1. 5 января 1925 года М.А.Булгаков записал в своем дневнике: «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее: её можно доказать документально – Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Этому преступлению нет цены».
В ответ Михаил Александрович принялся за создание романа, направленного против атеизма. Однако дело не сложилось. Он уничтожил написанное и почти законченное произведение.
В начале тридцатых годов Москва, точнее СССР, стала кандидатом на ежегодный бал сатаны, на центр мирового атеизма. Окончательно это сложилось, когда в 1932 году была объявлена и стала активно проводиться в жизнь первая «Пятилетка безбожия». В ответ в начале 1933 года Булгаков снова обратился к роману, вернее, был обращен. В письме В.В.Вересаеву он констатировал этот факт: «В меня вселился бес (демон творчества – Б.Д.). Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету. Впрочем, я, наверное, скоро брошу это». Но он не бросил роман и писал его до конца своих дней.
2. Главным идейным врагом России (СССР) в эти годы был активный и всеобъемлющий атеизм. Кончилась одна «Пятилетка безбожия», началась вторая. Её окончание было прервано войной. Взрывники, готовившие снос «Храма на крови» в Ленинграде были срочно отозваны на фронт. Активный атеизм тоже был отложен и вернулся опять и в не меньших масштабах и с не меньшим охватом и ожесточением во времена Хрущева. Никто из деятелей культуры ни в тридцатые, ни в шестидесятые годы не выступил открыто против государственного безбожия. Отсюда и востребованность романа в шестидесятые годы.
«Мастер и Маргарита» - это прививка от атеизма, и потому он бессмертен для нас. Атеизм не исчез и даже не в подполье, он ждет своего времени, чтобы снова обрушить страну. И потому критиковать роман и обличать автора с позиций плохо понятого православия не только не продуктивно - это есть явная поддержка существующего неверия
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, общественный деятель, публицист, главный редактор философско-исторического журнала «Русское самосознание»
19. В.Е.Семёнов - автору и комментаторам
18. Ответ на 15., Гавриил:
17. Да,он высмеял,поглумился над атеистами и атеизмом.
16. Ответ на 14., Наталия 2016:
15. Ответ на 12., Кирилл Д.:
14. Ответ на 9., ЕвгенийО:
13. Ответ на 11., Гавриил:
12. Ответ на 11., Гавриил:
11. Re: Вечная прививка от атеизма
10. Уважаемым автору и Дементию, на 4: