Пересвет нашего времени

Владыка Иоанн (Снычёв) – удивительное явление в истории нашей Церкви

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн 
0
2215
Время на чтение 9 минут

В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года).

В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.

Мы уже предоставляли слово:

известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову;

известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву;

известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову;

доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву;

заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину;

доктору философских наук, профессору МГУ, заместителю председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерию Николаевичу Расторгуеву.

Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится известный петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:

Чем более проходит времени после кончины митрополита Иоанна, тем больше Владыка встает во весь рост. При жизни он обладал очень тихим голосом. Помню, как приходилось напрягаться, вслушиваясь в его слова. В проповедях, на конференциях и даже в личном общении Владыка говорил тихо. Восприятие его слова требовало тишины и внимания. Иначе можно было не понять и прослушать то, что он говорил. Однако с течением времени его голос звучит всё громче, как будто само время усиливает звук.

Митрополит Иоанн – удивительное явление в истории нашей Церкви.

Свое служение Владыка начинал в советское время при гонениях на веру.

Верить в Бога было небезопасно – приходилось преодолевать внешние стеснения, скорби и внутрицерковные искушения. Само время было главной «семинарией», где сдавали прежде всего экзамен на готовность быть гонимым, способность идти против течения, вразрез с идеологией и общественным мнением, быть чужим среди своих, быть в обществе «белой вороной». Но именно этот ценз отсеивал конформистов и конъюнктурщиков и приводил в Церковь по-настоящему верующих мирян, священников и архиереев. Приходится согласиться с тем, что для Церкви бывают полезны гонения как профилактика от болезней и закалка организма. За две тысячи лет мы наблюдаем постоянно повторяющиеся гонения Церкви, которые попускает Господь. (Поэтому не нужно удивляться нынешнему накату на Церковь. Мы не лучше своих предшественников. Если гнали наших предков по вере, то и нам надо быть готовым к новым гонениям). Митрополит Иоанн прошел эту школу гонений.

Мы видим на его примере, как важно в духовной жизни послушание и следование за подвижником. Владыка Иоанн предано служил своему духовному отцу – митрополиту Мануилу (Лемешевскому). Можно сказать, что один архиерей родил другого. Это было не формальное чадство, а духовное рождение во Христе. Так оптинские старцы Макарий и Леонид говорили, что они «вынянчили старца Амвросия». То же можно сказать и о митрополите Мануиле и владыке Иоанне.

Когда освободилась Петербургская кафедра, встал вопрос, кто ее займет. Было много ожиданий, называлось много имен, кроме одного – митрополита Иоанна (Снычёва). Но именно он и был назначен. Он взошел на важнейшую Петербургскую кафедру из российской глубинки. Это было неожиданное назначение: владыка Иоанн не отличался внешней представительностью, которая, кажется, необходима для столь высокой кафедры, как Санкт-Петербургская. Может быть, он кого-то разочаровал своей простотой, доступностью, тихим голосом, отсутствием внешнего ораторского искусства. Но насколько это решение было неожиданным, настолько оно оказалось и верным. Надо отдать должное прозорливости Патриарха Алексия. Он никогда не объяснял, чем руководствовался в своем выборе, но теперь мы понимаем, что тогда было принято судьбоносное решение не только для Петербурга, но для всей Церкви и всей России.

В те годы Россия вышла из гонений и обрела свободу. Внутри и вокруг нее началась ожесточенная геополитическая и духовная схватка мировых и закулисных сил. Ситуация по своей исторической значимости напоминала Куликовскую битву. И вот тут на это поле Куликово вышел не политик, не полководец, не муж облеченный в броню, а смиренный инок без меча и щита — митрополит Иоанн, который стал Пересветом нашего времени. Он первый принял удар на себя. Он обладал столь большим духовным авторитетом, что его пример вдохновил многих людей встать из окопов, выйти на поле брани. Его оружием стало слово, его щитом стала вера. Он говорил негромко, но с силой. Его слово сформировало русскую идею нашего времени. Владыка Иоанн наполнил образовавшийся после падения коммунизма идеологический вакуум. Сколько потом ни рассуждали о национальной идее, ничего принципиально нового к словам митрополита прибавить не смогли.

