itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела

Анатолий Степанов о заседании «Русского Собрания», посвященном острой идеологической теме

Православный социализм 
0
3246
Время на чтение 8 минут
28 сентября в Союзе писателей России состоялось очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание». В повестке дня заседания был вынесен вопрос «Православный социализм: идеология будущей России или соединение несоединимого». С докладом выступил известный публицист, кандидат физико-математических наук Николай Владимирович Сомин. Своими впечатлениями о состоявшемся заседании делится председатель «Русского Собрания» Анатолий Степанов.
Я успел поговорить после заседания с некоторыми активными деятелями «Русского Собрания», и большинство из них оценило состоявшуюся дискуссию как полезную и необходимую. Хотя, когда я предложил вынести тему «православного социализма» на заседание «Русского Собрания», это вызывало недоумение, а порой и активное сопротивление. Кто-то даже начал распускать слухи о том, что «Русское Собрание» меняет идеологию с национально-консервативной на лево-социалистическую. И ко мне накануне заседания обращались некоторые коллеги с вопросом - так ли это (в очередной раз убеждаюсь, что слухи - ужасная сила).
Открывая заседание, которое носило по традиции открытый характер, т.е. в нем приняли участие не только члены «Русского Собрания», но и приглашенные гости, я отметил, что задача наша не вынести некий вердикт по теме православного социализма, а детально, серьезно обсудить эту тему, которая часто звучит в публикациях современных мыслителей.
Конечно, Николай Владимирович Сомин, которого я попросил выступить с базовым докладом на заседании «Русского Собрания», является самым ярким теоретиком православного социализма. Его книга «Православный социализм как русская идея» в 2015 году вышла уже вторым изданием. Но и помимо него эта тема звучала и звучит в трудах многих русских мыслителей.
Достаточно упомянуть одного из ярких представителей русского зарубежья протоиерея Сергия Булгакова. Из наших современников сразу вспоминается Геннадий Михайлович Шиманов, скончавшийся не так давно, человек, пострадавший в советское время за свои православные взгляды, один из активных авторов легендарного рукописного журнала «Вече», издававшегося Владимиром Николаевичем Осиповым. Шиманов еще в 1970-е годы писал об этой проблеме, он и в советское, и в антисоветское время не менял свои взгляды.
Я близко был знаком с самобытным философом из Санкт-Петербурга, исследователем творчества Льва Тихомирова, доктором философских наук, профессором Юрием Юрьевичем Булычевым, который был одним из основателей «Санкт-Петербургского патриотического форума» (своего рода предшественник «Русского Собрания» в начале 00-х годов) и автором «Русской народной линии». К сожалению, он скончался в расцвете творческих сил. Из ныне живущих мыслителей можно упомянуть Александра Евгеньевича Молоткова, автора интересной книги «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке».
Иными словами, тема эта не нова, ее надо обсуждать, причем, не обязательно выносить какой-то вердикт, не обязательно готовить резолюцию по обсуждаемой проблеме. Тем более, когда есть такое разномыслие и разногласие. А разномыслие это проявилось в полной мере и на нашем заседании в минувшую среду.
Сам докладчик Николай Сомин в самом начале своего выступления заметил, что тема «православного социализма» никого не оставляет равнодушным. И по его наблюдениям, две трети аудитории, в которых он выступает, обычно встречают эту тему в штыки, одна треть поддерживает и становится горячими сторонниками. Пожалуй, процент встретивших в штыки идею «православного социализма» на заседании «Русского Собрания» был больше, чем две трети, но выступали и сторонники этой идеи, звучали призывы прислушаться к тому, о чем говорит он.
Основная масса выступавших критиковали идею православного социализма, но, к сожалению, чаще всего звучала критика не прозвучавшего доклада, а собственного понимания термина «православный социализм». Спор скорее шел вокруг термина, а не вокруг сути проблемы. Звучали призывы к докладчику отказаться от термина «православный социализм», исключить из своей конструкции слово «православный» и говорить о «народном социализме», либо исключить из своей конструкции слово «социализм» и говорить о форме хозяйствования, основанной на православии.
В некоторых выступлениях звучали обвинения в адрес автора едва ли ни в сектантстве, что, на мой взгляд, совсем несправедливо, и, честно сказать, напомнило мне обвинения некоторых современных «сектоведов» в адрес «Русской народной линии». Они нас тоже называют сектантами из-за того, что мы стремимся опровергнуть клеветы в адрес первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного и друга царской семьи Григория Ефимовича Распутина, стремимся к тому, чтобы восторжествовала правда. За что от этих самых «сектоведов» мы получили наименование «секта иоанногрозненцев и распутинцев». А принявший по его просьбе участие в дискуссии воинствующий антисоветчик Михаил Налимов пошел еще дальше и вовсе обвинял докладчика и всех присутствовавших в большевизме, а епископат Русской Православной Церкви походя записал в «агенты КГБ». При этом себя именовал исключительно монархистом и антибольшевиком.
С другой стороны, руководитель общественной организации «Русь триединая» и редактор одноименной газеты, один из организаторов «русской весны» в Харькове, а ныне политэмигрант Сергей Моисеев утверждал, что на баррикадах и в окопах Новороссии идея «православного социализма» звучит весьма органично.
Доклад Н.В.Сомина, и правда, задел за живое. В дискуссии помимо поименованных выше приняли участие большое количество членов «Русского Собрания» (среди них много авторов «Русской народной линии») и приглашенных гостей. Причем, на собрании выступали не только москвичи, но и гости из других городов нашего Отечества. В прениях выступили члены «Русского Собрания»: священник Сергий Карамышев из Рыбинска, московские священники Александр Шумский и духовник Собора православных братств игумен Кирилл (Сахаров), председатель Пермского отделения «Русского Собрания» Николай Дозморов, председатель Казанского отделения «Русского Собрания» Михаил Щеглов, председатель Нижегородского отделения «Русского Собрания» Сергей Скатов, председатель Тверского отделения «Русского Собрания», глава администрации города Калязин Константин Ильин, один из руководителей Изборского клуба Новороссии Федор Папаяни из Донецка, секретарь «Русского Собрания» Андрей Сошенко из Калуги, публицист Константин Новиков из Тулы, историк Юрий Дуняшенко из Шуи, и москвичи: председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, аналитик Владимир Сурин, доктор философских наук, профессор Анатолий Ветошкин, кандидат биологических наук Дмитрий Лебедев, историк и публицист Леонид Болотин, физик, публицист Дмитрий Гусс и другие.
Большинство из выступавших, повторюсь, негативно восприняли идею «православного социализма». При этом звучала и вполне обоснованная критика по вопросу реализации этой идеи «православного социализма», высказывались опасения, что на пути претворения в жизнь этой идеи общество подстерегают серьезные угрозы. Многие говорили, что попытка реализации идеи «православного социализма» приведет к росту насилия и возобновлению методов террора и принуждения, которые мы помним по 30-м годам нашей истории.
В выступлениях звучала вполне справедливая критика о негативной коннотации термина «социализм», который ассоциируется в умах многих наших современников с идеями несправедливости и уравниловки, а также атеизма. Хотя, надо отметить, что в самом докладе Николая Сомина речь шла как раз о том, что «православный социализм» в его понимании, это - такое социально-экономическое устройство общества, во главе угла которого будет поставлен принцип справедливости и в котором будут учтены все позитивные завоевания эпохи социализма в нашей стране.
Так получилось, что самое здравое, на мой взгляд, суждение в ходе дискуссии прозвучало в конце заседания. Это было выступление главного редактор журнала «Молодая гвардия» известного поэта и публициста Валерия Хатюшина, который предложил смотреть на идею «православного социализма» и на доклад Н.Сомина как на попытку предложить нам образ будущей России. Речь идет, по мысли Хатюшина, о том, какой будет Россия через 50 или 100 лет, когда эти идеи могут быть востребованы.
Я считаю, что в целом дискуссия оказалась очень полезной. И я надеюсь, что она станет предметом размышлений не только для докладчика, который внимательно слушал критику в адрес своей концепции, но и для тех людей, которых он заставил думать над этой проблемой. По крайней мере, я уже услышал после дискуссии мнение, что человек впервые серьезно задумался над этой проблемой. Это вовсе не значит, что все согласятся полностью с содержанием концепции Николая Сомина, но это значит, что движение русской общественно-политической мысли будет продвигаться в этом направлении.
Нам сегодня необходимо сформировать образ будущей России. Пока, признаемся честно у нас нет такого образа, мы плывем по течению, решая только сиюминутные (в лучшем случае тактические) задачи. А вот предложить обществу ответ на стратегические вопросы мы пока не можем. Например, на такие вопросы: какими мы хотели бы видеть церковно-государственные отношения в нашей стране? как должны быть выстроены институты, регулирующие национальные отношения в России? какой мы хотели бы видеть социальную структуру будущей России? каким мы хотели бы видеть экономическое устройство страны? Ответ на эти вопросы и пытается искать «Русское Собрание». И обсуждение концепции «православного социализма» - шаг на этом пути.
Выступает Николай Сомин
Выступает Николай Сомин
Выступает Анатолий Степанов
Выступает Анатолий Степанов
Выступает священник Сергий Карамышев
Выступает священник Сергий Карамышев
Выступает игумен Кирилл (Сахаров)
Выступает игумен Кирилл (Сахаров)
Выступает Николай Дозморов
Выступает Николай Дозморов
Выступает Михаил Щеглов
Выступает Михаил Щеглов
Выступает Андрей Сошенко
Выступает Андрей Сошенко
Выступает Михаил Налимов
Выступает Михаил Налимов
Выступает Леонид Болотин
Выступает Леонид Болотин
Выступает Анатолий Ветошкин
Выступает Анатолий Ветошкин
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

