Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные исследования, приуроченного ко Дню героев Отечества.
Согласно исследованию, выражение «герои нашего времени» означает для наших соотечественников «людей, которые совершили подвиг, сделали хорошее для России и народа» (13%). Также эти слова ассоциируются с «людьми, которые заботятся и хотят помочь другим» (9%), с честными, порядочными и справедливыми людьми (8%), с защитниками Родины: армией, МЧС, ветеранами, полицией и пожарными (8%), а также с патриотами России (8%). Треть респондентов затруднились дать своё значение данному выражению (31%).
Чертами современного «героя нашего времени» россияне считают в первую очередь честность, порядочность, справедливость и ответственность (36%). Также к героям современности можно отнести доброжелательных, человечных (19%), активных и коммуникабельных (18%), храбрых и мужественных (13%), и альтруистичных, неравнодушных людей (10%).
Каждый второй россиянин считает героями нашего времени врачей – 49%, а также сотрудников МЧС (47%) – представителей профессий, которые спасают людей. Военных, служащих в горячих точках, считает героями 31% опрошенных. К современным героям также относится учитель, чьи ученики достигли особых результатов (27%), полицейский, рисковавшей своей жизнь при обезвреживании преступников (22%) и волонтер, добровольно оказывающий безвозмездную помощь (21%).
Результаты опроса ВЦИОМ проанализировал в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Во-первых, о формуле Михаила Юрьевича Лермонтова «герой нашего времени». Поэт имел в виду не человека, совершающего подвиги, а персонажа, являющегося символом времени, центром внимания и фокусом общественной жизни. Вряд ли героя Кавказской войны можно обвинять в желании девальвировать понятия «герой».
Что касается опроса ВЦИОМ, он не может не вызывать удовлетворение, потому что поднимает важную проблему общества — понятие героя и героизма в наше время.
Судя по хаотичному и весьма широкому разбросу определений и оценок, постановка этого вопроса застала общественное сознание врасплох. Результаты исследования свидетельствуют скорее всего о том, что у общества сегодня нет единого и твердого понимания, что такое герой и героизм. Хотя само слово часто употребляются в широком обиходе, вплоть до названия высшей награды страны – медаль «Золотая звезда» Героя Российской Федерации, приходится говорить, что само понятие «героя» четко не сформулировано.
Обращу внимание, что в опросе ВЦИОМ в большинстве случаев героизм сводится к исполнению профессиональных обязанностей, поэтому героями представляются сотрудники МЧС, пожарники, врачи, учителя.
Конечно, одно название «спасатели» уже предполагает геройство. Но не будем забывать, что сотрудники МЧС спасают по долгу службы. Да, они подчас рискуют, но риск присутствует в той или иной степени во многих профессиях. Водитель фуры также имеет риск попасть в смертельное дтп. А дворник может провалиться в незакрепленный люк. Не меньше спасателей рискуют в шахтах шахтеры, которые лидируют в трагической статистике гибели на рабочем месте. Но почему-то они в герои не попали.
Повторяю, в опросе названы профессии, которые традиционно считаются «героическими». Но нужно понимать, что такой героизм является служебной обязанностью, по долгу службы. Если спасатели не будут «героями», то их просто надо увольнять с работы. Но даже в МЧС подвиги - это не реалии каждого дня. Я например уже много лет встречаюсь с представителями МЧС совершенно по другому поводу. Перед Пасхой ко мне приезжают сотрудники МЧС с кипой бумаг, обследуют храм на предмет противопожарной безопасности и всегда находят причину для штрафа: то подсвечники не прикреплены к полу, то исторические решетки на окнах нужно спилить, то старинные двери не в ту сторону открываются.
Сводя героизм к исполнению профессиональных обязанностей, мы сильно сужаем понятие героического поступка. Тогда продавец мороженого или водитель такси заявит, что подвиги – это не для них, пусть их совершают сотрудники МЧС. Работнику обычной профессии заведомо отказано в возможности героизма.
