23.12.20017 года на сайте РНЛ была опубликована статья писателя В.П.Филимонова «ЧП в Ниловой пустыни!». В этой статье, в контексте темы неприятия СНИЛС, ИНН, медицинских полисов и прочих форм «электронного рабства», прямо заводящих нас в «царство антихриста», описывалась конкретная ситуация в монастыре Нило-Столобенская пустынь, связанная с позицией нескольких насельников, оказавших прямое неповиновение отцу-наместнику монастыря, а затем и священноархимандриту обители, Высокопреосвященному Виктору, митрополиту Тверскому и Кашинскому.
Так получилось, что я знаком с жизнью Ниловой пустыни и был непосредственным свидетелем ряда описанных событий. Будучи приглашенным выступить с докладом на конференции «Нравственные ценности и будущее человечества» 21 декабря, присутствовал в качестве гостя и на собрании монашествующих, состоявшемся накануне (20 декабря), когда, собственно, вся история достигла кульминации.
К сожалению, статья В.П.Филимонова несколько однобоко освещает ситуацию, а самое главное, содержит прямое искажение фактов или, по крайней мере, создает все условия для искаженного понимания произошедшего. Прочитав статью, я оказался в сложном положении. С одной стороны, трудно молчать, когда плохо и несправедливо говорят о людях, которых ты хорошо знаешь и уважаешь. С другой - мне не хотелось вступать в полемику по двум причинам. Во-первых, любая обитель, а Нилова особенно - семья. И если ты стал свидетелем некоторых событий семейной жизни, это не дает тебе права обсуждать их публично. Во-вторых, я не сторонник поддержания дискуссий об «ИНН и прочем», ибо они редко обходятся, как точно сформулировано в редакционной преамбуле, «без истерики и кликушества».
Но поскольку, во-первых, наместник Ниловой отец Аркадий позволил мне (по моей просьбе) прокомментировать ситуацию, а во-вторых, «неприятие ИНН и прочего» стало обретать некоторые социально небезопасные следствия, что беспокоит меня как ученого, занимающегося проблемами современной России, пишу данную статью. При этом воздержусь от обсуждения ИННной проблематики по существу.
Подчеркну, относительно событий в Ниловой пустыни буду опираться исключительно на то, чему сам был свидетелем.
Итак. 20 декабря состоялось собрание монашествующих Тверской и Кашинской епархии под председательством митрополита Виктора. Сначала было заслушано несколько докладов. Первый - митрополита о результатах Архиерейского Собора, особенно о принятом на нем Положении о монастырях и монашестве. Второй - архимандрита Аркадия (Губанова), наместника Ниловой пустыни и Председателя Епархиального отдела по монастырям и монашеству о положении монастырей епархии и направлениях развития монашеской жизни. Третий - иеромонаха Иакова (Степкина), насельника монастыря и зам. Председателя ОММ с отчетом о собрании епархиальных ответственных за монастыри, прошедшем в Москве, в актовом зале Сретенской духовной семинарии.
Затем в разделе «Разное» и был поднят обсуждаемый вопрос. Отец Аркадий кратко изложил историю конфликта, выслушали самих «протестантов», потом выступили игумения Вознесенского Оршина монастыря матушка Евпраксия (Инбер), иеромонах Иаков, насельники Ниловой. Вел обсуждение Владыка Виктор. Тональность и взгляды всех выступавших для вразумления «протестантов» были более чем спокойными и взвешенными, соответствующими позиции священноначалия РПЦ. Увещевая «протестантов», все признавали возможные опасности цифровой цивилизации, но одновременно указывали на необратимость и позитивные стороны технического прогресса, призывали не увлекаться поисками антихристовой печати в водяных знаках и номерах полисов, забывая о реальных духовных проблемах, приводили случаи из собственного опыта. И самое главное, что искажено в статье - никто не принуждал «протестантов» принимать ИНН, СНИЛС или брать медицинский полис, им запрещалось только проповедовать свою позицию (а по сути, агитировать за нее) среди насельников и прихожан обители.
