По мнению Аналитического центра свт. Василия Великого, к падению доверия к Церкви, выявленному опросом «Левада-Центра», привела антицерковная пропаганда и ряд внутрицерковных факторов
«Левада-Центр» опубликовал результаты опроса, согласно которым за последний год число россиян, доверяющих Церкви и религиозным организациям, снизилось с 48% до 40%. По общему уровню доверия религиозные институты по-прежнему занимают высокое 4-е место вслед за армией, Президентом и спецслужбами. При этом с 2009 года более чем в 2 раза (с 10% до 22%) увеличилась доля тех, кто считает, что Церковь «совсем не заслуживает» доверия.
Научный сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов прокомментировал данные исследования:
«Прежде чем "хвататься за голову" отметим, что в опросе "Левада-Центра" падение доверия зафиксировано в отношении большинства институтов (11 из 19), включая спецслужбы, благотворительные организации, СМИ, бизнес. Мы имеем характерный для эпохи постмодерна кризис нормативности и традиционных институтов. Другое дело, что падение доверия к Церкви — наибольшее среди всех позиций левадовского опроса.
Здесь есть две группы факторов: внешние по отношению к Церкви и внутренние.
О внешних. В христианском понимании, мир идёт к своему концу. То, что мы, согласно Священному Писанию, называем "умножением беззакония" — усиливается. И снижение социального "рейтинга" Церкви просто неизбежно и вряд ли может вызывать какую-то особую тревогу.
Своё значение имеет агрессивная антицерковная пропаганда. А также межправославные церковные нестроения, которые мешают нам иметь "доброе свидетельство" перед внешними, включая собственных соотечественников.
Касательно внутрицерковных факторов, очевидна недостаточно внутренней и внешней миссии Церкви, подверженность нашей церковной жизни мирским, модернистским, экуменическим веяниям. И, что особенно пагубно, она зачастую подменяется псевдомиссией или каким-то разбавленным, "розовым" христианством.
Что делать? Исправляться самим и целенаправленно трудиться над преодолением проблем церковной жизни».
Еще один сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого Максим Козлов-Шульженко отметил, что «доверие к Церкви и религиозным организациям приблизилось к показателю 1999 года (36%) и составляет 40%, тогда как год назад было 48%.
Для такой негативной динамики существует целый комплекс причин. Из них выделим, быть может, наиболее заметные:
1. Тупик половинчатой либеральной дипломатии в отношении Ватикана и Константинополя, что привело к недовольству как среди либералов-филокатоликов, так и к недоумению консервативных православных. Провал церковной дипломатии на Украине.
2. Отсутствие сильной внутренней миссии. Как можно доверять тому, о чем не знаешь или имеешь крайне клишированное представление?
3. Кризис пастырского служения рядовых священников. Возможно, звучит слишком пафосно, но давление, оказываемое на рядового приходского священника, порой приводит к отстраненному и формальному отношению к своим обязанностям. И это лишь "вершина айсберга".
Прогноз неутешительный. Без решительных перемен доверие и дальше будет снижаться. Что нужно сделать, если очень кратко:
1. Принять за основу церковной дипломатии тезис, что Русская Православная Церковь является центром православного мира. Расширить внешнюю миссию.
2. Внутренняя миссия должна основываться на принципе приспособления мира под Христианство, а не наоборот.
3. Принять структурные решения по приходскому Уставу и по освобождению приходского священника от ряда функций (в т.ч. экономических), сосредоточить его деятельность на духовном окормлении прихожан».
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html