Как сообщалось, вчера Государственная Дума России в первом чтении одобрила законопроект о частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Решение Госдумы комментирует «Русской народной линии» эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов:
Это шаг к здравомыслию. Правоприменительная практика по 282-й статье за последнее десятилетие показала абсурдность ситуации и бросала негативную тень на правоохранительные органы и политическую систему России.
Правоприменение статьи приводило к абсурду и очень жутким ситуациям, когда людей привлекались к уголовной ответственности просто за то, что написали комментарий, публиковали демотиватор, републиковали чужой текст. Казалось, можно было просто вынести людям предупреждение, предостережение, как минимум, административное наказание, но получалось, что применялось уголовное наказание. Были примеры, когда давались тюремные сроки, до сих пор некоторые отбывают наказание в местах заключения по 282-й статье.
Принятый в первом чтении законопроект - мера половинчатая. С одной стороны, это шаг назад в том плане, что должна сойти репрессивность. С другой стороны, теперь вначале будет назначаться административное наказание. Если человек высказал критическое мнение, то его все равно осудят, пусть даже назначат административное наказание - штраф, общественные работы или административный арест до 15 суток.
Изменения касаются одного пункта 282 статьи, но в Уголовном кодексе существует еще статья «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Получается, что человеку можно инкриминировать не 282-ю, а эту статью, которая до сих пор криминализирована.
Непонятно, как сейчас будут работать центры по противодействию экстремизму в регионе. Они могут перейти от более смягченной 282-й статьи к другой статье и по ней привлекать к ответственности людей по той же самой схеме.
Я считаю, что еще одним шагом к здравомыслию было бы введение практики судов присяжных в российских судах по таким статьям. У нас есть небольшой опыт, когда было рассмотрено подобное дело с участием присяжных. Тогда здравомыслие восторжествовало. Многое остается на откуп судьи. Нередко бывает, что судья - зависимый человек, который старается, так же как и правоохранительные органы, вести себя в русле обвинительного наказания. С другой стороны, суды присяжных сами по себе влекут бОльшую соревновательность сторон.
Ныне любого критика, даже справедливого, можно привлечь к ответственности. Казалось бы, это правильное дело - государство должно противостоять экстремизму, должно бороться за мир и благополучие в обществе, но на практике борьба с экстремизмом выливается в совершенно одиозные, абсурдные примеры. Под видом борьбы с экстремизмом на самом деле происходит борьба со здоровой критикой. Иногда к уголовной ответственности привлекают настоящих экстремистов, но на фоне таких дел примеры, когда 282-я статья применятся по нелепым и абсурдным обвинениям, дискредитируют борьбу с экстремизмом как таковую. Очень печально, что так происходит. Хочется верить, что государство исправляется, но я думаю, что шаг, сделанный вчера Госдумой, скорее всего, лишь половинчатая положительная мера.
2. Re: Половинчатая положительная мера
1. Re: Половинчатая положительная мера