Для меня очевидно, что понятие героизма имеет моральный смысл. Настоящий героический поступок совершается в результате нравственного выбора: не по службе, а по дружбе. Героизм превосходит профессиональные обязанности, именно потому и вызывает восхищение. Героизм — это синоним самопожертвования и он не обязательно связан с риском для жизни. Для героизма нужно не оружие, а сердце и душа. Для определения героизма важна внутренняя мотивация поступка. Совершать подлинные героические поступки человека побуждает не профессиональный долг, а нечто большее - любовь: к Богу, к Родине, к людям. Когда мы спрашиваем о героизме, мы вопрошаем о том, ради чего мы готовы пожертвовать собой? Героический поступок способен совершить только нравственный человек. Если человек любит Бога, он готов на мученичество; если человек любит Родину, он готов защищать ее до смерти; если человек любит ближнего, он готов на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека. Героизм - нравственное мерило общества. Горе тому обществу, в котором нет героев.
Максим Горький дал глубокую формулу героизма, когда писал, что «в жизни всегда найдется место подвигу». В подвиге не должно быть отказано никому – ни воину, ни министру, ни работнику сельского хозяйства. Это хорошо понимали в советское время, когда героями становились самые простые люди - доярки и пастухи. В жизни должно быть место для подвига каждому. Нам нужен повседневный героизм, когда каждый человек независимо от социального статуса может стать героем и общество это оценит.
Настоящий героизм выражается в верности нравственным принципам в самых сложных жизненных ситуациях. В этом смысле героизм носит религиозный характер и приближается к понятию святости. В основе и того и другого лежит подвиг и самопожертвование. И святые и герои совершают подвиги. Святые — это герои веры, а герои часто становятся нравственными образцами для общества. Героизм и святость существуют рука об руку. Полнота нравственного и исторического бытия народа выражается в святости и героизма. Когда нет одного из них, общество начинает хромать на одну ногу, а если нет ни того, ни другого, тогда обнаруживается хромота на обе ноги. Опрос ВЦИОМ, на мой взгляд, как раз и обнаружил эту хромоту на одну ногу.
В опросе о героях, к сожалению, не прозвучало имя священника, что является печальным для нашего сословия фактом, наводящим на грустные размышления. В последние десятилетия ни один священник не был награжден высшей наградой - медалью звезды героя России (подскажите, если не так). Подчас видишь, как грудь иных священников подобно кольчуге покрывает множество медалей и орденов, но большинство из них оказывается красочными значками общественных организаций к собственным юбилеям.
Исследование ВЦИОМа заставляет задуматься о героизме в Церкви. Есть ли в церковной жизни место героизму? Где место священника на аллее героев? Почему батюшки не на передовой героизма?
Я глубоко убежден, что мы живем в героическое для Церкви время. К счастью, есть много примеров настоящего церковного героизма, только, к сожалению, часто «страна не знает своих героев», реальные героические поступки батюшек не замечаются.
Меня поразила одна история. 20 июня 2011 года под Петрозаводском произошла авиакатастрофа самолета Ту-134. В ближайшем доме у дороги, на который упал самолет, в ту минуту рядом с трагедией оказались два священнослужителя о.Андрей Верещагин, настоятель Екатерининской церкви в Петрозаводстве, и о.Григорий Михневич, клирик того же храма, которые тут же выбежали из дома и приступили к спасению людей из горящего самолета, в то время как многие в это же время занимались съемкой на мобильные телефоны. Благодаря их самоотверженным действиям (вместе с другими людьми) удалось спасти 8 человек? Да, МЧС наградило героев медалями «За отвагу на пожаре» и «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», но знаем ли мы их имена?
Или же вспомнить катастрофу затопления Крымска в 2012 году. Я сам трудился там волонтером и на месте узнал, как местный батюшка отец Александр Карпец всю ночь на резиновой лодке перевозил потерпевших на безопасные территории. Вместе со своими помощниками он спас более 50 человек (я писал об этом у себя в жж. Вот «герой нашего времени Герои могли бы стать знамением времени. А ныне мы часто не замечаем подлинных героев нашего времени». Но помнит ли общество его имя? Конечно, скромность украшает героя, но ведь мы говорим, что «никто не забыт, ничто не забыто»).
