Начну с большой цитаты из статьи А.Д Степанова о не в меру горячей и политизированной проповеди о. Сергия (Романова) из Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
«Вообще, видеозапись проповеди отца Сергия создаёт впечатление какого-то постмодернистского балагана. Зачем-то проповедь прерывается исполнением под аккордеон отцом Сергием с двумя монахинями песни "Волховская застольная". Как-то несуразно звучат во время такой нагоняющей жуть проповеди в самый разгар Рождественского поста слова "выпьем и снова нальём". А потом и вовсе монахиня пускается в пляс, исполняя лезгинку, а другая, видимо, бывшая гимнастка, выполняет упражнение с лентой. Какой-то сюрреализм... Сама же проповедь вызывает очень большое смущение. Вроде видишь, что выступает законный священник Русской Православной Церкви, духовник крупного монастыря, больше того - схимник... Но такое говорит!»
Это всё сильно отдает 90-ми годами, когда большинство новоначальных прихожан не знали твёрдо Символа Веры, творений отцов из «Добротолюбия», зато им в лицо были знакомы и антихрист, и «жидо-масоны» во властных структурах. И именно их (а не свои грехи!) народ был готов немедленно искоренять всеми доступными способами, хотя бы и р-р-р-еволюционными. А может быть, батюшка просто заунывал от наших грехов…
Нам с товарищами в 90-е годы довелось почти десять лет строить и развивать первый в нашей епархии монастырь – Покровский женский близ села Каменное Заделье. Он стоял среди деревьев на высоком берегу реки Чепцы. Настоятель храма преподобного Трифона Вятского, ставший после официального открытия монастыря духовником, угодил в это, ещё до революции ставшее ссыльным для священников, место именно за свою горячность. Игумен Владимир (Наумов), покрестившись в 39 лет, очень быстро принял монашество и священный сан. Его вера была горячей, молитва – пламенной и действенной, подвиги – не доступные нашему пониманию. Когда он спал, мы не знали, даже в проливной дождь он с фонариком и в плащ-накидке ходил проверять посты. Это оттого, что в те годы бродяги и расплодившиеся наркоманы крали скот, ульи и стройматериалы. В первые годы батюшка служил один, исповедь в праздники растягивалась с 6 ч. утра до 12 дня. А еще надо было крестить, отпевать, служить молебны, ездить по деревням на требы. Машины в обители тогда еще не было. Жизнь в Покровском монастыре поначалу была скудной. В кельях холодно, питались серенькой кашей, картошкой, брюквой, свёклой и луком, одевались на работы в обноски. Всё, как и принято с древности у монахов. Царствовал дух смирения и послушания, терпения и трудолюбия. И надежды на Спасение.
Через несколько лет обитель стала известной и популярной в городах. Сюда на время постов стали приезжать многочисленные паломники, в том числе и из дальних мест. Появился достаток, «спонсоры» помогли рядом со старым построить новый храм Покрова Богородицы, приобрели технику для обители, и даже смогли провести всё без ИНН. Обитель благоустраивалась, стало больше комфорта, шесть гектаров земли из залежи превратились в плодородное поле. По словам председателя соседней сельхозартели, вокруг монастыря даже сложился свой благоприятный микроклимат: после посевной – дождь, на сенокос – жара, на Покров снег. Монастырь молился.
И тут пришла беда: батюшка вдруг резко «поумнел». В суждениях он сделался не по-монашески однозначен и резок, в общении с людьми из сдержанного и учительного стал безжалостным обличителем. А самое опасное в том, что он теперь не терпел никаких возражений. Для него больше не существовало авторитетов ни среди священноначалия, ни, тем более, во властных структурах государства. Он через раз стал критиковать и даже ругать «высших», в делах которых, по слову Апостола, мы ничего не понимаем. И ещё одно: у о. Владимира проявился дух перемены мест. Он начал часто ездить в Глазов, в Ижевск и даже в Москву. Там он агитировал в Отделе монастырей за выход Русской Православной Церкви из Всемирного совета церквей. В Алатыре архимандрит Иероним объяснил батюшке, что все его размахивания шашкой без команды свыше ведут к поражению. «Ты горяч, отец? Вот и охолони до времени!»
Всё это ещё бы ничего, но служить батюшка стал реже, дела в обители стали идти хуже, успехи пропали, начались нестроения и распри у сестёр. Назначенная игумения прослужила в обители совсем недолго. Искренне любившие монастырь прихожане, трудники, доброхоты и «спонсоры», после мятежных действий и запрета батюшки в служении с 2001 года перестали приезжать. Когда эта ситуация ещё только складывалась, в ответ на жалобы о. Владимира в адрес священноначалия один из близких доброхотов-строителей посоветовал ему: «Поехал бы ты, батюшка, на 2-3 года на послушание в какой-нибудь мужской монастырь, небось полегчало бы. А с этими тётками ты здесь с ума можешь сойти». Жаль, что батюшка не внял. Не слушал он и о том, что Христос, обличая фарисеев, именуемых в Евангелии «жидове», не призывал к политической борьбе, к освободительной войне с римлянами, к отмене результатов переписи населения. Он звал к преображению духа!
Можно вынести останки тела ВИЛ из мавзолея, а кто за нас вынесет из сердец «дело Ленина, которое живёт и побеждает»? Аборты, разрушение семьи, обличение и осмеяние всех и вся в СМИ, повальное сквернословие, пьянство и блуд, которые смердят в любую революционную эпоху. Преподобный Амвросий Оптинский часто говорил, что благодать не груша, вдруг не съешь. Нужно время и собственные постепенные и длительные усилия.
Дух мира сего властно проникает в Церковь. Уже сверху на приходы командуют развивать «фандрайзинг», «краундфандинг», искать «спонсоров», развивать в молодых прихожанах «лидерство». Многие современные жития новомучеников больше напоминают статейки в эмигрантских белогвардейских газетках, монахи летают и ездят по странам и континентам, как некая «шаталова пустынь».
«Братия спросили Антония Великого, который был близок к смерти, о конце мира. Святый сказал им: «…Конец этого мира будет при трёх вещах: если насилия умножатся среди людей и если блуд умножится среди монахов, покидающих пустыни и монастыри и в городах пребывающих в домах мирян с женщинами, а молодых монахов пребывающих в обителях дев, и мужей пустыни, любящих есть и пить, и увидите монахов торгующими, покупающими продающими по подобию мирян…».
У святителя Феофана Затворника на евангельское чтение читаем: «Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, - оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит».
Вся строгая и спасительная проповедь Христа, Его Апостолов, преподобных и богоносных отцов исполнена христианской любви, милосердия, оптимизма. И отцы нового времени утверждают тоже: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - так взывает к нам преподобный Серафим. А что мы получим, если будем с помощью правды житейской «колоть глаза» друг другу? И поэт сказал: «Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна».
Владимир Вениаминович Шкляев, Миссионерский отдел Ижевской епархии, член Союза писателей России
3. 3
2. ...
1. Великая схима