Впервые в истории России именно архиерей сформулировал национальную идею России и выступил идеологом государства Российского. Значение митрополита Иоанна в этом смысле можно сравнить с ролью старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, сформулировавшего в послании великому князю Московскому Василию III Ивановичу государствообразующую идею «Москва - Третий Рим».

В Российской Империи государственную идеологию формулировали русские мыслители, философы, писатели. В Синодальный период церковная иерархия не претендовала на участие в разработке национальной и государственной идеологии. Только в конце ХХ века архиерей выступил в этой роли. Митрополит Иоанн исполнил миссию гласа вопиющего в пустыне. Он на историческом распутье сформулировал, что такое Россия, какой она должна быть, в чем ее историческое призвание, в чем состоит русская идея.

Это стало возможно, потому что все мысли Владыки Иоанна подтверждены его совестью, безупречной нравственностью и чистым сердцем. Идеологию Российского государства сформулировал архиерей с беспрекословным нравственным авторитетом. Поэтому его труды были восприняты обществом и легли на сердце русскому народу, стали знамением нашего времени. Петербургский Владыка стал всероссийским пастырем своего народа.

При митрополите Иоанне (Снычеве) именно Петербург стал духовной столицей России, новым Римом, вернув себе звание кузницы национальной идеи. Вспомним, что и само возвращение исторического имени города в 1991 году произошло при Владыке Иоанне, во многом благодаря его активной позиции. Безусловно, Санкт-Петербург многим ему обязан. Митрополит Иоанн заслужил памятник в своем кафедральном городе, духовным главой которого он был в течение сложнейших пяти лет его истории. Владыка стал той исторической личностью, без которой невозможно представить не только историю Санкт-Петербурга, но и всей России - как в настоящем, так и будущем.

В заключение хотел бы сказать несколько слов по часто поднимаемой оппонентами митрополита Иоанна проблеме авторства его книг. Совершенно очевидно, что у каждого большого церковного и политического деятеля существует множество помощников, секретарей и референтов. Вопрос подлинности авторских работ можно поставить по отношению к любому крупному общественному деятелю. Почему претензии предъявляют только к митрополиту Иоанну? Почему такая избирательная критика? Например, о.Андрей Кураев постепенно открывает нам секреты составления им речей и обращений для Патриарха Алексия. Но никто не подвергает сомнению, что они отражали позицию и мнение Патриарха. Высоким лицам никто не ставит в вину, что им готовят тексты или подготавливают базовый материал для них. Важно, что официальное лицо согласно с написанным и поставило под ним свою подпись. Поэтому для нас важно, что митрополит Иоанн написал и подписал свои труды. Принципиально, что это его мысли и идеи. Если у него и были помощники в подборе материала, то нужно только выразить им благодарность за помощь Владыке. У полководцев должны быть адъютанты.

В этом смысле «референтами» Владыки были многие русские мыслители и философы, как например философ Иван Киреевский (1806-1856), слова которого приводит митрополит Иоанн в своей книге «Русская симфония»: «Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, - всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского; всё, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений» (Митрополит Иоанн. Русская симфония. Изд. 2-е. СПБ, 2002 г., с. 248).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Чудо Всероссийского пастыря
В Кронштадте состоялся традиционный VII Иоанновский фестиваль, посвящённый о.Иоанну Кронштадтскому
18.06.2024
«Было полное ощущение благодатного чуда»
Мироточение иконы Божией Матери Благодатное Небо в День Победы
10.06.2024
Духовное отрезвление России
Опрос ВЦИОМ свидетельствует о выздоровлении души народа
16.05.2024
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Верую: воскреснет и Русь!
Пасхальное послание 1993 года
11.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Непримиримый боец с врагами Руси Святой
40 дней со дня смерти Константина Душенова
23.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Преждевременный сарказм
Новый комментарий от Дмитриев
20.06.2024 11:15
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.06.2024 10:35
Штурм прошёл успешно – проблемы остались?
Новый комментарий от Валерий Медведь
20.06.2024 10:25
ФСИН – ещё один рассадник терроризма
Новый комментарий от Валерий Медведь
20.06.2024 10:06
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.06.2024 08:53
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.06.2024 08:23
«Закон о семейно-бытовом насилии продвигает ООН»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.06.2024 07:51