О национальной корректности

Пути воссоединения России и Украины

Бывший СССР  Украинский кризис 
0
954
Время на чтение 10 минут

Несмотря на историю ХХ столетия, несмотря даже на события последних шести лет, жители Украины и поныне являются частью единой русской нации. Если бы мы согласились, что это не так, то и обсуждать было бы нечего, и украинцев действительно следовало бы предоставить самим себе. Но разве можно просто так отказаться от матери городов русских, не говоря уже о землях, которые не имеют никакого отношения к исторической Малороссии? Это равнозначно отказу от своей истории, от своих истоков. Если после 2014 г. Крым стал для России сакральным местом, сравнимым по значению с Храмовой горой для евреев, то вряд ли этим отменяется значение Киева и Киевской Руси для истории России.

Русские и украинцы представляют собой одно целое. Не будем сейчас вдаваться в подробности, как при этом называть целое и его части: суперэтнос - этнос - субэтнос. Тридцать лет это целое старательно пытаются расколоть. (Кто-то возразит, что на самом деле расколу уже сто лет; но в СССР по крайней мере сохранялось государственное единство). Украинский проект направлен на то, чтобы полностью и навсегда оторвать Украину от России, сделать из неё своего рода анти-Россию, и неудивительно поэтому, что там идёт активная обработка населения в самом оголтелом необандеровском духе. Однако в последнее время и в Российской Федерации, в ответ на украинскую пропаганду, происходит отталкивание от Украины.

На этот факт обратила внимание Н. Поклонская, которая за какой-нибудь год из poster girl («Наша няша») православно-патриотической общественности превратилась в её enfant terrible («Эта хохлушка»), и вряд ли последние её высказывания помогут восстановлению её репутации. Напомню, что г-жа Поклонская призвала российские СМИ работать на примирение с Украиной, назвав теперешнюю их позицию недальновидной. Сами по себе её рассуждения, конечно, ничем не выделяются на фоне политики Российской Федерации в отношении Украины, которая, как известно, заключается в проявлении доброй воли при каждом удобном и неудобном случае. Иногда добрая воля проявляется в действии, когда, например, отпускают на волю украинских террористов, которых до этого с большой помпой судили. Иногда, наоборот, она проявляется в бездействии, когда, например, в который раз закрывают глаза на очередные украинские провокации, и при этом ещё делают вид, будто именно в этом и заключается великодержавность Российской Федерации. И тут и там - желание примирения, т.е. желание даже не решить хоть как-нибудь украинский вопрос, а просто отделаться от него, и чем скорее, тем лучше.

Но дело не в чаемом в т.ч. г-жой Поклонской «примирении» с «братским украинским народом». В России стало модным и почти даже обязательным говорить об Украине исключительно самым пренебрежительным тоном, с оттенком, у кого насмешки и издёвки, а у кого - враждебности и ненависти. Разумеется, что украинская действительность на самом деле преподносит очень много поводов для такого отношения: несомненно, что на Украине делается и говорится много, прямо скажем, глупостей. Совершаемые украинским государством преступления - отдельный разговор: много ли вообще внимания российские СМИ уделяют этим преступлениям? А если уделяют, то оказывается, что украинское государство тут как бы и не при чём. И в то время как вооружённые силы Украины обстреливают Донбасс, российское руководство больше всего обеспокоенно тем, как бы всё-таки пригласить на празднование Дня Победы главнокомандующего этими вооружёнными силами.

Мы же сейчас говорим о ежедневной украинской действительности, которая сплошь и рядом даёт факты, оправдывающие пренебрежительное к ней отношение. Драки в Верховной раде, к примеру, напоминают скорее об африканской какой-нибудь, а не европейской, стране. Положим, в Государственной думе не дерутся; но это, кажется, объясняется лишь тем, что, среди этой унылой депутатской серости только, кажется, один и есть живой человек, и это всё та же г-жа Поклонская. Но в речах и делах думцев несуразностей порою не меньше, чем в выступлениях депутатов Рады. Неудивительно поэтому, что российский официоз с удовольствием обращает внимание на происходящее на Украине именно с этой стороны. Именно поэтому, например, на развлекательные телевизионные передачи, которые по недоразумению считаются «дискуссионными» и даже «аналитическими», приглашают каких-то совсем уже карикатурных украинских экспертов, которые только и умеют, что драть глотку да показывать саркастические ухмылки. «Если вы думаете, что у нас плохо, то посмотрите, что творится у них» - такая мысль всеми силами доводиться до широкой публики. Украину и украинцев не следует принимать всерьёз - собственно, поэтому мы и закрываем глаза на все их выходки. Но за этим пренебрежением стоит другая, впрочем, иногда произносимая вслух, мысль: «Эти люди для нас совершенно чужие, и нам нет и не должно быть до них дела».

