Кто герои нашего времени?

Проповедь священников в публичном пространстве является сегодня исповедничеством и героизмом

Пастырская проповедь  Герои России  Миссионерская деятельность 
0
3433
Время на чтение 8 минут

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные исследования, приуроченного ко Дню героев Отечества.

Согласно исследованию, выражение «герои нашего времени» означает для наших соотечественников «людей, которые совершили подвиг, сделали хорошее для России и народа» (13%). Также эти слова ассоциируются с «людьми, которые заботятся и хотят помочь другим» (9%), с честными, порядочными и справедливыми людьми (8%), с защитниками Родины: армией, МЧС, ветеранами, полицией и пожарными (8%), а также с патриотами России (8%). Треть респондентов затруднились дать своё значение данному выражению (31%).

Чертами современного «героя нашего времени» россияне считают в первую очередь честность, порядочность, справедливость и ответственность (36%). Также к героям современности можно отнести доброжелательных, человечных (19%), активных и коммуникабельных (18%), храбрых и мужественных (13%), и альтруистичных, неравнодушных людей (10%).

Каждый второй россиянин считает героями нашего времени врачей – 49%, а также сотрудников МЧС (47%) – представителей профессий, которые спасают людей. Военных, служащих в горячих точках, считает героями 31% опрошенных. К современным героям также относится учитель, чьи ученики достигли особых результатов (27%), полицейский, рисковавшей своей жизнь при обезвреживании преступников (22%) и волонтер, добровольно оказывающий безвозмездную помощь (21%).

Результаты опроса ВЦИОМ проанализировал в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:

Во-первых, о формуле Михаила Юрьевича Лермонтова «герой нашего времени». Поэт имел в виду не человека, совершающего подвиги, а персонажа, являющегося символом времени, центром внимания и фокусом общественной жизни. Вряд ли героя Кавказской войны можно обвинять в желании девальвировать понятия «герой».

Что касается опроса ВЦИОМ, он не может не вызывать удовлетворение, потому что поднимает важную проблему общества — понятие героя и героизма в наше время.

Судя по хаотичному и весьма широкому разбросу определений и оценок, постановка этого вопроса застала общественное сознание врасплох. Результаты исследования свидетельствуют скорее всего о том, что у общества сегодня нет единого и твердого понимания, что такое герой и героизм. Хотя само слово часто употребляются в широком обиходе, вплоть до названия высшей награды страны – медаль «Золотая звезда» Героя Российской Федерации, приходится говорить, что само понятие «героя» четко не сформулировано.

Обращу внимание, что в опросе ВЦИОМ в большинстве случаев героизм сводится к исполнению профессиональных обязанностей, поэтому героями представляются сотрудники МЧС, пожарники, врачи, учителя.

Конечно, одно название «спасатели» уже предполагает геройство. Но не будем забывать, что сотрудники МЧС спасают по долгу службы. Да, они подчас рискуют, но риск присутствует в той или иной степени во многих профессиях. Водитель фуры также имеет риск попасть в смертельное дтп. А дворник может провалиться в незакрепленный люк. Не меньше спасателей рискуют в шахтах шахтеры, которые лидируют в трагической статистике гибели на рабочем месте. Но почему-то они в герои не попали.

Повторяю, в опросе названы профессии, которые традиционно считаются «героическими». Но нужно понимать, что такой героизм является служебной обязанностью, по долгу службы. Если спасатели не будут «героями», то их просто надо увольнять с работы. Но даже в МЧС подвиги - это не реалии каждого дня. Я например уже много лет встречаюсь с представителями МЧС совершенно по другому поводу. Перед Пасхой ко мне приезжают сотрудники МЧС с кипой бумаг, обследуют храм на предмет противопожарной безопасности и всегда находят причину для штрафа: то подсвечники не прикреплены к полу, то исторические решетки на окнах нужно спилить, то старинные двери не в ту сторону открываются.

Сводя героизм к исполнению профессиональных обязанностей, мы сильно сужаем понятие героического поступка. Тогда продавец мороженого или водитель такси заявит, что подвиги – это не для них, пусть их совершают сотрудники МЧС. Работнику обычной профессии заведомо отказано в возможности героизма.