Убеждая их, говорили, «ну, подумайте о простых людях, которых вы агитируете за отказ от медицинских полисов и прочих документов. Вас здесь в обители в любом случае и накормят, и вылечат, даже платно (подобный случай, как вспомнил Владыка Виктор, был в епархии - один из монашествующих, отказавшихся от полиса, заболел и требовал лечения за счет страховой системы, ему отказывали, и только личный авторитет Владыки помог выйти из положения), а как быть простым людям? На работу не устроиться, медицинской помощи не получить и т.д.? Достойно ли защищенным братской опекой обрекать на страдания других, подобной опеки не имеющих?»
Но разумные аргументы на «протестантов» не действовали. Тогда Владыка напомнил им об обете послушания, нерушимом для всякого монаха. Послушания наместнику и тем более священноархимандриту обители. Впустую. Обеты для «протестантов» уже ничего не значили: «не пойду в царство антихриста, т.е. не только сам полис не возьму, но и других к тому призывать буду». Вот за это и было наложено прещение. За нарушение священного монашеского обета послушания. Прещение - более чем мягкое. Из сана не извергли, в запрет не отправили, из обители не изгнали, а только отстранили от служения вплоть до возвращения к послушанию, т.е. прекращению агитации. Владыка Виктор благословил отца Аркадия в таком случае сразу снять прещение. «Протестанты», действительно, выслушали решение Владыки «кротко и смиренно», но вот на следующий день на конференцию монашествующих не пришли, хотя к тому и обязывал всех насельников отец Аркадий.
Подтверждаю - беседу с нарушителями монашеских обетов вели предельно мягко, с братской любовью и сочувствием. К взглядам их проявляли уважение, ни в коем случае не унижали и не обижали. Полагаю, что даже в сверхлиберальном Московском Университете, не говоря уже о прочих учреждениях, с нарушителями прямых указаний администрации разговор был бы другим.
Вообще, в Ниловой любовь - не пустое слово. Там все основано на любви. А она, как известно, «долготерпит, милосердствует», «не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13: 4-7). Не так ли повело себя священноначалие по отношению к монахам, грубо нарушившим свои обеты, проявившим непослушание, гордыню, поставившим свое мнение выше воли духовных наставников? Можно ли про них сказать: «не превозносится, не гордится»?
И вот что мне интересно. Собрание прошло 20 декабря. 23 вышла статья В.П.Филимонова, которого на собрании не было. Как же дошла информация? Не от самих ли «протестантов», использовавших «бесовские» коммуникационные технологии для обретения себе защиты в «царстве антихриста» - Интернете?
Странно заявление В.П.Филимонова, пусть и со ссылкой на Михаила Новоселова: «В Православии не существует понятия авторитета в вопросах веры и совести». Священное Писание - не авторитет? Священное Предание - не авторитет? Монашеские обеты - не авторитет? В таком случае под именем «веры и совести» будут скрываться гордыня и своеволие, а они куда ближе к антихристу, чем полисы ОМС и электронные пропуска. А попрание монашеских обетов - отречение от Христа.
Вот и «протестанты», мнящие себя новыми «старцами», присваивают право по собственному разумению толковать общецерковные документы, не руководствуясь мнением Священного Синода, Патриарха. Для них все это не авторитет. Встает вопрос, как было справедливо замечено на собрании, а веруют ли они «Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»? Или лишь лукаво произносят устами слова? Ведь если нет доверия иерархии, священноначалию, то есть ли вера во Христа - основателя и созидателя Церкви?
Меня учили - хочешь свободы, неси ответственность. И еще - живи, как учишь. Не более ли того в монашестве, которое «свет мирянам»? Попираешь собственные обеты? Нарушаешь священные законы обители? Покидай монастырь, будь честен хоть перед собой. Но «протестанты» за пределы обители, как пристало бы отвергающим послушание, не ушли. Конечно, за ее стенами (в том числе, ИННом и учредительными документами) и попечительством отца Аркадия, на пирожках да рыбной соляночке в теплой келье со всеми удобствами, куда покойнее да комфортнее, чем в миру без медицинского полиса и прочих документов, как маются поверившие им «духовные чада», лишенные возможности заработать кусок хлеба и получить помощь врачей в случае болезни.
Не напоминают ли «протестанты» раскольничьих «старцев», которые в период всероссийских переписей населения убеждали своих чад назло антихристу заживо сжигать себя с малыми детьми, но сами «в гари» не спешили, продолжая «брань с лукавым» в прогулках по российским просторам?
Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУ
2. Вспоминая Исава
1. Послушание и ничего более...