Андрей Чернов - литературовед, критик, публицист, секретарь Союза писателей ЛНР, автор книги «Притяжение Донбасса» (Москва, 2016), заместитель главного редактора литературного альманаха «Крылья» - давно занимается изучением истории, культуры и литературы Донбасса, отмечен российскими литературными наградами, медалями ЛНР, живёт и работает в Луганске.
Неоднократно выступал Андрей Чернов в различных изданиях, в том числе в журнале «Берега», с очерками и статьями, посвящёнными духовной сфере жизни в Донбассе, а теперь соединил их в книгу «Донбасский код», которая вышла в июле 2019 года.
«Донбасский код» - это альтернатива «информационному целлофану», в который завернули две республики недобросовестные СМИ. Это книга, построенная на настоящем, живом, подлинном, что носят в душе жители Донецкой и Луганской республик. От смысла к смыслу, от оберегов Северского Донца, от исторического осмысления топонима «Донецкий бассейн», от биографии к биографии известных писателей и героев, от Сократа донецких степей и Чернухинской мадонны движемся мы вместе с автором к современности, чтобы попытаться прорваться к перспективам уникального уголка земли, показавшего в эпоху массового потребительства пример духовной высоты для человечества.
Вспоминаются строки современной поэтессы Марины Струковой:
Они рождены, чтобы сдаться...
Но мы рождены - их спасти.
Действительно, в то время, когда руки большинства землян день ото дня, из года в год жмут на кнопки гаджетов, чтобы в ту же секунду забыть, о чём они только что читали, во что они только что играли, когда мир погрузился в мертвящее безволие, под высоким донским небом сохранилось нечто такое, что стало угрозой для тех, кто направил не только информационное оружие, но и реальные бомбы и пули в сторону людей, живущих в непокорённых республиках, сохраняющих русский язык как «маяк собственной культурной идентичности».
Андрей Чернов сосредоточил в своей книге внимание на том, что относится к родовому, православному, русскому, соборному, сквозь слёзы и горе сегодняшнего дня, сквозь вечный «трижды петушиный крик» вышел в стихию действенного слова. Речь писателя сильными толчками движется вперёд в 24 очерках, развеивая мифы проплаченных авторов о якобы «социальном гетто» и «криминализированном населении» на территории ЛНР и ДНР.
Святогорье и Бахмут - древнейшие города на территории Добнбасса - появились в исторических документах в XVI веке как пограничные и сторожевые, чтобы предупредить нападение на Русь крымчаков. Донские и запорожские казаки селились у «перелазов» - мест перехода через реку. В 1721 году Григорий Капустин открыл здесь залежи каменного угля: в Лисичанске, Шахтах. На берегах Северского Донца, Бахмута и Лугани селились славяне, осваивая степи и добычу угля, создав Славяносербию, описанную в книге «Переселение» сербским автором Милошом Црнянским.
Екатерина Вторая, присоединив Крым к России, назвала эти края Новороссией, а затем издала указ о строительстве чугунолитейного завода.
О Донецком каменноугольном бассейне рассказывали многие русские писатели: Антон Чехов, Викентий Вересаев, Александр Куприн, Аркадий Аверченко.
Автор «Донбасского кода» обращает внимание на то, что у них нет упоминания слова «Донбасс», появившегося после революции 1917 года. Из газет и плакатов шагнуло это слово в литературу, в «Мистерию-буфф» Владимира Маяковского. А потом, в двадцатом веке, оно прочно срослось с именем Алексея Стаханова, с «Молодой гвардией» Александра Фадеева, с романом «Донбасс» и повестью «Непокорённые» Бориса Горбатова, со стихами Владимира Сосюры и Михаила Матусовского, в 2014 году - с боями у 7-го блокпоста, где киевские каратели не смогли пробиться на правый берег Лугани и не вошли в Октябрьский район Луганска.
Прекрасны страницы истории Луганского чугунолитейного завода, занимавшегося кроме всего прочего художественным литьём. Например, высокохудожественная работа - памятник в честь Победы над Наполеоном в древнем Полоцке, самовары, чашки, блюдца, сахарницы из чугуна, но легкие, кружевные, с позолоченными деталями. В Горном музее Петербурга хранится шедевр луганского художественного литья - ожерелье с крестом и браслет, говорящие об изяществе, тонком вкусе луганских мастеров. Эстетическое чутье проявилось в выпуске чугунных скульптур Петра Первого, А.В. Суворова. Многие музеи России хранят в своих сокровищах изделия луганского художественного литья с позолотой: ажурные блюда, настенные украшения, статуэтки, а пушка «Крепостной единорог» стала визитной карточкой Луганска и первым памятником города.
Луганск дал России Владимира Ивановича Даля, создателя словаря русского языка. Здесь родился и вырос Михаил Матусовский. Книга «Луганчане», затем «Семейный альбом», свет которого разливается по всей Вселенной, говорит о душевном трепете и мягкой ласке к родной земле. Кто не знает песни «Подмосковные вечера», переведённой на многие языки мира, или романса «Белой акации гроздья душистые...»
Донбасс проехали с выступлениями Владимир Маяковский и Семен Кирсанов, в Луганской области родился знаменитый Маршал Советского Союза Андрей Иванович Ерёменко. Великий русский полярник Георгий Яковлевич Седов, действительный член Русского императорского географического общества - сын донбасской земли.
В край угля и металла приехал впервые в 1916 году писатель Константин Паустовский, поселившись в гостинице «Великобритания» в Юзовке, где останавливались в своё время Александр Куприн и Александр Серафимович.
Первомайск и Артёмовск, Краматорск, Луганск, Донецк питали вдохновением Бориса Горбатова.
В Донбассе появился на свет титан советской журналистики, депутат Верховного Совета СССР, политический обозреватель газеты «Правда» Юрий Александрович Жуков.
В Донбассе чтят память бесстрашной лётчицы Лидии Литвяк, Героя Советского Союза, погибшей в боях за освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.
Писатели Михаил Колосов, Иосиф Курлат, Олег Бишарев, Тарас Рыбас своим творчеством обязаны донбасской земле, небу и водам донбасских рек, внесли свой вклад в культурное своеобразие края.
«Донбасский код» - это родовое чувство, наше тайное духовное единство, наша уверенность в победе света над тьмой, крещенская вода Северского Донца и Лугани, это рубеж-река против либерально-фашиствующих последователей Бандеры, против отчаяния и смерти.
Книга Андрея Чернова говорит о его тесной, гибкой, множественной связи с культурой родной земли, о чувстве сокровенной верности ей, растворённости в ней и любви к дивным донским пейзажам и Божьему миру в сердцах родных луганчан.
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», прозаик, публицист, секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук
3. Re: Альтернатива «информационному целлофану»
2. О книге "Донбасский код" Андрея Чернова
1. Re: Альтернатива «информационному целлофану»