Но разве это не так на самом деле? Разве Украина не превратилась в совершенно враждебную России страну, во враждебный России народ? Во всяком случае, украинская пропаганда именно так и относится к России, как к экзистенциальному врагу, и не упускает случая, чтобы ещё раз отречься от братства с Россией. Ввиду такого отношения можно даже понять российский официоз, для которого украинцы - отрезанный ломоть. При этом как бы между прочим и жители Новороссии тоже записываются в украинцы (так что донбасский конфликт мановением руки оказывается конфликтом внутриукраинским), а украинцы - в криптобандеровцы.

В такой позиции выражается то, что я как-то назвал «малороссийским патриотизмом». Патриотизм - не в виде формулированной доктрины или хотя бы до конца осознанного мировоззрения. Малороссийский же - не в смысле патриотизма украинского. Заботливость об украинской государственности в нём присутствует, но только как следствие из причины. Причина же, т.е. суть малороссийского патриотизма - в отказе от идеи Великой России, от «империи» и статуса великой державы ради России (относительно, конечно) малой, ограниченной пределами Российской Федерации. Такое самоограничение, разумеется, подразумевает отказ и от идеи Русского мира. Россия снимает с себя ответственность за судьбу русских в ближнем зарубежье. «Носители русского языка» - закономерный итог малороссийского патриотизма в этом смысле.

Несколько иначе к делу относятся русские националисты, хотя и они видят в Украине чужое и даже враждебное государство. Русские националисты вообще теперь в человеке с «неправильными» взглядами обязательно заподозрят украинца, как в 90-е годы в подобных случаях они обязательно подозревали, что имеют дело с евреем. Всё украинское (вплоть до вышиванки) для них олицетворяет зло, а всякое зло, в свою очередь, сводится в конечном счёте к украинству. «Любой политический, социальный, культурный конфликт в современном российском обществе легко редуцируется к этническому - русско-украинскому», - сообщают нам, и какая разница, что среди «украинцев» сплошь и рядом попадаются этнические русские. Впрочем, с точки зрения русского национализма, тут на самом деле нет противоречия: в действительности никаких украинцев нет, а есть только русские, часть из которых, однако, заставили забыть о том, кем они являются на самом деле. Именно это и есть украинство, как, например, босняки - сербы, которых заставили забыть о том, что они сербы. Правда, в таком случае непонятно, что же это за «этнический» конфликт, в котором одна из противоборствующих сторон определяется как раз не этносом, а мировоззрением. Но это к слову.

Поэтому русские националисты требуют не отказа от Украины, в виде признания её пусть и братской, но всё-таки чужой страной, а воссоединения разделённого русского народа. Сама по себе такая постановка вопроса может вызвать только сочувствие. Но если считать, что украинство - большевистская выдумка, а украинское самоопределение на самом деле является только самообольщением, и потому настаивать на том, чтобы украинцы полностью (и как можно быстрее) отказались от того, кем они считали и ощущали себя до сих пор, то это вряд ли поможет решению украинского вопроса. Если вы уверены, что кто-то заблуждается, то неужели вы сможете переубедить его тем, что ругаете его, а то и вовсе зачисляете в враги?

Положим, что те же большевики действительно сделали очень много, и, пожалуй, даже слишком много для того, чтобы современная Украина стала возможной. Однако не менее очевидно, что они не могли создать её совсем из ничего, на пустом месте: у них под руками был готовый материал, с которым они могли работать. (NB Стóит кстати отметить, что обличители большевиков, которые во всех прочих случаях совершенно отказывают им в творческом даре, именно здесь делают вдруг исключение. Но это опять-таки к слову).

