В своем Послании Федеральному собранию Президент РФ В.Путин призвалпять ядерных держав, основателей ООН, начать работу по предотвращению глобального конфликта.
Механизмы предотвращения конфликта, которые могут быть таким образом созданы, надо понимать, будут историческим последованием Ялты, Потсдама и, возможно, будут в чем-то подобны соглашениям, заключенным в 70-80 г. прошлого века, в период так называемой разрядки.
Их суть сводилась к ограничениям тех или иных вооружений и соответствующим способам взаимного контроля сторон. Не исключены какие-то иные подходы к решению проблемы ограничения вооружений и контроля над ними.
Но возникают вопросы иного плана. Все же конфигурация мира в 1944-45 г. была основана на невозможности развития силовых структур Германии и Японии.
По той маниакальной настойчивости, что проявляет ныне Япония в отношении Курильских островов, становится понятной необходимость ограничения ее силовых возможностей.
Германия ведет себя спокойнее в отношении существующих границ, но ее ведущая экономическая роль в Европе многое объясняет в отношении такого спокойствия. Практический контроль над экономикой стран ЕЭС на данный момент является хорошей компенсатором территориальных амбиций.
То обстоятельство, что по сей день обе бывшие страны так называемой Оси находятся в состоянии военной оккупации, также многое объясняет в их миролюбии.
В Европе практически три четверти века нет войн, если не считать гражданскую войну на территории бывшей Югославии, ход которой послужил поводом для известной международной операции.
Обладание ядерным оружием является решающим аргументом при обсуждении вопросов мировой важности.
Однако, наряду с обладанием ядерным оружием действует фактор его неприменения. Потому как после применения никакие разумные факторы действовать вообще не будут.
Мир, сформированный на излете жесточайшей Второй мировой войны, надо полагать, за семьдесят пять лет все же изменился. И вряд ли можно подходить к вопросу его устройства без участия стран, пусть и побеждённых в ту войну, но в послевоенном мире вновь подтвердивших статус ведущих экономик мира.
Ведь политические проблемы, достигшие остроты применения военной силы, за редким исключением вытекают из проблем экономических.
Принципом новой конфигурации мира, новых правил его существования, вероятно, могут стать не столько новые ограничения вооружений, сколько методы снижения экономического напряжения в тех или иных сегментах мирового сообщества.
И здесь предметом для обсуждения видится не только антисанкционная тема, но и тема выравнивания экономического развития стран мира, в основе которой лежит проблема ограничения частных экономических интересов. На сегодня это в основном интересы ТНК и финансовых структур, за ними стоящих.
Мир, похоже, приближается к порогу, за которым либо эра новой политики, основанная на новых экономических правилах, либо эра радиоактивной мировой пустыни.
Конечно, не стоит идеализировать людей. В сути своей массовый преимущественный допуск кухарок в управление государствами, что пытались осуществить пролетарские диктатуры, привел к кризису неуправляемости всеми сторонами жизни общества, чего, как видится сегодня, вполне можно было бы избежать через приложение интеллекта к внутренней политике и экономике.
Тем не менее тотальная смена элитарного слоя России в период пролетарской революции создала не только в нашей стране, но и всему человечеству историческую перспективу, в тренде которой оно существует более столетия.
Уроки истории необходимо учить, что означает необходимость формирования ненасильственных механизмов интенсивной смены управленческих элит, так как простая ротация приводит к замене своих на своих, закреплению элитарности и гипертрофии частных экономических интересов.
Мировое сообщество внешне кажется не готовым к обсуждению такой проблематики.
Изменение тренда частного интереса на общественный может происходить лишь повсеместно, по сути, на основе некоего общего соглашения или хотя бы на основе решений ведущих стран мира.
Потому как попытка построения общества общих интересов в одной отдельно взятой стране ведёт к истощающей соревновательности с остальным миром, но результатов не дает.
По законам временного цикла, дважды по шестьдесят лет отмеряв свою историю, мир вновь выходит на решение глобальной проблемы усмирения частного экономического интереса.
В 1899 г. в Гааге подобная попытка была предпринята страстотерпцем Императором России Николаем II, впервые предложившим ограничение вооружений, что предполагало ограничение военных заказов, наиболее прибыльных для частной промышленности и банков, собственно служивших локомотивом развития капитализма.
Царский подвиг свидетельствования миру о божественных смыслах его устройства Николай II начал еще тогда, за два десятилетия до трагедии в Екатеринбурге.
Хочется думать, что современная попытка обсудить ту же тему повзрослевшей на сто двадцать лет мировой политикой пройдет при понимании, что первоисточником тренда выживания человека общинного в мире волчьего частного интереса был святой русский Царь Николай II.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист