Гармонизация в общественно-политическом контексте как понятие может иметь широкую смысловую нагрузку. Под этим можно понимать гармонизацию политических отношений, что предполагает стандарты политической практики в виде внутригосударственных коалиций различных политических сил, которые, как мы понимаем, не могут быть вечными, а то и просто длительными.
То же касается межгосударственных союзов и иных форм внешнеполитического взаимодействия.
В контексте экономических отношений гармонизацию можно попытаться представить как систему сочетания интересов, основанную на минимизации противоречий субъектов экономики, хотя на практике всегда имеется доминирование интересов владельца большей собственности над интересами остальных субъектов экономической деятельности, владельца финансов над интересами владельца производства, управляющего национального банка над финансовыми организациями низшего уровня.
То же можно увидеть при попытке гармонизации отношений региональных субъектов с центром и друг с другом.
Как видим, гармонизация в любом возможном контексте состоит из сочетания множества компромиссов, которые могут оставаться всегда желательными, но не всегда достижимыми, так как упираются в волю участников процессов разнообразного свойства.
Таким образом, если говорить о гармонизации в теоретическом смысле – ее можно понимать как комплекс договоренностей, к которым общество на разных уровнях взаимодействия пытается прийти и в некоторой мере приходит через публичные механизмы общественно-политического и экономического управления.
Наличие многоуровневых, затяжных, а то и неразрешимых проблем в стране и регионах свидетельствует о недостаточной эффективности действующих методов поиска компромиссов.
Эти методы сегодня сводятся к переговорам представителей общества, которые, в основном, являются представителями не собственно широких слоев, а наиболее значимых субъектов экономической и политической деятельности, включая федеративное государство и его территориальные субъекты.
Применение этих методов нельзя назвать успешным, так как по многим важнейшим вопросам государственной и экономической деятельности нет не только всенародного одобрения результатов, но распространено неодобрение, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Причина недостаточной эффективности действующего управления населением страны усматривается в субъективных предпочтениях, коррупционных целях, лоббировании узких корыстных интересов, некомпетентности или недоговороспособности участников всех переговорных процессов политико-экономического плана, имеющих государственную и региональную значимость.
Таким образом, проблема повышения эффективности управления видится в снижении субъективного фактора, влияющего на принятие решений. Субъективные интересы являются основным содержанием позиций недоговороспособных субъектов по множеству существующих проблем.
Например, всегда противоречивы интересы труда и капитала, центра и периферии, оборонных и социальных направлений госбюджета, налогообложения и налогоплательщиков владельцев крупных и мелких предприятий, владельцев финансов и владельцев производства, центрального банка и подконтрольных ему финансовых организаций и так далее.
В связи с этим выработку решений, основанных на множественности факторов, при учете множества интересов, существенная часть которых противоречива, вероятно, следует передать математической программе высокого уровня, при создании которой будут учтены как реальные возможности национальной экономики, так и сочетание интересов всех граждан, всех субъектов экономической и политической деятельности, всех слоев общества с математически выраженными поправками на их общенациональную эффективность и значимость.
Критерии, которые должны быть оцифрованы и приобрести вид математической программы при выработке решений, должны быть утверждены решениями парламентов соответствующих уровней.
Представляется, что сама программа должна получить экспертную оценку и иметь аудит ее регулярно в ходе использования, а наличие общих представлений о программировании должно быть обязательным у всех лиц, принимающих решения и в том числе доверяющих основные выводы математической программе, а также в ходе принятия решений по ее улучшению или совершенствованию.
Только таким образом достижимо снижение субъективного фактора при принятии решений, что в принципе должно способствовать гармонизации интересов общества при выработке той или иной политики регионального и общегосударственного уровня.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист, многодетный отец