Но ведь Малороссия и прежде уже имела свой, отличающийся от великорусского, характер: достаточно почитать хотя бы Гоголя. Задолго до большевиков К. Леонтьев заметил: «Всё у малороссов, в преданиях, в воспитании историческом, было вовсе иное, на Московию непохожее». Могут возразить, что это были различия скорее областные, а не национальные, что таковыми их сделали именно большевики; что большевики из одной части русского народа создали не существовавшую никогда нацию и утвердили границы не существовавшего никогда государства. Однако в СССР на это смотрели как на передачу территорий из одной части единого государства в другую, каким была в Российской империи передача Выборга в состав Великого княжества Финляндского. И, кстати, до 2014 г. мало кто вспоминал о нарисованных большевиками границах.

Парадокс заключается в том, что, когда о них всё-таки вспомнили, то именно в этот момент упрёки в адрес большевиков потеряли всякую силу. О советских неправильных границах вспомнили в дни Русской весны, когда у России появилась, быть может единственная возможность исправить ошибки прежних своих правителей. Но она этой возможностью не воспользовалась. И после того, как Русская весна была загублена, продолжать говорить об ошибках большевиков - значит отводить внимание от собственных ошибок.

Впрочем, какой бы ни была роль большевиков в появлении на свет теперешней Украины, непредвзятому взгляду, конечно, очевидно, что главную роль здесь сыграла бандеровская пропаганда. С советской точки зрения, украинцы - это один из братских советских народов; но именно с точки зрения бандеровской украинцы - это противоположность «москалей». К сожалению, эта пропаганда может похвастаться большими успехами, как в своё время огромными успехами в Германии могла похвастаться пропаганда нацистов. Миллионы людей совершенно искренне считают себя украинцами, но это, кстати, вовсе не означает, что все они разделяют бандеровскую идеологию. Факт этот можно оценивать по-разному, но от этого он не перестаёт быть фактом. Российский официоз признаёт этот факт, смотрит на украинцев, как на чужих, и тем самым закрепляет раскол между двумя ветвями русской нации. Русский национализм не признаёт этот факт, смотрит на украинцев, как на обманутых русских, и требует от них самоотречения, а в случае отказа с бездумным легкомыслием вычёркивает их из русских. И тем самым он в конечном счёте тоже закрепляет раскол между двумя ветвями русской нации.

Недавно мне попалась на глаза опубликованная в 1910 г. заметка, в которой шла речь о юбилее одной из женских гимназий в тогдашнем Западном крае. Состав учащихся отражал пёстрый национальный состав местного населения, но тем не менее «торжество носило вполне русский характер». Замечательно при этом, что русскость не навязывалась представителям национальных меньшинств среди учащихся, а, наоборот, всячески ими поддерживался: после исполнения гимна России «учащиеся польки и еврейки не уступали в овациях русским». Более того - «Ученицы польки и еврейки старались как бы перещеголять русских» в изъявлении своих чувств. Чем же объяснить такое поведение? Автор заметки указывает на «сближение наше с поляками на почве взаимной корректности и легальности» и далее развивает тему: «Если русское национальное сознание и все наши деятели станут работать и дальше на корректной почве, не поступаясь, конечно, своими насущными интересами и не попирая права других, если таковы основательны, то замечаемые ныне признаки сближения могут превратиться в общую столь желательную эволюцию сближения».

