Российская гламурь, олигархат, высокие чиновники летят персональными самолетами и бизнес-классами на Запад, чтобы «оттянуться» на престижных курортах и личных виллах. В сетевых «вавилонах» обычные люди толпятся на распродажах. Рупор российского дипведомства Мария Захарова зажигательно крутит бедрами на корпоративе…
Что ни говори, близится Новогодний праздник, грядет Рождество Христово. В том числе и для Вас, славянские братья, обреченных решением Международного трибунала по бывшей Югославии томиться в застенках. Наверное, Вы тоже будете отмечать эти праздники. Исходя из условий, в которых находитесь. Вспомните родных, близких, некогда единую цветущую Югославию, мысленно произнесете тосты. Я тоже помню мирную Югославию. Изнывающий от летней жары спокойный Белград. Сербского инженера, с которым мы понимали друг друга без переводчика. Гидшу-сербку, знающую русские песни. Многолюдные пляжи Дубровника. Уютные горные кафэшки. Пестрый сараевский базар…
Но еще более отлеглось в памяти другое - как все начиналось 24 марта 1999 года. В те дни в маленьком городке Андреаполе на древней тверской земле тяжело умирала моя старенькая мама. Я не спал ночами. Думал о маме, незадолго до этого сказавшей: «Сынок, войны нет, а как будто бы она идет». Думал о Югославии. Сейчас перелистываю свою книгу «Последнее письмо» с очерками «Мы знаем, что ныне лежит на весах»…», «Золоченый штандарт на фоне улыбки Мадлен», «Простите нас, сербы», «Повторение пройденного» и в написанном явственно оживает пережитое:
«Незадолго до нападения на Югославию «мадам война» Мадлен Олбрайт приезжала в Москву, где на одной из встреч с так называемым истеблишментом читала стихи на русском языке. Это были великие ахматовские строки:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…
Издевательски, цинично звучали эти строки, произнесенные накануне варварских бомбардировок Югославии и нового передела мира на основе «силовой концепции» НАТО. Олбрайт словно бы бросала вызов России…»
«Югославию бомбят днем и ночью. Убивают ни в чем не повинных людей, разрушают заводы, телестанции, уничтожают мосты. Нагло, методично, изуверски….Ну, а что же Россия, точнее ее руководство? Какие-то несуразно-запугивающие заявления президента – мол, Косово мы не отдадим, и фактическое невмешательство в предотвращение гнуснейшего преступления против цивилизованного государства в центре Европы. Мало кого введут в заблуждение суетные петляния полномочного представителя президента Черномырдина, его невразумительные, сумбурные толкования, зачем и куда он ездил. По-моему, Черномырдин давно все решил во время встречи с Гором и сейчас совершает отвлекающий маневр…»
«Простите нас, братушки-сербы. Верим мы, что все же не за горами тот час, когда настоящие государственники у руля государства нашего Российского протянут вам руку дружбы и взаимопомощи и перестанут ходить на полусогнутых перед Западом, давая ему шанс все ближе и ближе подбираться к российским границам, объявляя зоной интересов США то, что раньше им и не снилось…»
«Натовские палачи пытаются изнасиловать маленький и гордый славянский народ. Каждодневно «демократические ценности» в виде «томогавков и бомб крушат мосты, электростанции, заводы, убивают людей. Новый фашизм стремится укрепить новый миропорядок… И следующими объектами воздействия со стороны технотронной машины-убийцы могут стать Белоруссия, Россия…»
«То, что действия вояк НАТО сродни действиям своих исторических предшественников, осознаешь, сравнивая два документа.
Директива генерального секретаря НАТО Соланы от 27 марта 1999 года гласит: «Вторая часть операции «Решительная сила» предполагает нанесение широкомасштабного и продолжительного ракетно-бомбового удара территории Югославии, в том числе за пределами Косовской территории».
В этот же день, 27 марта, но в 1941 году, Гитлер приказал: «Провести операцию по военному разгрому Югославии. Удар по Югославии должен быть нанесен с беспощадной жестокостью. Основные задачи авиации – как можно скорее приступить к уничтожению аэродромов военно-воздушных сил и столицы Югославии Белграда».
Жестокие натовские бомбардировки закончились 10 июня 1999 года. По информации властей СРЮ, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были серьезно ранены. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых - сербы. Операция унесла жизни людей и после своего окончания, поскольку НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обедненный уран. Была практически уничтожена экономика страны, сама она раздроблена, а в Косово развернута огромная американская база.
