Молодёжные акции протеста в Москве, которые уже окрестили «бунтом детей», стали в последнее время регулярными. Можно, конечно, иронизировать над неграмотностью девушки, которая требовала от правоохранителей уважать конституцию, можно потешаться над неумением юных «протестантов» сформулировать их политическую программу. Но это не отменяет того непреложного факта, что активная часть молодых людей - старшеклассников и студентов - идейно ангажирована противниками власти. Сражение за молодёжь на этом этапе власть проиграла. Это - факт!
А хотела ли выиграть? Как это ни парадоксально, ответить на этот вопрос весьма затруднительно. Для меня, по крайней мере, очевидно одно: некая часть людей во власти и около власти (особенно связанных с системой образования) сознательно или несознательно в течение десятилетия готовила этот «электорат Навального».
Другая сторона этой проблемы. Всё чаще и чаще мы слышим о том, о чём невозможно было раньше даже помыслить - расстрелы в учебных заведениях, нападения учеников на учителей, изощрённая жестокость детей и подростков. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова недавно заявила: «Детская преступность изменилась качественно, стала более жестокой и бездушной». Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова чуть позже подтвердила вывод коллеги, отметив, что доля тяжких преступлений, совершенных детьми, выросла в 2018 году на 5%. Широко распространяется среди детей в провинции так называемая «субкультура АУЕ», романтизирующая преступность.
Всё это свидетельствует о глубине той пропасти, в которой оказалось общество в результате бездумной, даже преступной, политики, которую проводили (и проводят, увы, до сих пор) либералы в сфере образования.
Вроде бы в последние годы общество, а затем и власть, дали негативную оценку либеральной идее превращения системы образования в сферу услуг, тотальной коммерциализации образования, изгнания воспитания из школы. Под влиянием критики со стороны общественности Верховная власть пошла на решительный шаг, поручив Министерству образования и науки разработать Стратегию развития воспитания. Однако предложенный в декабре 2014 года на суд общества документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» был разработан всё теми же мастодонтами радикал-либеральной идеологии, плотно оккупировавшими ещё в «лихие 90-е» систему образования. Руководил разработкой Стратегии психолог Александр Асмолов, который в 90-е был заместителем министра образования и который как раз превращал образование в сферу услуг, изгонял воспитание из школы, лоббировал секспросвет и прочие западные «прелести». Какую Стратегию могли разработать под руководством г-на Асмолова, понятно!
Проект Стратегии активно обсуждался на «Русской народной линии». После серьёзной критики со стороны экспертного сообщества документ был значительно улучшен, хотя в нём так и остался целый ряд сомнительных положений. В результате критики он был принят не указом Президента страны, а распоряжением главы правительства Дмитрия Медведева 1 июня 2015 года.
Однако либеральная каверза заключалась в другом. Принятая (даже такая!) Стратегия не была обеспечена средствами для её воплощения в жизнь. ЧТО и КАК должна воспитывать школа - было совершенно непонятно. Конечно, в условиях отсутствия в стране государственной идеологии о воспитании говорить затруднительно. Впрочем, Главой государства Владимиром Путиным в последние годы подписан ряд важных программных документов (напр., Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»), в которых чётко и недвусмысленно определены те ценности, на которых строится наше общество и которые, стало быть, нужно воспитывать у молодёжи. И это - традиционные русские, российские ценности! Однако этот документ, как и аналогичные другие, подписанные Президентом, были просто проигнорированы чиновниками от образования. Воспитание в школе так и осталось на бумаге.
И вот мы пожинаем результаты этой преступной, не побоюсь этого слова, деятельности проводников либерального курса в образовании и поныне занимающих высокие посты в государственных структурах.
Почему преступной? Потому что дело не только в бездеятельности этих либеральных чинуш от образования и игнорировании ими указов и распоряжений Главы государства - их непосредственного начальника. Дело в том, что именно эти люди ранее разрушили уже существовавшую, развивавшуюся и дававшую прекрасные результаты систему воспитания - через преподавание курса «Основы православной культуры».
Дело в том, что принятый в 90-е годы Закон об образовании предусматривал, что на программу образования могла влиять не только центральная власть, но и региональные органы власти и даже школы, которые имели право включать в программу некоторые предметы для изучения (так называемые «региональный и школьный компоненты в системе образования»). Поскольку местные власти ближе к реалиям жизни общества, то они были обеспокоены возникшим после развала СССР вакуумом в воспитании молодёжи. Этим же была обеспокоена и, набиравшая силу и влияние в обществе, Русская Православная Церковь, организовавшая уникальные Рождественские образовательные чтения. На стыке этих интересов в рамках регионального компонента образования и появился курс «Основы православной культуры», активно развивавшийся при поддержке руководителей целого ряда коренных русских регионов (Белгородская, Курская, Рязанская, Брянская, Смоленская и др. области).
