Цивилизационный код Донбасса

Галина Чудинова об уникальности книги Андрея Чернова «Донбасский код»

Уже шестой год, то временно затихая, то вновь ожесточённо возобновляясь, длится кровопролитная война в Донбассе, развязанная киевским неонацистским режимом. Героический народ одного из самых проблемных регионов бывшего Советского Союза борется за свою свободу и независимость, за свою историю и культуру, за право говорить на родном русском языке. В этой ситуации непрерывного боя каждая книга о прошлом и настоящем Донбасса, о истоках формирования особых характеров его жителей становится знаковым событием. 
 
Именно таким событием стала книга статей и очерков известного луганского писателя и журналиста Андрея Чернова, вышедшая в августе 2019-го года в издательстве «Пресс-экспресс» под символичным названием «Донбасский код». Это итог многолетних размышлений, кропотливой работы в архивах, музеях и библиотеках, несомненно, ускоренный войной, всем пережитым Андреем Алексеевичем за эти годы, итог его личных испытаний и стремления заглянуть в будущее.  По словам автора, его книга – «сгусток судеб многих поколений людей, живших на земле Донецкого бассейна, созидавших и разрушавших, приносивших новое под высокое донецкое небо. Их труд, мысли, дела стали основой всего то, что есть сейчас…

Донбасский код –  это связующая цепь между прошлыми и настоящими поколениями людей Донбасса. И цепь эта даёт ясные ориентиры того, какими будут поколения донбассцев в будущем». 

Изначально задуманный хронологический порядок изложения событий не случайно нарушен автором: книге присущи повторы, постоянная перекличка эпох и времён, осмысление настоящего с позиций прошлого. Отсюда и чередование стилей – от документально-публицистического до художественного, и логические переходы ностальгического пафоса в лирический, драматический, героический.

Андрей Чернов мастерски интригует читателей историей происхождения названий «Донецкий кряж», «Донецкий бассейн» и, наконец, «Донбасс». Вместе с автором мы переносимся в конец 16-го века, когда бывшее Дикое Поле было ареной ожесточённой борьбы между Россией и Крымским ханством, узнаём об одном из первых поселений под названием Бахмут и о том, какую роль в истории региона сыграл указ Екатерины Второй о создании в 1795-м году луганского чугунолитейного завода. От этого завода и возник будущий Донбасс. 

В первой трети девятнадцатого века топонимы «Донецкая возвышенность» и «Донецкий каменноугольный бассейн» ввёл в научный обиход русский геолог и географ Евграф Ковалевский. Посланный на луганский завод, учёный детально исследовал весь регион, его труды были опубликованы в «Горном журнале» в 1829-м году. Однако, само краткое и ёмкое слово «Донбасс» мы не найдём в прозе побывавших в тех местах А.Чехова, В.Вересаева, А.Куприна. Оно появилось после Октябрьской революции 1917-го года, когда из Москвы на Юг России полетели депеши и телеграммы с приказами защитить Донбасс от белогвардейцев. В апреле-мае 1919-го года развернулись ожесточенные бои у Острой Могилы: целью Белой армии был захват стратегически важного патронного завода, который защищали сформированные из рабочих отряды. Не случайно центральная улица Луганска, протянувшаяся с северо-востока на юго-запад, носит название «Оборонная». В разные периоды истории здесь обороняли город от врагов его мужественные защитники.

Неразрывная связь региона с историческими судьбами России прослеживается в каждом очерке книги. Вдумчивый, внимательный читатель найдёт здесь интереснейшие исторические факты, цитаты из архивных документов и даже легенды. Такова легенда о казаке по имени Вергун, от которого произошло название одного из старых центров города – Вергунка.

Примечательна история возникновения Славяносербского района, основанного православными переселенцами с Балкан. Не менее интересна история создания Донецко-Криворожской республики в феврале 1918-го года. Инициатором её был пламенный большевик Фёдор Андреевич Сергеев, известный как «Артём». Создатели республики категорически отмежевались от тогдашней антисоветской украинской Рады. А основателями Луганска, города мастеровых, были выходцы из Тулы, Брянска, Липецка.

По справедливому утверждению писателя, расцвет региона наступил после 20-х годов ХХ века, когда бурное развитие промышленности формировало особую донбасскую идентичность. В первую половину столетия трудовые и боевые подвиги донбассцев прогремели на всю страну. Это и подвиг шахтёра Алексея Стаханова, подвиг подпольной организации «Молодая гвардия», подвиги времён Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления шахт и заводов. В отечественной литературе они воспеты Владимиром Сосюра, Михаилом Матусовским, Александром Фадеевым, Борисом Горбатовым и многими другими. Для нацистов «Донбасс» стал проклятым словом. 

Замечательны слова автора книги: «Долго украинская неонацисткая идеология билась головой о монолит Донбасса – путь труда и битв».  Билась, как мы видим, безуспешно: «Это не столько “горный кряж”, не столько шахты и заводы, сколько люди, любящие свободу и труд, не отступающие перед трудностями, не предавшие родную землю».

Великолепен очерк об уроженце Луганска поэте-песеннике Михаиле Матусовском. Его «Семейный альбом» с тесным переплетение реальности и вымысла побудил автора книги сравнить воспетый поэтом город с Макондо на Юге России, со знаменитым романом Габриэль Гарсиа Маркса «Сто лет одиночества». «Населён город удивительными и поразительными горожанами. Это и многочисленная семья Матусовских – отец, брат, дядя, двоюродные братья. Они предстают перед нами несколько мгновений, пока читаешь страницу, но в душе остаётся чувство, будто знал ты их всю жизнь, кажется, только вчера расстался с дядей Соломоном на бывшей Казанской улице. Он шел в сторону ещё не снесённого Казанского собора, оборачивался к тебе, махая на прощание рукой. Потому, когда читаешь о гибели дяди Соломона, о том, как издевались над ним гитлеровцы, сердце сжимается, будто это тебя толкают в соляную шахту». 