Напомню забывчивым: операция НАТО свершилась без получения разрешительного мандата ООН, то есть по воле и желанию самого агрессора, что, думается, и должно было бы стать первоочередным вопросом для объективного Международного трибунала. Кстати, упомянутая выше официальный представитель МИД России Мария Захарова заявляла: «Россия неоднократно отмечала существенную политизированность и предвзятость МТБЮ при рассмотрении им дел. Гражданская война в бывшей Югославии в 90-х годах прошлого столетия - это трагическая страница мировой истории. Однако Трибунал пытается дать однобокую антисербскую трактовку этим событиям».
И это действительно выглядит так. Последняя статистика приговоров трибунала выглядела так: Умерли и покончили с собой в тюрьме, или погибли при аресте: сербы и черногорцы - 12 , хорваты – 0, боснийцы-мусульмане и албанцы – 1. Отбывают срок более 15 лет, вплоть до пожизненного заключения: сербы и черногорцы – 31, хорваты – 5, боснийцы-мусульмане и албанцы – 1. Получили от 5 до 15 лет: сербы и черногорцы – 21, хорваты – 7, боснийцы-мусульмане и албанцы – 2.
…Понимаю, как Вам трудно, братья. Морально, физически. Вам было бы легче, если бы Ваши фамилии не ушли со страниц газет, не исчезли с экранов телевидения. Если бы мир, и в первую очередь, славянский мир, продолжал бороться за Ваше освобождение. Но… Словно бы Вас уже нет, братья. Словно бы мир безповоротно забыл Вас и поддавшегося уговорам В. Черномырдина, а затем умерщвленного в тюрьме президента Югославии Слободана Милошевича. Некоторые наши политики говорили и, к сожалению, продолжают говорить: «Мы не хотим быть в большей степени сербами, чем сами сербы». Мол, пусть сербы за своих сами и борются. Они, эти деятели, наверное, плохо знают русскую душу. Не читали книг Ф.М Достоевского, написавшего о «всемирной отзывчивости» русского человека, или выдающегося мыслителя Л.А. Тихомирова, считавшего, что русская национальность «есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в круге племенных интересов…»
Нет, Вы, есть для нас братья! Знайте: мы, русские, даже в провинциальной российской глубинке, помним о Вас. И сердца наши не смирились с тем, что уготовано Вам. Война – это страшное явление. Порой в ее причинах, развязывании и принесенных жертвах бывает трудно найти виноватых. И судьями часто выступают представители победителей, что и произошло, несмотря на Ваше героическое сопротивление. Но очень хочется верить: придет-таки день, когда, Вы покинете тюремные камеры, в которые отправили Вас (одного на сорок лет заключения – фактически пожизненно, другого – на пожизненный срок), но не тех, кто организовал агрессию против Югославии и разрушил суверенную страну.
Сейчас, когда натовские дивизии группируются на границах России и Беларуси, когда Запад предпринимает попытки стравить два братских славянских народа – русских и украинцев, нам надо очень хорошо знать и помнить жестокий югославский урок. Помнить, крепя обороноспособность России и отчетливо понимая: значительная часть российской «элиты», интересы которой связаны с Западом, это, давайте говорить прямо, потенциальные предатели. В критический момент, если он будет, прозападные «элитчики» начнут сеять смуту, пытаться не позволить России нанести по США и их союзникам сокрушительный ответный удар, в случае необходимости - ядерный. Ведь там, на Западе, их дети, деньги, виллы, яхты. Собственно, враги России на это и рассчитывают.
Но речь не только о противодействии оживившейся в последнее время либеральной «пятой колонне». Пора, давно пора России, ее властям, патриотической общественности развернуть мощную кампанию за Ваше освобождение. Тем более что страна моя в период правления Владимира Путина стала гораздо сильнее в военном отношении, авторитетнее в мире, нежели двадцать лет назад. Да будет так!
С праздниками Вас, лидер боснийских сербов Радован Караджич, генерал армии боснийских сербов Ратко Младич, другие патриоты, искренне стремившиеся в 1999-м сохранить свою Родину и теперь находящиеся в неволе. В новогоднюю ночь, выслушав обращение президента России, я подниму один из тостов и за Ваше здравие, Ваше мужество, нашу общую веру и нашу неразрывную дружбу, славянские братья.
Валерий Яковлевич Кириллов, народный депутат России 1990-1993 гг., русский писатель. Андреаполь, Тверская область