В некоторых регионах преподавание курса ОПК проходило с 1 по 11 класс, в некоторых с 4 по 9 класс, где-то ОПК был включён в сетку обязательного расписания, где-то был факультативом. Размах преподавания воспитательных курсов в школе («Основы православной культуры» и аналогичные предметы) был таков - в 2006-2007 годах ими было охвачено около 500-600 тысяч (!) учащихся российских школ (по данным Общественной палаты РФ). И вот когда преподавание ОПК стало системой (было подготовлено несколько учебников и методических пособий, организована подготовка учителей и повышение их квалификации, налажен обмен опытом, в том числе на Рождественских чтениях), либералы организовали масштабную атаку на ОПК. Их к этому, судя по всему, понудили их заокеанские «братья по разуму». По крайней мере, одна из групп многочисленных тогда американских высокопоставленных визитёров специально прибыла в Москву, чтобы «донести свою тревогу» по поводу преподавания православной культуры в российской школе! Никак не могли допустить «наши партнёры», чтобы детей в российской школе воспитывали в любви к Отечеству, учили любить Церковь, уважать предков, ценить традицию.
Сразу после визита американских кураторов началась масштабная и одновременно грубая и бесцеремонная атака против воспитания у детей любви к Богу, Отечеству и своему народу. Прежде всего, начали шельмовать, а затем изгнали из Министерства образования (цинично - путём сокращения должностей, которые потом восстановили) тех чиновников, которые координировали работу и обеспечивали поддержку распространению «Основ православной культуры» в регионах. Затем начали подбираться к ликвидации регионального компонента в системе образования, в рамках которого и преподавался курс «Основ православной культуры» в регионах. Начали вбрасывать через СМИ болезненную для власти мысль, что в рамках этого компонента в исламских регионах преподаются местные языки и национальная культура, что ведёт к росту сепаратизма. Этот иезуитский тезис должен был расположить к идее отмены регионального компонента в образовании русских патриотов. О том, что в рамках регионального компонента преподаётся, прежде всего, курс ОПК, разумеется, замалчивалось.
Самым главным для либералов от образования было нейтрализовать возможное сопротивление Русской Православной Церкви. Начали обрабатывать архиереев и церковных деятелей, причастных к образованию. Не скупились на обещания. Кого-то ввели в заблуждение. Кого-то, как диакона Андрея Кураева, заманили перспективой авторства единого учебника по «Основам православной культуры» (потом отец Андрей понял, в какую грязную историю его втянули, но было поздно, на его разоблачения уже никто не реагировал). В целом Священноначалию была предложена хитрая комбинация. Мол, мы ничего, по сути, не меняем, более того, предлагаем взамен преподавания ОПК в отдельных регионах и часто на факультативной основе включить курс в сетку обязательного преподавания. Но наряду с другими предметами, ведь у нас есть мусульмане, буддисты, иудеи и атеисты, - им предложим соответствующие курсы. И сделаем это после эксперимента в отдельных регионах...
С преподаванием основ своих вер представителям традиционных конфессий России и светской этики - атеистам, разумеется, никто в Церкви не спорил. И с экспериментом тоже. Но вот с экспериментом и был главный обман (но об этом позже). И представители Русской Православной Церкви поверили лукавым словесам...
Надо с горечью признать, что Священноначалие совершило в декабре 2007 года роковую ошибку, согласившись на ликвидацию сложившейся системы преподавания «Основ православной культуры».
Руководил кампанией по «зачистке курса ОПК» любопытный деятель - директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования Исаак Иосифович Калина, незадолго до того переведённый из Оренбурга в Москву. За «заслуги» в «реформировании образования» Калину затем повысили до замминистра, наградили Орденом почета, сейчас он продолжает «реформировать», но уже систему образования Москвы, оставаясь с 2010 года бессменным министром столичного правительства. Секрет непотопляемости Калины и циничной наглости, с которой он действовал, некоторые видят в том, что он якобы является родственником Наины Ельциной, но это сути дела не меняет.