Яркие строки в «Окнах РОСТа» посвятил Донбассу поэт-трибун Владимир Маяковский. Его выступление в Сталино, нынешнем Донецке, вошло в анналы литературных триумфов советской поры. 

Живые картины предстают перед читателями при чтении очерков о героическом царицынском походе под руководством Клемента Ворошилова, о невероятных испытаниях, выпавших на долю полярного исследователя Георгия Седова, о «тихом» творчестве Тараса Рыбаса, его прекрасном рассказе «Марийка» – искренней детской помощи защитникам Донбасса. Невозможно читать без волнения о непростой судьбе Бориса Горбатова, автора повести «Непокорённые» – литературного символа для нынешних защитников двух провозглашённых республик. 

Хрестоматийной стала такая зарисовка Константина Симонова о посещении Горбатова в Донецке:  

«Мы сидим около горбатовского щитового домика на вынесенных из комнаты стульях, я маюсь от жары, а он, развалясь, сняв ботинки, носки и поставив на раскаленную землю босые пятки, совершенно очевидно наслаждается донбасской жарой, – как мне кажется, отчасти искренне, а отчасти поддразнивая меня.

–  Ну что там, на твоём Кавказе? – говорит он. – Горы да море. И больше ничего. А тут! Шахты, терриконы, степь, садки, садочки, реки, раки, пиво. Здесь пыль – и то вкусная».

Борьба уроженцев Донбасса против фашизма во времена Великой Отечественной войны тесно перекликается с нынешней судьбой региона, поэтому в книге Андрея Чернова замечательны очерки: «Андрей Ерёменко: от пастуха до маршала», «Титан советской журналистики» – о военном корреспонденте и журналисте-международнике Юрии Жукове, об отважной лётчице Лидии Литвяк, о писателях и поэтах, прославивших мужество донбассцев. 

Любовью к родному краю и его людям насквозь пронизана эта книга. Лично мне не хватило очерка о Владимире Ивановиче Дале, великом уроженце Луганска, который подписал свой первый пяток сказок псевдонимом «Казак Луганский». Но и без этого цикл статей и очерков Андрея Чернова стал мини-энциклопедией Донбасса, где читатели найдут содержательные материалы о древних скульптурах, знаменитой «Чернухинской мадонне» и о многом другом.

Автор заканчивает книгу словами о необходимости противостояния народа Донбасса и в развязанной против него информационной войне, которая «при условии сохранения нынешнего киевского режима у власти будет только усиливаться… Важно помнить, что в бушующем море информационной войны нужно не потерять коды и маяки нашей идентичности». 

«Донбасский код» выполнил эту задачу и на бытийственном онтологическом уровне, и на ценностном, аксиологическом. Цивилизационный код борющегося региона неразрывно связан с Русским миром. И замечательная книга Андрея Чернова каждой своей строкой укрепляет эту связь, поэтому она настоятельно нужна не только взрослым читателям, но школьникам, студентам, молодёжи – будущему не покорённого врагами Донбасса. Примечательно, что весь тираж будет передан в библиотеки и учебные заведения ЛНР, несколько экземпляров поступят в библиотеку им. Крупской в ДНР. Книга будет выложена в Интернете, где с ней могут познакомиться российские читатели. Острым и метким оружием пера писатель продолжил дело своих предшественников – отстаивание многовекового права Донбасса на свою идентичность и самобытность.

Галина Чудинова, кандидат филологических наук, член Пермской краевой общественной организации СП России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Галина Чудинова:
«Чудинов не поверил своим глазам: древний мир ожил!»
В Музее пермских древностей состоялось открытие выставки, посвящённой учёному Николаю Константиновичу Чудинову, сделавшему одно из главных открытий ХХ века
30.08.2019
Цивилизационный код Донбасса
Галина Чудинова об уникальности книги Андрея Чернова «Донбасский код»
05.08.2019
Всероссийский масштаб староверческих встреч в Шамарах
Впечатления о престольном празднике в честь Рождества Иоанна Предтечи
11.07.2019
О людях – с состраданием
О книге Евдокии Шереметьевой «Здесь люди», посвященной войне в Донбассе
11.06.2019
Что может спасти гибнущий посёлок?
Только кардинальное изменение политической и экономической системы, возврат к новому социализму
01.05.2019
Все статьи автора
"Украина против бандеровщины"
Вас пугает «формула Штайнмайера»?
Успокоительная пилюля всеропальщикам от Геннадия Дубового
07.10.2019
Зачем приглашать уродов на российское ТВ?
Политолог Михаил Погребинский о своем вопросе Владимиру Путину
07.10.2019
Цивилизационный код Донбасса
Галина Чудинова об уникальности книги Андрея Чернова «Донбасский код»
05.08.2019
Все статьи темы
"Новороссия: война, новости"
В защиту Донбасса!
Заявление Союза Православных Братств
14.10.2019
На Донбассе нашли странных наемников
Кто встал на защиту Русского Мира
13.10.2019
«В таком случае пропадает смысл в посредниках»
Слова Лукашенко о конфликте между Россией и Украиной не соответствуют духу минских договоренностей
12.10.2019
Все статьи темы