Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На заседании Президент, в частности, высказался по поводу порочной практики «накручивания» статистики в сфере противодействия экстремизму.
Выступление Президента прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» полковник полиции в отставке, кандидат юридических наук, заведующий сектором МВД в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Шестак:
Уровень подготовки сотрудников МВД не всегда соответствует предъявляемым требованиям. А ныне для отчетности перед руководством требуются высокие личные показатели. Подобная практика уходит корнями в палочную систему. Что это такое? Для повышения раскрываемости раздувается количество простых мелких преступлений, - и таким образом процент раскрываемости становится выше. Такое недобросовестное отношение сотрудников к своим обязанностям влечёт искажение статистики. Легче привлечь к ответственности тех, кто на виду, тогда не надо проявлять свой профессионализм и применять глубокие разработки.
Конечно, добросовестные правоохранители стараются действительно раскрывать преступления экстремистской направленности, а другие пытаются за счёт каких-то кампаний усидеть на месте. Надо смотреть не только на правоприменительную практику, но и на состояние законности: как применяются законы, насколько их действия точны и оправданы с точки зрения экономики, не говоря уже о законности.
Любой следователь, прокурор или судья, согласно статье 17 УПК РФ, должен принимать решение не только на основе закона, но и руководствуясь своей совестью. Часто они оперируют только лишь законными постановлениями, да еще и невпопад. Поэтому для эффективности борьбы с преступностью и терроризмом надо иметь в виду, в каком состоянии находится общество, делать замеры, чтобы понять, действительно ли есть такая опасность.
На границах разворачиваются всяческие силы, в связи с чем могут иметь место нежелательные информационные вбросы. Кроме того, через интернет могут провоцироваться нехорошие настроения. Когда узнаешь об этом, то просто ужасаешься! Как же такое возможно с нашим народом, который воспитывался и в советское время, и в нынешнее. Пример Украины и Сирии показателен. Тем не менее, народ сомневается и высказывает не совсем приличные слова в отношении даже наших руководителей.
Почему правоохранительные органы не могут отличить реальную угрозу от мнимой? Должна быть специальная подготовка людей. Действительно подготовленных специалистов в нашей полиции весьма мало. Есть специальные органы, но основная масса правоохранителей этими знаниями не обладают. Поэтому в данной ситуации необходим буквально детальный разбор каждого преступления и выявление ошибок, определение направления, в котором следует вести раскрытие конкретных преступлений. Таким образом, надо поднимать профессиональную подготовку. Подготовка должна быть штучной, но одновременно охватывать большие массы сотрудников. Где-то дело ведется хорошо, а где-то бывают ошибки, которые наносят урон авторитету правоохранительных органов.
Самое главное, что бездумная борьба с экстремизмом дискредитирует саму эту борьбу, когда борются, к примеру, с инакомыслием. Если вспомнить фильмы о Великой Отечественной войне, то там показано, как сотрудники правоохранительных органов занимались внутренним расследованием дел. Если на законопослушного человека или воина писалось анонимное сообщение, то по отношению к нему применялись любые меры для повышения показателей. Мы должны помнить тот негативный опыт правоохранительных органов.
Сейчас проще всего - посмотреть любую газету или любой информационный орган, найти одно слово и всё. В одном своем рассказе я писал, что если где-то на площади громко сказать: «Я русский», то это высказывание будет признано экстремизмом. Что значит, я русский? Речь идёт как раз об обычных вещах, более того о патриотических вещах. Из-за этого «шьют дело» за экстремизм. У сотрудников, которые возбуждают дела по таким липовым основаниям, всё-таки должна быть совесть. Этот вопрос нельзя замалчивать и оставлять. Я предлагаю создать рубрику на «Русской народной линии» для обсуждения подобных вопросов.
Всякая информация об экстремизме возбуждает народ и часто впустую. В Общественном совете при ГУВД есть рабочая группа, которая специально занимается такими вопросами. К примеру, если представитель какой-то национальности участвует в поножовщине или драке, то пытаются сразу разобраться в причине произошедшего. Ибо причина может носить бытовой характер, необязательно межнациональный. Как только эта ситуация возбуждается, то собирается масса народа, что приводит к массовым беспорядкам. Поэтому мы сразу пытаемся на это реагировать, чтобы выяснить, в чём причина, которую и сообщаем через СМИ.
Часто бывает, что причиной инцидента являются личные отношения, которые ни в коем случае не связаны с национальным вопросом. Когда русский убьёт человека в подъезде, то в этом не видят ничего страшного. А если убийцей оказывается грузин или чеченец, то здесь сразу накручиваются национальные настроения. Поэтому очень важно своевременно распознать причину и снизить накал страстей, чтобы не создавать национальной напряженности там, где её нет.
Вообще в бездумной борьбе с мнимым экстремизмом правоохранительные органы, может быть, невольно нагнетают ситуацию, на пустом месте создавая напряженность.
Будут ли приняты серьезные меры по изменению характера борьбы с экстремизмом? Президент в последнее время проверяет, как его слова реализуются. Поэтому, я думаю, эта ситуация будет каким-то образом исправляться.
2. Re: Когда закончится борьба с мнимым экстремизмом?
1. Re: Когда закончится борьба с мнимым экстремизмом?