За годы реформ было практически уничтожено педагогическое образование

Или почему менее половины учителей смогли выполнить задания по предметам «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России»

Протоиерей Сергий Рыбаков 
Русская школа 
0
15.11.2018 824
Предварительные итоги исследования компетенций учителей подвел руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе общественно-профессионального обсуждения модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), состоявшемся в Министерстве просвещения Российской Федерации, сообщает сайт Рособрнадзора.

Исследования компетенций учителей – часть программы Национальной системы учительского роста, которая вошла в указ Президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», одним из пунктов которого стало вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Исследования компетенций учителей в разных формах и по разным предметам проводились Рособрнадзором с 2015 года. В этом году в исследовании приняли участие 67 субъектов РФ и 22 тысячи учителей. Им пришлось не только проверить знание своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся.

По результатам апробации ЕФОМ по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой почти половина участников исследования.

По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с «обществознанием» и «правом». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы.

«Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности. Во время подготовки кадров Министерству просвещения и Рособрнадзору необходимо спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире», - резюмировал Сергей Кравцов.

Исследование проводилось деперсонифицированно в режиме апробации, и его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ. Исследование включало и сбор мнения учителей о содержании диагностической работы. До 2020 года перед Рособрнадзором стоит задача разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя.

Об итогах исследования компетенций учителей рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный ученый, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

Здесь очень много проблем. Одна из них — это то, как сейчас проходят курсы повышения квалификации, которые, в основном, сводятся к 72 часам. Государство экономит на образовании учителей, на повышении их квалификации, а в результате учителя действительно теряют квалификацию. Именно потому, что все время меняются программы.

Другая проблема — постоянная смена программ, постоянная смена учебников, постоянная смена ориентаций. С чем это связано? Это связано с тем, что у нас практически ликвидировано, уничтожено педагогическое образование. Сейчас в стране практически отсутствует педагогическое образование. У нас очень мало педагогических ВУЗов, а университеты ориентируются на экономику, юриспруденцию, на что угодно, но не на то, чтобы подготовить хорошего профессионального учителя. Это один из аспектов.

Еще одна проблема заключается в том, что государство только провозгласило, но не поставило задачи по духовно-нравственному воспитанию. Ни толком организованных курсов по этим предметам, ни должной подготовки учителей по этим предметам организовано не было.

Теперь что касается математики. Мы уже давно ратуем за возврат к русской математической школе, к тем учебникам, которые использовались в 1950-1960-е годы. Эти учебники по математике были логически выстроенные, прекрасно скомпонованные. В них было все для того, чтобы ребенок знал и любил математику. Эти учебники сейчас отвергнуты, а вместо них написано огромное количество всевозможных современных учебников. Хороших среди них нет, а разных - много.

Бедные дети уже с момента начала реформ по математике (еще в советский период была реформа Колмогорова) говорили: «Мы тупые, мы ничего не можем понять». Это связано, в первую очередь, с тем, по каким учебникам их учили. Поэтому, если вернуться к нормальным учебникам, что сейчас делается в некоторых частных школах или школах семейного обучения, то ситуацию можно будет поправить. Мой внук учился по этой программе на домашнем обучении. За 3 года он сдал 4-х летку и перешел с 3-го в 5-й класс именно потому, что учился по замечательным учебникам. Они не развлекают, они обучают математике. В современных учебниках написано что угодно, какой только ерунды там нет. Но в них нет только математики. Соответствие возрасту, природосообразность полностью устранена. От ребенка требуют высот, которые он не готов показывать, вместо того, чтобы давать то, что ему требуется именно в этом возрасте.

Со временем у нас может назреть проблема по русскому языку. Просто пока еще трудится в школе старая гвардия и преподает русский язык более-менее нормально. Но уже проводятся ненужные фонетические разборы, транскрипции и прочее. Проводится та же ненужная работа, что наблюдается по современным учебникам математики. Дети не любят и не будут любить и знать русского языка. Соответственно, они и не читают и не любят русскую литературу. В этом смысле идет подрыв патриотического воспитания. Что мы тогда понимаем под словом «патриотизм», если мы не любим ни свой язык, ни свою литературу, ни свою историю?!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Re: За годы реформ было практически уничтожено педагогическое образование

Очень интересно... "За годы реформ было практически уничтожено педагогическое образование"... * А какое, простите, не уничтожили? Только то, и в том виде, что выгодно им... Ошибаюсь? Устройте /объективный/ экзамен жизненно важным "образованиям" — и убидитесь сами. * А пока результат нашего 30-летнего их-перестроечного образования простейшим способом может оценить каждый — МАГАЗИН-ПОЛИКЛИНИКА-ТЕЛЕК-ИНТЕРНЕТ-ШКОЛА-СОЦИАЛКА- ФИНАНСЫ /+++/. Нет?
Сант / 17.11.2018 03:53

9. Ответ на 8., Андрей Карпов:

Отсутствие методологической чёткости и ясности понимания ситуации у присутствующих здесь представителей учительского сословия - тоже своего рода симптом.

Это высказывание - симптом того, что у некоторых "методологически чётких" профанов тут самомнение таково, что они полагают, что в образовании разбираются лучше профессионалов, поскольку однажды в одном трамвае с учителем ехали. В результате всё обо всём поняли. Карповщина как она есть.
Коротков А. В. / 15.11.2018 21:07

8. Ответ на 6., Наталия 2016:

Ну-ну... А то в СССР не было слабых учителей... Если судить по лучшим, то и сейчас всё неплохо - наши школьники побеждают на мировых соревнованиях. Отсутствие методологической чёткости и ясности понимания ситуации у присутствующих здесь представителей учительского сословия - тоже своего рода симптом.
Андрей Карпов / 15.11.2018 19:26

7. Ответ на 5., Андрей Карпов:

Как и следовало ожидать, "эксперт" по всем вопросам тут как тут. С очередными "гениальными" мыслями.
Коротков А. В. / 15.11.2018 15:09

6. Ответ на 5., Андрей Карпов:

в советское время таких исследований не проводили. А провели бы, каков бы был результат, неизвестно....

Поразительно умудряются врать подобные культурологи. Или вруны или невежды. Ну допустим второе. Давайте просвещайтесь: Результат советского образования очень хорошо виден (не считая тьмы советских специалистов разъехавшихся по всему миру) например в Китае и в Финляндии. В Финляндии (до реформ 2015 года) была заимствована советская система обучения. Результат - первые места в международных рейтингах. В КНР и Корее используются советские учебники, переведенные на китайский язык. Результат - мировое лидерство.
Наталия 2016 / 15.11.2018 14:41

5. Re: За годы реформ было практически уничтожено педагогическое образование

На ситуацию надо смотреть с другой стороны. Проверили, каков объём знаний учителей - анонимно, в виде практических тестов. Получили вот такой результат. А в советское время таких исследований не проводили. А провели бы, каков бы был результат, неизвестно... И в советское время то, что было в голове у учителя и перемещалось в голову ученика. Сегодня же знания ученика проверяется не учителем, а независимо от него. Хорошо, конечно, если учитель хорошо знает свой предмет. Но если он его плохо знает, нынешняя система подстраховывает ученика - она требует с него единого уровня знаний, не отдавая ситуацию на откуп учителю.
Андрей Карпов / 15.11.2018 12:58

4. Ответ на 2., Коротков А. В.:

Система образования в стране убита.Придётся восстанавливать с нуля, когда со сцены уйдут "реформаторы". .

Не дождётесь! Скорее мы с Вами уйдем...
Наталия 2016 / 15.11.2018 12:23

3. Re: За годы реформ было практически уничтожено педагогическое образование

**«Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности. ** Это точно. Поэтому подведем итоги: За годы реформ уничтожено всё образование.
Наталия 2016 / 15.11.2018 12:21

2. Re: За годы реформ было практически уничтожено педагогическое образование

Система образования в стране убита. Придётся восстанавливать с нуля, когда со сцены уйдут "реформаторы". Как уже было однажды, после убийства СО в первые голы советской власти.
Коротков А. В. / 15.11.2018 10:27

1. Дело не только в подготовке учителей

Очень печально что у нас сейчас все валят на исполнителя - то есть на педагога. Но педагогическое сообщество не участвует ни в разработке программ, ни в определении приоритетов. Все это делается циркулярно из правительства. Дело в системе образования в целом. Русская /советская система образования приказала долго жить уже очень давно. Нет сейчас уже той школы, о которой мы смотрим старые фильмы и читаем книги. И высшее образование коммерциализируется полностью. Все за деньги и причем немалые. Скоро большая часть населения будет оторвана от высшего образования, точнее нормальной возможности его получить. Теперь о школе. Постоянные отчеты, копеечные зарплаты, перегрузка учителей и учеников. Безумное введение "новых" технологий, которые вместо облегчения усложняют процесс. Постоянная реформа - можно ознакомиться с последним опусом цифровая школа или электронное обучение. Это будет один из последних гвоздей в крышку гроба российского образования. Учителей обучено достаточно, но там мало кто выдерживает такие психологические нагрузки за такую зарплату, молодежь просто уходит кто куда. Все держится на "старой гвардии" и одиночных уникумах. Рассказывать можно долго, это полный абзац. И делается это сверху, целенаправленно.
Руслан / 15.11.2018 07:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Сергий Рыбаков
«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»
Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников
24.03.2022
Остановим ли мы процесс вырождения семьи?
Результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что в обществе абсолютно утрачено понимание того, что такое образование и воспитание
05.03.2022
«Речь идёт уже об очень серьёзном богоборчестве»
Об опасности нейросети, созданной для прогнозирования результатов ЕГЭ
09.02.2022
Паралич политической воли в образовании
Нынешняя ситуация в системе образования, если ничего не изменить, приведёт к национальной катастрофе
24.01.2022
Неуклюжая попытка компенсировать полный провал системы образования
Об инициативе Госдумы по введению в школах тестирования учеников на наркотики и психические отклонения
12.01.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Русская школа
Напишем слово Учитель с большой буквы?
Для решения вопросов образования, соответствующих «современным вызовам», нужна недюжинная политическая воля
18.05.2022
Пора отказаться от Болонской системы, выйти из ВОЗ и ВТО
По словам Петра Толстого, одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение
17.05.2022
Высокая мечта и антимечта.
Лекция 2021 года
07.05.2022
Безбожные школы в России
140 лет статье Н. С. Лескова
03.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.05.2022 04:49
Максим Орешкин: К концу 2022 года в мире возможен глобальный голод
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.05.2022 04:20
Алла Борисовна, а может не надо?
Новый комментарий от Niko
20.05.2022 03:04
«Мы создаём индустрию Русской Победы»
Новый комментарий от Наблюдатель
20.05.2022 02:20
«"Мастер и Маргарита" – читать!»
Новый комментарий от Сибирка
20.05.2022 02:04
Специальная военная операция
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2022 01:29
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от Александр Т
19.05.2022 18:24