские чтения обращает на себя внимание и выступление главы района, председателя Тверского отделения Русского собрания Константина Геннадьевича Ильина – инициатора и хозяина Конференции. Удивляет тем, что, с одной стороны, выступление всегда содержит память о Боге и посвящается проблемам русской провинции, но с другой стороны, фактура и мысли всегда оригинальны и на злобу дня.
Впрочем, все выступления на Калязинских чтениях актуальны, содержательны и интересны. Не только пленарные, например, довелось мне беседовать с двумя педагогами района, которые высоко отзывались о встрече с Ольгой Ивановной Артёменко – директором НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС (Москва) с педагогами работниками образования района. Обсуждали возможность решения образовательных задач в условиях нового законодательства в данной сфере. «Никакие семинары и онлайн запросы не заменят ту информацию и практические советы, которые мы обрели на этой встрече», – заключили женщины.
Не менее важно и то, что происходит не в заседаниях непосредственно, а между ними. Интересна, например, была в этот раз дискуссия, развернувшаяся по поводу старообрядчества. Говорили и об истоках раскола, и о степени достоверности исторических изысканий, о богословских и обрядовых особенностях и степени важности различий. Всего писать здесь и не напишешь по соображениям идеологической этики, но я лично лишь утвердился в уверенности, что воссоединение нас всех под одним куполом в общей православной молитве станет органичным завершением несколько сотен лет размежевания. И, кстати, отметил ещё одну особенность – когда они, старообрядцы, обсуждают нас, то гораздо более непримиримы и категоричны к нам, чем мы, обсуждая их. Но и это, повторяю, уйдёт. Помню разговор со старообрядческим священником в том ключе, что, вот разодрались между собой родные братья чуть не до убийства, разошлись каждый со своей обидой, кто послабее силой – у того, может и больше обиды осталось. Но проходит время, один брат скажет другому: «Брат, прости ты меня ради Христа!» А тот ответит: «И ты прости меня, брат!» Обнимутся, и станут вновь дальше дружными братьями. Старообрядческий священник ничего не ответил, но, думаю, в душе согласился, что аналогия уместна.
Всегда удивляет культурная программа конференции в Калязине. Казалось бы, обычный районный дом культуры в глубинке, в котором не всё ещё отремонтировано, хотя и год от года видно улучшение. Но содержание программы… Один год выступал хор Троице-Сергиевой лавры, однажды – Татьяна Петрова со своим оркестром народных инструментов. Но и в этот раз – приятно удивили хозяева – старшие школьники показали чудесную постановку к юбилею Победы, а потом с прекрасной русской программой выступил исполнитель и автор песен и романсов лауреат различных конкурсов Сергей Зыков из Санкт-Петербурга.
В общем, концертов, которые бывают в Калязинском ДК вечером после первого дня Калязинских чтений, по телевизору не увидишь. Ольга Ивановна Артёменко так и спросила меня в этот раз: «Миша, а почему всего этого не видно в нашей повседневной жизни, ведь этих людей с их номерами не то, что на федеральные каналы – прямо на Красную площадь на самые торжественные праздники!» Я мог лишь ответить: «Там, к сожалению, всё давно забито совсем другими людьми с совсем иными приоритетами».
Но вдруг на концерте после одной из песен в исполнении Сергея Зыкова он вспомнил, ссылаясь на выдающегося русского поэта современности Николая Мельникова, что суть русского человека в стремлении примирить порой непримиримое. Кто из нас не пытался дать определение русскому человеку? Но, как же точно, хоть и предельно кратко, отметил я про себя, слушая уже следующую песню. И, хоть потом я не смог отыскать прямых слов поэта на эту тему, подумал, скорее всего, приятели просто делились мыслями, но это не умаляет значения устного предания, передаваемого через единомышленников при личных встречах – за чаем, на концерте, на конференции…
А общение с единомышленниками вечером за трапезой после концерта несёт свою прелесть. Когда ещё и с кем можно вволю попеть столько русских песен?
Часть работы вне конференции на второй день чтений – обязательно – посещение храма, монастыря, объекта культуры или центра культуры. В этот раз – совершенно удивительная экспозиция изделий, выполненных сложнейшим весьма ажурным плетением на коклюшках. Завораживающая музыка гремящих друг о друга деревянных коклюшек, музыка женского голоса, сопровождающего показ азов обучения. Колыбельная! Фото и истории местных мастериц, особенности труда и быта – всё исключительно гармонично и пропитано любовью современных собирательниц и хранительниц этого древнего русского местного ремесла.
Посещение краеведческого музея города и района тоже стало запоминающейся вехой для участников конференции, начиная с пушек, веером раскинутых прицельно перед входом в сторону акватории Волги. Исторические персонажи со страниц отечественной истории и духовной жизни, воевода Михаил Скопин-Шуйский, святой Макарий Калязинский – как близка здесь становится наша история! Замки и ключи – кованные (!), пушки и маленькие пушечки литые – всё XVIII века. И удивительные образцы древних культур. Олег Юрьевич Кассин говорит, что всё время удивлялся – как были изготовлены эти замечательные каменные топоры-молотки – обработать так камень, ну никак не возможно. Неужели отлиты из какого-нибудь древнего бетона, рассуждали мы? Эпоха Фатьяновской культуры, первая половина второго тысячелетия до нашей эры – нет, не возможно. Действительно, как написано, камень (не абы какой известняк, а кремень!) сверлили и шлифовали. Вот – задача для современных мастеров высоких технологий!
И отовсюду с берега Волги видна Калязинская колокольня. Даже из окон гостиничного комплекса «Усадьба», где мы остановились по символическому адресу ул. Коммунистическая, дом 1.
«Много ли посетителей бывает, особенно зимой – тихо, наверное?» - спрашиваю хозяйку Светлану у окна, за которым – во всей красе символ Калязина. Нет, говорит, здесь всё время люди приезжают отдохнуть семьями, с друзьями.
Если остаётся в конце хотя бы полчаса времени, обязательно посещаем Калязинскую колокольню и памятник Макарию Калязинскому, фотографируемся. Посещаем и храм Вознесения Господня, дабы с молитвой припасть к мощам самого святого Макария. Постоять на памятном месте близ битвы при Жабне у памятного знака. Вспомнить славных русских воинов, их военную хитрость, когда враг сам заскочил в болото под напором задних рядов, их воеводу, героя смутного времени Михаила Скопина-Шуйского, как его потом подло отравили завистники прямо на царском пиру.
И, каждый раз, выезжая на берег Волги к Калязинской колокольне – любуешься этим дивом, натурально лицезреть которое не заменит любование самыми удачными её фотографиями. В нынешнем своём выступлении на Калязинских чтениях я говорил о Храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани, стоящем на разливе посреди реки Казанка прямо на въезде в центр Казани перед стенами нашего кремля. И озвучил идею, что, может быть, когда эта святыня будет восстановлена, в том числе и по принятому на этих Калязинских чтениях, призыву к федеральному министерству культуры и главе региона, она станет символом Казани подобно ставшей символом Калязина колокольне Никольского собора.
Глава Константин Геннадьевич выходит из здания администрации в костюме прямо на мороз проститься с гостями, извиняется: «Курсовую сдавать прямо сейчас ехать надо, я же в семинарии на заочном учусь». Прощается лично с каждым, желая доброго пути. Напоминаю о сказанном ему с трибуны конференции накануне, что если вдруг нападут сомнения – так ли, дескать, нужно продолжать проводить очередные Калязинские чтения Русского собрания, то чтобы отгонял от себя в сторону все сомнения – эта площадка нужна России и русскому народу. Здесь слышен голос России.
Может быть, отчасти, причина в том, что Калязинские чтения, на которых обсуждаются судьбы России и русского народа, начинаются с общей молитвы, что участники, разъехавшись, весь следующий год поминают друг друга на домашней молитве? Вот, бы так, с молитвой, когда-нибудь зажила вся Россия, вымолила Божью благодать и жила с нею в веки вечные!
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания
Фото Яны Сониной и Михаила Щеглова