Для меня очевидно, что понятие героизма имеет моральный смысл. Настоящий героический поступок совершается в результате нравственного выбора: не по службе, а по дружбе. Героизм превосходит профессиональные обязанности, именно потому и вызывает восхищение. Героизм — это синоним самопожертвования и он не обязательно связан с риском для жизни. Для героизма нужно не оружие, а сердце и душа. Для определения героизма важна внутренняя мотивация поступка. Совершать подлинные героические поступки человека побуждает не профессиональный долг, а нечто большее - любовь: к Богу, к Родине, к людям. Когда мы спрашиваем о героизме, мы вопрошаем о том, ради чего мы готовы пожертвовать собой? Героический поступок способен совершить только нравственный человек. Если человек любит Бога, он готов на мученичество; если человек любит Родину, он готов защищать ее до смерти; если человек любит ближнего, он готов на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека. Героизм - нравственное мерило общества. Горе тому обществу, в котором нет героев.

Максим Горький дал глубокую формулу героизма, когда писал, что «в жизни всегда найдется место подвигу». В подвиге не должно быть отказано никому – ни воину, ни министру, ни работнику сельского хозяйства. Это хорошо понимали в советское время, когда героями становились самые простые люди - доярки и пастухи. В жизни должно быть место для подвига каждому. Нам нужен повседневный героизм, когда каждый человек независимо от социального статуса может стать героем и общество это оценит. 

Настоящий героизм выражается в верности нравственным принципам в самых сложных жизненных ситуациях. В этом смысле героизм носит религиозный характер и приближается к понятию святости. В основе и того и другого лежит подвиг и самопожертвование. И святые и герои совершают подвиги. Святые — это герои веры, а герои часто становятся нравственными образцами для общества. Героизм и святость существуют рука об руку. Полнота нравственного и исторического бытия народа выражается в святости и героизма. Когда нет одного из них, общество начинает хромать на одну ногу, а если нет ни того, ни другого, тогда обнаруживается хромота на обе ноги. Опрос ВЦИОМ, на мой взгляд, как раз и обнаружил эту хромоту на одну ногу.

В опросе о героях, к сожалению, не прозвучало имя священника, что является печальным для нашего сословия фактом, наводящим на грустные размышления. В последние десятилетия ни один священник не был награжден высшей наградой - медалью звезды героя России (подскажите, если не так). Подчас видишь, как грудь иных священников подобно кольчуге покрывает множество медалей и орденов, но большинство из них оказывается красочными значками общественных организаций к собственным юбилеям. 

Исследование ВЦИОМа заставляет задуматься о героизме в Церкви. Есть ли в церковной жизни место героизму? Где место священника на аллее героев? Почему батюшки не на передовой героизма?

Я глубоко убежден, что мы живем в героическое для Церкви время. К счастью, есть много примеров настоящего церковного героизма, только, к сожалению, часто «страна не знает своих героев», реальные героические поступки батюшек не замечаются.

Меня поразила одна история. 20 июня 2011 года под Петрозаводском произошла авиакатастрофа самолета Ту-134. В ближайшем доме у дороги, на который упал самолет, в ту минуту рядом с трагедией оказались два священнослужителя о.Андрей Верещагин, настоятель Екатерининской церкви в Петрозаводстве, и о.Григорий Михневич, клирик того же храма, которые тут же выбежали из дома и приступили к спасению людей из горящего самолета, в то время как многие в это же время занимались съемкой на мобильные телефоны. Благодаря их самоотверженным действиям (вместе с другими людьми) удалось спасти 8 человек? Да, МЧС наградило героев медалями «За отвагу на пожаре» и «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», но знаем ли мы их имена?

Или же вспомнить катастрофу затопления Крымска в 2012 году. Я сам трудился там волонтером и на месте узнал, как местный батюшка отец Александр Карпец всю ночь на резиновой лодке перевозил потерпевших на безопасные территории. Вместе со своими помощниками он спас более 50 человек (я писал об этом у себя в жж. Вот «герой нашего времени Герои могли бы стать знамением времени. А ныне мы часто не замечаем подлинных героев нашего времени». Но помнит ли общество его имя? Конечно, скромность украшает героя, но ведь мы говорим, что «никто не забыт, ничто не забыто»).

А сколько батюшек поехало в российскую глубинку восстанавливать разрушенные храмы. Деньги и материалы ищи, где хочешь. В строительном ПТУ не учился, с чего начать в стройке, узнаешь на собственном опыте. А при этом на тебя еще вешают обвинение, что Церковь богатая, у тебя деньги куры не клюют. Считаю, что наши батюшки, восстанавливающие храмы в глубинке, совершают настоящие подвиги. Учителям и врачам в этой ситуации положена масса льгот и надбавок, а священнику даже спасибо никто не скажет.

Давайте в связи с этим спросим, в чем состоит образ святости нашего времени?