И.И. Калина уже в ранге замминистра в своём официальном письме требовал формирования у российских школьников «планетарного сознания» и преподавания пресловутой «валеологии», а также рекомендовал педагогам использовать «для обучения детей правам человека» пособие «Права человека». Что это за пособие свидетельствует такая цитата из него: «Школа учит одному, семья же - совсем другому. Или школа заставит мальчика отказаться от Бога, или семья сделает из него святошу. В наше время середины быть не может. А пока будет идти спор, два жернова могут перемолоть, перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как хотят и во что хотят, но не портят мальчику будущего. Его будущее принадлежит не только им. Волей или неволей они становятся преступниками перед обществом». Как это напоминает идеи раннего большевизма, когда предпринималась попытка «обобществить детей». Тогда троцкистами тоже выдвигался тезис, что дети принадлежат обществу, а не родителям. Круг замыкается, цели и ориентиры нынешних деятелей понятны!
Исаак Калина каким-то образом нашёл путь к сердцу нового председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Меркурия (Иванова), ныне митрополита Ростовского и Новочеркасского, возглавляющего по сию пору ОРОиК. По крайней мере владыка везде ходил вместе с Калиной, представляя его чуть ли не как своего друга. А в одном из интервью тогдашний епископ Зарайский Меркурий заговорил прямо языком Калины, что считает недопустимым преподавание основ православной культуры «клинически воцерковленными» людьми!.. А тем временем под руководством Калины шёл полным ходом слом системы преподавания «Основ православной культуры».
Вместе с Исааком Калиной заслугу уничтожения преподавания «Основ православной культуры» должен разделить начальник другого Департамента Минобрнауки, затем тоже замминистра образования, а ныне ректор МГПУ Игорь Михайлович Реморенко, открыто пропагандировавший вульгарную идеологию космополитизма. Их ближайшим соратником был уже упомянутый психолог, академик РАО, в 90-е годы замминистра и первый замминистра образования, по праву заслуживший звание главного разрушителя отечественного образования Александр Григорьевич Асмолов, которому принадлежит оценка изучения православной культуры в школах как «изнасилование школы любовью к религии». Нужно отметить и «заслуги» Марианны Михайловны Шахнович (дочери крупного советского «научного атеиста» Михаила Иосифовича Шахновича), которую даже толерантный к либералам от образования протодиакон Андрей Кураев потребовал отстранить от эксперимента за откровенную пропаганду вульгарно-секуляристского религиоведения. Стоит упомянуть среди главных вредителей и Александра Яковлевича Данилюка, прославившегося своей ксенофобской нетерпимостью к православному христианству. В принятом Минобрнауки пособии, написанном Данилюком, начало духовной истории России предлагалось изучать ... от Хазарского каганата, а не от Киевской Руси. А подпись под изображением первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного гласила: «Царь был человеком с жестокой и холодной душой»... Помимо них постарались и другие либеральные чинуши, которые до сих пор не понесли никакой ответственности за содеянное.
А ведь на их совести, по большому счёту, лежит ответственность за нынешнюю «жестокую и бездушную детскую преступность»! Это они и их помощники (а точнее - пособники) должны ответить перед Верховной властью за нынешний «бунт детей» против государства! Детей, лишённых по их вине нормального нравственного и патриотического воспитания, которое мог дать курс «Основ православной культуры», уничтоженный их руками!
Итак, с конца 2007 года было начато уничтожение системы воспитания детей, просочившейся в школы помимо воли либерального лобби, путём ликвидации регионального компонента в школьном образовании. Одновременно начал готовиться новый Закон об образовании, призванный не допустить православного и патриотического воспитания наших детей. Проект Закона также активно обсуждался на «Русской народной линии», несмотря на сопротивление общественности он был окончательно подписан Президентом Владимиром Путиным в 2012 году.
А в 2009 году, 21 июля, тогдашний Президент Дмитрий Медведев выступил с инициативой, поддержанной Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий, о повсеместном введении в школах изучения основ религиозных культур и, в качестве альтернативы - курсов «Основы мировых религий» и «Основы светской этики». Минобрнауки во исполнение поручения Президента начало в 2010 году так называемый «эксперимент» по апробации 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». И тут начались «либерально-минобразовские чудеса». Эксперимент по курсу «Основы православной культуры» либеральные чинуши издевательски решили проводить в таких регионах, где практически не было православных родителей, напр., в республиках Адыгея и Карачаево-Черкессия, в Еврейской области. Разумеется, там очень мало родителей выбирало для изучения курс ОПК. Это было сделано с явной целью не допустить «Основы православной культуры» в школу, навязать родителям преподавание курса светской этики, столь любезного сердцам атеистов-религиоведов.
При этом, как это ни парадоксально, представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации восторженно отзывались о «перспективности» и успешности эксперимента. А, между тем, в целом ряде регионов были зафиксированы даже случаи «выдавливания» православных педагогов из процесса преподавания «Основ православной культуры».
И вот мы получили то, что получили! Рост детской преступности, которая «становится всё более бездушной и жестокой», участие детей в акциях протеста, направленных на слом российской государственности...
30 января 2019 года в Государственной Думе в рамках VII Рождественских Парламентских встреч прошли «круглые столы», посвящённые проблемам духовно-нравственного образования и воспитания. На одном из них митрополит Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов) на предложение поделиться опытом в сердцах сказал примерно следующее: никакого опыта нет, нечем делиться, нужно возвращать преподавание «Основ православной культуры» в школе, как это было в начале 00-х годов, вот тогда будет опыт.
Наличие проблемы констатировал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который, выступая на заседании Высшего Церковного Совета 1 марта 2019 года, отметил, что школа нередко не справляется со своей воспитательной функцией.
В последнее время, как раз после Парламентских слушаний, «Русская народная линия» организовала цикл бесед, посвященных проблемам образования и воспитания подрастающего поколения в школе. Я беседовал с разными людьми, так или иначе знакомыми с этой проблемой: с доктором исторических наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Сергеем Перевезенцевым, заместителем председателя Правления Союза писателей России Василием Дворцовым, членом-корреспондентом Российской Академии Образования, доктором психологических наук Виктором Слободчиковым, специалистом в области психологии детства, доктором психологических наук Верой Абраменковой, митрополитом Рязанским и Михайловским Марком (Головковым), руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, кандидатом физико-математических наук протоиереем Сергием Рыбаковым. Все они говорили о важности воспитания подрастающего поколения, о том, что воспитанию детей и молодёжи уделяется крайне мало внимания.
Некоторые из моих собеседников (профессор В.И. Слободчиков, протоиерей Сергий Рыбаков, профессор В.В. Абраменкова) принимали активное участие в подготовке методологического и методического обеспечения преподавания «Основ православной культуры» в конце девяностых - начале нулевых годов. Они говорили, что это была прекрасно отлаженная система, в ряде регионов при поддержке власти преподавание этого - по сути, главного воспитательного предмета в школьном образовании - распространялось на все классы. Была налажена подготовка преподавателей курсов ОПК, обмен опытом, в чём огромную роль играли ежегодные Рождественские образовательные чтения. Пока не произошло то, что один из моих собеседников - протоиерей Сергий Рыбаков - назвал «педагогической диверсией». Суть и механизм её исполнения описаны выше.
Однако, как свидетельствовал тот же отец Сергий, как отмечали профессор Слободчиков и профессор Перевезенцев, и сегодня реально восстановить ту практику преподавания «Основ православной культуры», которая существовала. Для это всё есть. Не хватает только одного - политической воли!
Президент России Владимир Путин в своих Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию неоднократно ставил перед системой образования задачи формирования нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции, с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. Так в послании к Федеральному Собранию в 2013 году Президент заявил: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции».
В последнее время вроде наметились некоторые позитивные тенденции, но пока, по образному выражению одного из моих собеседников профессора МГУ Сергея Перевезенцева, «страна стоит врастопырку». Патриотической общественности нужно помочь Президенту и патриотам во власти исправить положение?
Общественность уже не раз отмечала, что в целом ряде случаев имеет место откровенный саботаж требований Главы государства. Да и сам Путин это видит. В том же послании 2013 года, говоря об исполнении своих указов, он отметил: «Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленной цели».
Президент России требует, а чиновники не выполняют. Владимиру Владимировичу пора проводить основательную чистку госаппарата, а начать стоит с тех чиновников Минобразования, которые виновны в уничтожении курса «Основ православной культуры». Общество, уверен, поддержит чистку государственного аппарата, которая давно назрела.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
68. Ответ на 67., Даневский Саша:
67. Ответ на 25., Анатолий Степанов:
66. Ответ на 63., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
65. Ответ на 57., Юрий Светлов:
64. Ответ на 61., Андрей Карпов:
63. Ответ на 60., Коротков А. В.:
62. Ответ на 59., seaduck:
61. Re: Страна пожинает плоды «педагогической диверсии» 2007 года
60. Re: Страна пожинает плоды «педагогической диверсии» 2007 года
59. Реплика по поводу...