Из школьной литературы вытравливается нравственное начало

О новом школьном стандарте по литературе для пятиклассников

Протоиерей Александр Кузин 
0
24.04.2019 8752

29 апреля 2019 года завершается общественное обсуждение новых школьных стандартов, пишет «Российская газета».

Например, в стандартах по литературе содержится конкретный список произведений. Например, тех произведений, которые ребенок должен прочитать в пятом классе.

В итоге к концу учебного года пятиклассник должен знать и уметь:

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;

- выразительно читать вслух, соблюдать правильную интонацию;

- выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных);

- определять и формулировать тему и основную мысль произведений;

- отличать художественный текст от научного, делового, публицистического;

- различать основные жанры фольклора и художественной литературы;

- характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет, оценивать его поступки;

- передавать свои впечатления от лирического стихотворения;

- соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

- пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками; каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

- пересказывать художественный текст (подробно и сжато);

- составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный;

- создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 70 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Примечательно, что среди задач преподавания литературы в 5 классе нет задачи по нравственному воспитанию пятиклассников, если, конечно, таковым не считать формирование у школьника умения оценивать поступки героев.

Предлагаемый школьный стандарт по литературе для 5 класса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:

В советское время уроки литературы были в значительной степени уроками нравственности. Из чтения литературы мы черпали представления о том, что такое добро и зло. Герои литературных произведений давали нам уроки нравственности. И наши учителя подтверждали наши представления о нравственности в соответствии с литературными героями как дореволюционными, так и советскими. Учителя в советское время особо обращали наше внимание на нравственную оценку произведений.

Поток интеллектуального сознания, из которого следует, что ребенок должен оценивать произведения, простите меня, похож на бред. Может быть, составители программы преследовали благие намерения, но требовать такие знания от учеников пятого класса столь же глупо, как требовать их и от учителей.

Ценность литературы в ее художественных образах и нравственной оценки! Об этом всегда шла речь в школьных сочинениях и на уроках литературы.

Какой-нибудь не совсем хороший учитель, опираясь на эти стандарты, начнет требовать от детей несвойственные для этого возраста знания. Картина полной шизофрении!

Вместо формирования нравственного чувства у детей учителя будут заставлять их рыться в энциклопедиях и справочниках! Печальная картина. Тем более, что не все учителя хороши. Есть не только нравственные педагоги, но и склонные к начетничеству! И во что превратится преподавание литературы, если уроки будут преподаваться начетниками? Страшно себе представить! Наши дети обречены не просто слушать преподавателя, но и руководствоваться этими ужасными стандартами. У детей будет формироваться пренебрежительное отношение к искусству, к великим произведениям литературы! Данный стандарт, имея в виду некоторые его задачи, - это уровень аспирантуры литературного института, а не пятого класса. Навязывание детям такого стандарта по литературе - нездоровая тенденция.

Помоги, Господи, нашим деткам разбираться в этом, а нашим учителям иметь здравомыслие и не поддаваться на провокационные методички, которые просто-напросто уничтожат предмет преподавания и позитивное постижение литературы!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Уже сейчас

Уже сейчас много абсурда в линии учебников Сухих. Например, в 6 классе есть пьеса Шварца "Обыкновенное чудо". Из трёх действий напечатано целиком первое, несколько страниц вопросов ко всем трём. В 5 классе три главы из "Алисы" Кэрролла, три главы не подряд в периферийном переложении. Связи между произведениями никакой, есть ляпсусы в теории. Можно написать книгу только по анализу этого абсурда... Какие тексты народных сказок размещены - лучше на ночь не вспоминать. Прекрасную линейку учебников Кутузова давно убрали из федерального Перечня, то есть их использовать нельзя. ...Если нет смысловых связей, не может быть и нравственного воздействия подобранных для чтения и обсуждения произведений.
Исидор / 25.04.2019 19:35

1. Re: Из школьной литературы вытравливается нравственное начало

Нормальный стандарт, кстати. Не вижу в нем ничего лишнего и тем более вредного.
рудовский / 24.04.2019 18:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Александр Кузин
«Только на вере и верности семью сейчас не построишь»
Социальная поддержка – необходимый кирпичик в фундамент созидания российских семей, роста народонаселения и нашего благосостояния
14.10.2021
«Не надо гнать волну ненависти»
Или как православным относиться к Международному женскому дню
08.03.2021
Место ли Богу в Конституции?
Особое мнение протоиерея Александра Кузина
08.06.2020
Время проверки христиан на прочность
Коронавирус помогает нам консолидироваться и подтвердить своё Христианство
27.04.2020
Ныне происходит небывалое искушение
Утешительное слово протоиерея Александра Кузина в дни испытаний коронавирусом
06.04.2020
Все статьи Протоиерей Александр Кузин
Последние комментарии
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 23:01
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 22:48
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 20:04
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
23.10.2021 19:37
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41