В разные времена были различные лики святости и разные образы подвижничества. Были времена мучеников, времена преподобных, времена блаженных, времена благоверных князей. 19 век дал мощные образы миссионеров – Герман Аляскинский, Макарий Алтайский, Николай Японский, Иннокентий Московский. 20 век дал сонм мучеников и исповедников. В истории Церкви всегда были святые. Не было ни одного века без святых. Если оглянутся, то история Церкви – это золотая и непрерывная цепочка святости.

Есть ли святые в наше время? По этой самой логике мы должны ответить утвердительно: конечно, есть, ведь не стоит село без праведника. Если прекратятся святые на земле, прекратится за ненадобностью история человечества.

Кто же они - святые нашего времени?

Если, например, мысленно перенестись на сто лет вперед и взглянуть оттуда на наше время, то каких святых мы увидим среди наших современников, какие имена прочитаем в церковных святцах? Нет сомнения, что прежде всего мы увидим образы старчества – тихого и кроткого, знакомые имена отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая Гурьянова. У меня нет сомнения, что их рано или поздно прославлят в лике святых. Но в наше время старцы уходят, а новые не появляются. Старец Илий (Ноздрин) и старец протоиерей Иоанн Миронов — «последние из могикан». И смены караула не предвидится. Современные монастыри не продуцируют старцев. В миру есть много батюшек тружеников, но старцев среди них не заметно.

Церковь тридцать лет живет, имея полную свободу служить, строить, проповедовать. Но какой образ святости и подвижничества в нашей время актуален? Юноша с горящими глазами желает воплотить в своей жизни святость. Что Церкви может ему предложить?

Очевидно, что в наше время церковными «властителями дум» являются священники, которые вышли на ниву телевизионного экрана. Их знает в лицо вся Церковь и даже вся страна — это отец Димитрий Смирнов, отец Андрей Ткачев, владыка Тихон (Шевкунов). Но может ли медийная активность быть церковным служением и подвигом?

Выскажу смелую мысль о том, что медийность церковного человека - это амвон современной проповеди и крест современного исповедничества. Сейчас невозможно уехать проповедовать на Аляску или в Сибирь. Реальность такова, что сегодня для проповеди приходится идти на экран или в интернет. Определенно, что миссия на телеэкране является тяжелым крестоношением. Она требует апостольского мужества. Такие батюшки отвечают за всю Церковь, практически любая церковная позиция никогда не понравится светскому обществу и гарантировано вызовет непонимание и осуждение. К батюшкам, которые говорят с экрана, всегда много претензий.

Считаю, что батюшки, которые решились вещать на телеэкране или в интернете, - это наши герои. Они находятся на передовой. Они встали из окопа и принимают удар на себя – отвечают за всех нас, отвечают за всю Церковь. Они не боятся свидетельствовать, отвечать на вопросы, беседовать, утешать и обличать, не боясь ошибок и оговорок. Любой священник, выступающий в медиапространстве, сразу попадает в прицел врагов Церкви, становится беззащитным объектом общественного внимания. О нем можно писать всё что угодно. Их многие любят, а многие ненавидят. В каком-то смысле священник, выходя на телеэкран, распинает себя, лишает себя покоя, личного пространства. На этом пути, как правило, назад дороги нет.

Я лично с глубоким уважением отношусь к подвигу медийных священников, отдаю должное их мужеству проповедовать и свидетельствовать об Истине Христовой во враждебном светском общественном пространстве. Для такой проповеди требуется личное благочестие, нравственный авторитет и глубокое смирение противостоять мирской славе.

Кто знает, может быть, через сто лет именно эти имена наши потомки и назовут как «телеапостольных» подвижников нашего времени.

Если уж «в жизни должно быть место подвигу», то христианская жизнь вообще невозможна без подвига.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
Россия сдаёт экзамен на духовную зрелость
О реакции общества на возвращение душегуба Кашпировского
17.10.2024
«Даже не подозревала, что является родственницей великого пастыря»
История одной фотографии, рассказанная правнучатой племянницей о.Иоанна Кронштадтского
10.10.2024
Святой племянник Всероссийского пастыря
О преподобномученике Маврикии (Полетаеве)
07.10.2024
Открытие кавказского Синая
Впечатления от пребывания в Северной Осетии
28.09.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Пастырская проповедь
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Все статьи темы
Герои России
Дети нашей державы
Репортаж с церемонии награждения победителей XX Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»
05.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Неопровержимый пример служения Отчизне
Полоцкие краеведы братья Буховецкие посетили место захоронения флотоводца Иллариона Повалишина
26.10.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
О помощи раненым и пострадавшим в СВО
В Гатчинском дворце прошла XV Межрегиональная конференция по социальному служению Церкви
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17