Вчера на Книжном Сейме в Белграде состоялась презентация книги «Суворов – непобедимый Христов воин» («Суворов – непобедиви Христов војник»), которую подготовили Ранко Гойкович и Павел Тихомиров. Издатель – «Содружество отстаивания кириллицы – ДОБРИЦА ЭРИЧ» («Удружење за одбрану ћирилице – ДОБРИЦА ЕРИЋ»).
В мероприятии приняли участие: публицист, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» Ранко Гойкович, журналистка еженедельника «Печат» Наташа Йованович, заместитель председателя Содружества «Кириллица» Миодраг Койич.
Ранко Гойкович в своем выступлении сообщил, «идею подготовить книгу о Суворове мне подал один сербский монах ещё несколько лет назад. Вместе с тем, дело сдвинулось только тогда, когда этой идеей загорелся мой русский друг и брат Павел Тихомиров. (Поэтому он вписан в качестве соавтора не просто так). Сообща мы осмыслили то, что должно быть нервом книги и тотчас же пришли к тому, что на обложке должно быть именно такое название, которое мы и видим, - "Суворов – непобедимый Христов воин"».
«Человек, хорошо знакомый с историей святого царя-страстотерпца Николая Александровича, в ещё большей мере понимает и почитает величие жизненного пути А.В. Суворова. Человек, который пользовался у всей Русской армии АБСОЛЮТНЫМ доверием – практически до степени обожествления – этот человек проявил абсолютную верность Царю, несмотря на то, что испытывал на себе монаршую немилость. Верность великого полководца Помазаннику Божиему проистекала из его подлинной воцерковлённости, из его поистине христоцентричного мировоззрения, которых так недоставало обезбоженным дехристианизированным русским генералам в феврале 1917-го. Суворов глубоко осознавал антихристианскую суть безбожной Французской революции и Наполеона – как предтечи антихриста, а потому и его воинство воспринимал на единственно возможный начин – как армию антихриста. Не заблуждался насчёт лжегуманности лозунга масонов о "свободе-равенстве-братстве", о чём можно легко убедиться, ознакомившись с высказываниями Александра Васильевича на сей счёт», - отметил председатель «Русского Собрания в Сербии».
Ранко Гойкович признался, что «было непросто сформировать достаточно небольшой по объёму и самодостаточный текст книги, учитывая то, что в русскоязычном сегменте интернета доступно изобилие литературы о русском полководце. Из этого обилия материалов мы постарались подготовить этот текст, сразу же отказавшись от сухого энциклопедического вступления, содержавшего бы в себе биографические данные. Но постарались нарисовать портрет человека, пронёсшего через всю свою жизнь деятельную христианскую веру».
Сербский деятель обратил внимание на статью Виктора Саулкина «Русский Архистратиг», представляющую «собою своеобразный вклад в дело подготовки общественного мнения к потенциально возможной канонизации воина Александра. Исключительно впечатляющий текст, написанный вдохновенной рукой талантливого верующего русского писателя, хорошего знатока жизни и деятельности Александра Васильевича».
В книге также содержится ранее опубликованный на РНЛ обзор текстов о Суворове из электронной версии Фонда «Президентской Библиотеки».
Текст Вячеслава Летуновского показывает, что дело Суворова актуально и поныне, причём речь идёт не только о стратегии, но и об экономике. Интересно, что с Вячеславом мне довелось познакомиться в январе 2019 в далёкой Сибири, уже тогда, когда работа над сборником шла полным ходом. В книгу вошло предисловие книги Летуновского «Менеджмент по Суворову».
Глава «Анекдоты о Суворове» содержит 122 истории, штрихи, дополняющие портрет великого сына России.
В заключительной части книги вначале следует краткий текст о личной жизни Суворова, а затем статья Арсения Замостьянова по поводу избрания Суворова в качестве символа побед в русской истории, поскольку именно имя Суворова стало самым популярным во всероссийском конкурсе «Имя Победы». Логичным продолжением этой темы стало перечисление десяти главных побед «непобедимого Христова воина».
Завершают книгу статьи двух русских священников – протоиерея Михаила Носко и иеромонаха Иова (Гумерова), которые – если можно так выразиться – увенчали разговор о потенциально возможной канонизации воина Александра.
«Одной из составных частей всякой канонизации является народное почитание. И в Русском народе Суворов всегда воспринимался как святой воин. Эта книга показывает, это осмысление не случайно, оно обосновано фактами жизни непобедимого Христового воина, фактами, на которые авторы этой книги постарались обратить внимание сербского читателя», - заключил Ранко Гойкович.
Послесловие помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Вячеславовича Тихомирова:
К сказанному моим другом и братом во Христе хочу добавить несколько слов. Ни один из правителей государства Российского не проходил мимо образа этого великого полководца. Идеологи Советского государства – не исключение.
Как показывает жизнь, искренние коммунисты, лелеющие свою веру в атеизм, до сих пор не упускают случая чтобы выразить скепсис по отношению к горячей вере великого полководца, преподнося религиозность Александра Васильевича в качестве обычного атрибута дореволюционной России. Нередко можно услышать буквально следующее:
"Любой советский школьник и так понимал, что Суворов А.В. был верующим человеком, т.к. в то время религия была частью государственной идеологии Российской империи, короче все были верующими».
Хорошо это или не очень, это отдельный вопрос.
Ведь даже в фильме «Суворов» 1940 года, были цитаты Суворова, в том числе и с упоминанием бога. (В оригинале – с маленькой буквы – прим. ПТ). Да и в др. фильмах на историческую тему, снятые в СССР, были упоминания религии. И вообще, к чему было выпячивать религиозность Суворова А.В.?"
Конец цитаты.
Итак, даже богоборцы не могли затушевать религиозности величайшего Русского полководца. В этом случае самым действенным – как казалось певцам большевицкого ига – могло стать просто высмеивание вопросов религиозных, преподнесение суворовского юродства – в том числе – и в качестве иронического и даже скептического отношения к вопросам веры.
Подобного рода сцены вставлены, например, в книгу Сергея Тимофеевича Григорьева «Александр Суворов», написанную в 1939 году и многократно с тех пор переиздававшуюся.
Безбожники пытались изобразить Суворова «своим», преподносив юродство, которым, как известно, славился Александр Васильевич, в качестве чуть ли не революционной фронды.
Хочется верить, что и наша скромная книга покажет сербскому читателю, каким же человеком был воин Христов Александр.