Украинский вопрос не решить тем, чтобы «конструктивно» признать «сложившеюся реальность», признать Украину навсегда отрезанной от России чужой страной, которая, быть может, согласится относиться к русским как братьям. Такое «решение» означало бы, что на произвол судьбы брошена часть русского народа, русских земель, наконец, русской истории, и к тому же брошена зря, потому что дружба с Украиной всё равно не получилась бы. Вопрос этот может решится только на путях ирриденты. Но после воссоединения русских земель неизбежно встал бы вопрос о воссоединении русского народа. т.е. о преодолении бандеровского морока. И этот вопрос насмешками или тем более окриками не решить.И тут ключевое слово - корректность. Совершенно очевидно, что речь идёт не о современной т.н. политкорректности, которая ставит большую нацию или большинство внутри нации в положение заискивающее и даже кающееся перед всякими меньшинствами: этническими, культурными, сексуальными. Наоборот: речь идёт о корректности, которая является естественным следствием чувства ответственности великой нации, осознающей свою силу и своё превосходство: если угодно, noblesse oblige в национальных отношениях. Она выражается в благосклонном отношении к характерным чертам и особенностям окружающих народов и народностей. Она выражается в тщательном различении проявлений самосознания таких народов. В отношении украинстваэто значитпризнавать, что оно не исчерпывается бандеровщиной. Наконец, она, эта корректность, выражается в признании за окружающими народами самого права их на существование, даже находя при этом, что существование это основано на недоразумении. Собственно, национальная корректность есть не что иное, как национальный принцип исторической России. «Подчинённый народ должен с нами слиться только государственно, но совершенно волен жить по своим национальным особенностям или примкнуть к нам, если ему нравится, и в бытовом отношении» (Л. Тихомиров).

Если бы Россия действительно поставила себе целью ирриденту, пусть и не обязательно записанную в Конституции (это было бы даже излишним), то надо задуматься и над тем, что делать с воссоединёными землями и теми, кто на них обитает. Силой ли тянуть в русские, приговаривая: «Вы итак уже русские», или предоставить это личной воле и совести отдельного человека. В 2014 г. утверждали, что ввод российских войск на Украину, о котором тогда много говорили, привёл бы к тому, что под властью Россию оказались бы миллионы враждебно настроенного народа. От того, как будет решаться украинский вопрос, может зависеть, станет ли этот мрачный прогноз в другой раз действительностью или нет.

Александр Коппенол, русский православный публицист, Голландия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. После потери Украины следующий на очереди Юг России.

Те, кто считает Украину "отрезанным ломтем", должны понимать, что ментально и этнически российское Черноземье гораздо ближе Восточной Украине (общие северские корни), чем Средней полосе, а Юг - вообще ничем не отличается от Новороссии - в конце 18-века он вместе с Причерноморьем входил в Новороссийское наместничество с центром в... Астрахани. Просто этот "отрезанный ломоть" начнет "отрезать" и дальше. Более того, до событий 2014 года украинские активисты уже активно работали в регионе, и если бы не их природная спесь, то могли бы много достичь в плане налаживания "взаимопонимания". А с ментального взаимопонимания, потом начинается и политическое, так что "отрезатели" даже не понимают с чем имеют дело, и куда пойдет дальше "отрезание". На самом деле даже потеря Белоруссии не так страшна (правда она предполагает потерю и Калиниграда в дальнейшем), как потеря Новороссии.
Алексей Строев / 05.02.2020, 08:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Коппенол
Не нужно иллюзий по поводу победы партии Вилдерса
В Голландии прошли выборы в нижнюю палату парламента
24.11.2023
Окончательное решение украинского вопроса
Взгляд русского из Европы
18.09.2023
Нам нужна одна Победа
Но ей мешает отсутствие понимания целей войны для России
17.09.2022
Ещё о будущей денацификации Украины
Итогом войны должна стать обновлённая Россия
09.06.2022
О будущей денацификации Украины
Если России не удастся привлечь к себе жителей Украины, она и войну проиграет, и Украину потеряет, и теперь уже навсегда
28.03.2022
Все статьи Александр Коппенол
Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Украинский кризис
Сбылся ли прогноз?
15 лет назад экспертам было понятно, что Украину в её постсоветских границах не удержать
15.04.2024
Le Figaro: на Западе предупредили о скором поражении Украины
Война на истощение исчерпывает ресурсы Украины
13.04.2024
CNN: Европа боится победы Трампа из-за его планов по Украине и НАТО
Европейские дипломаты в США пытаются подобраться к союзникам Трампа за информацией
13.04.2024
России нужна «православная иранизация»
Метафизика многовекторного мира и шабаш пособников терроризма в Швейцарии
12.04.2024
В рамках «Большой игры» маленькие игры тоже следует учитывать
Зачем Эрдоган и Лукашенко постоянно выдвигают мирные инициативы
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24