А сколько батюшек поехало в российскую глубинку восстанавливать разрушенные храмы. Деньги и материалы ищи, где хочешь. В строительном ПТУ не учился, с чего начать в стройке, узнаешь на собственном опыте. А при этом на тебя еще вешают обвинение, что Церковь богатая, у тебя деньги куры не клюют. Считаю, что наши батюшки, восстанавливающие храмы в глубинке, совершают настоящие подвиги. Учителям и врачам в этой ситуации положена масса льгот и надбавок, а священнику даже спасибо никто не скажет.
Давайте в связи с этим спросим, в чем состоит образ святости нашего времени?
В разные времена были различные лики святости и разные образы подвижничества. Были времена мучеников, времена преподобных, времена блаженных, времена благоверных князей. 19 век дал мощные образы миссионеров – Герман Аляскинский, Макарий Алтайский, Николай Японский, Иннокентий Московский. 20 век дал сонм мучеников и исповедников. В истории Церкви всегда были святые. Не было ни одного века без святых. Если оглянутся, то история Церкви – это золотая и непрерывная цепочка святости.
Есть ли святые в наше время? По этой самой логике мы должны ответить утвердительно: конечно, есть, ведь не стоит село без праведника. Если прекратятся святые на земле, прекратится за ненадобностью история человечества.
Кто же они - святые нашего времени?
Если, например, мысленно перенестись на сто лет вперед и взглянуть оттуда на наше время, то каких святых мы увидим среди наших современников, какие имена прочитаем в церковных святцах? Нет сомнения, что прежде всего мы увидим образы старчества – тихого и кроткого, знакомые имена отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая Гурьянова. У меня нет сомнения, что их рано или поздно прославлят в лике святых. Но в наше время старцы уходят, а новые не появляются. Старец Илий (Ноздрин) и старец протоиерей Иоанн Миронов — «последние из могикан». И смены караула не предвидится. Современные монастыри не продуцируют старцев. В миру есть много батюшек тружеников, но старцев среди них не заметно.
Церковь тридцать лет живет, имея полную свободу служить, строить, проповедовать. Но какой образ святости и подвижничества в нашей время актуален? Юноша с горящими глазами желает воплотить в своей жизни святость. Что Церкви может ему предложить?
Очевидно, что в наше время церковными «властителями дум» являются священники, которые вышли на ниву телевизионного экрана. Их знает в лицо вся Церковь и даже вся страна — это отец Димитрий Смирнов, отец Андрей Ткачев, владыка Тихон (Шевкунов). Но может ли медийная активность быть церковным служением и подвигом?
Выскажу смелую мысль о том, что медийность церковного человека - это амвон современной проповеди и крест современного исповедничества. Сейчас невозможно уехать проповедовать на Аляску или в Сибирь. Реальность такова, что сегодня для проповеди приходится идти на экран или в интернет. Определенно, что миссия на телеэкране является тяжелым крестоношением. Она требует апостольского мужества. Такие батюшки отвечают за всю Церковь, практически любая церковная позиция никогда не понравится светскому обществу и гарантировано вызовет непонимание и осуждение. К батюшкам, которые говорят с экрана, всегда много претензий.
Считаю, что батюшки, которые решились вещать на телеэкране или в интернете, - это наши герои. Они находятся на передовой. Они встали из окопа и принимают удар на себя – отвечают за всех нас, отвечают за всю Церковь. Они не боятся свидетельствовать, отвечать на вопросы, беседовать, утешать и обличать, не боясь ошибок и оговорок. Любой священник, выступающий в медиапространстве, сразу попадает в прицел врагов Церкви, становится беззащитным объектом общественного внимания. О нем можно писать всё что угодно. Их многие любят, а многие ненавидят. В каком-то смысле священник, выходя на телеэкран, распинает себя, лишает себя покоя, личного пространства. На этом пути, как правило, назад дороги нет.
Я лично с глубоким уважением отношусь к подвигу медийных священников, отдаю должное их мужеству проповедовать и свидетельствовать об Истине Христовой во враждебном светском общественном пространстве. Для такой проповеди требуется личное благочестие, нравственный авторитет и глубокое смирение противостоять мирской славе.
Кто знает, может быть, через сто лет именно эти имена наши потомки и назовут как «телеапостольных» подвижников нашего времени.
Если уж «в жизни должно быть место подвигу», то христианская жизнь вообще невозможна без подвига.