242. Re: «Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела

"Православный социализм" правильнее будет назвать "Божий лад", где и при котором: "да не будет больше жизнь человека, сотворенного по образу и подобию Божьему, конвертироваться в какой-либо металл, камень или другой ценный предмет/объект с целью получения разного удовлетворения, обслуживая чью-то свободу, желания и фантазии, ибо в Царствии Небесном нет ни благодетелей с их владениями, ни бизнесменов и, тем более, никаких зависимых душ от своих господ-хозяев".
РЛА / 22.10.2016, 07:24

241. Re: «Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела

Думаю, лучше отказаться от термина "православный социализм". Для хорошей идеи это "кривой" термин. Мы, верующие, должны опираться на Библию, а в Библии нет никакого "православия" и "социализма". Будущее русских - Город Русь, "стан святых и город возлюбленный". Нужно всего лишь взять волю Бога и ей воспользоваться: http://i9.pixs.ru/storage/4/9/4/2016godjpg_3932488_22207494.jpg http://i9.pixs.ru/storage/8/2/0/Rus2jpg_4409479_22390820.jpg
РЛА / 19.10.2016, 18:59

240. Re: «Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела

Россия сегодня должна ЗНАТЬ о девиации идеи, идеологий постигших развитое человечество в двадцатом веке. Что это за девиация идеологий. В чем, вообще, состоит девиация идеи? Какая, конкретно в понятиях, девиация идеи столкнула Германию и Россию. Политика - следствие этого. В политике даже если и найдешь "след", то он, все равно приведет к своей причине в идее. Знать, конкретно, девиацию идеи. В чем, в каких терминах, понятиях заложена доктрина отклонения. Увидеть панораму девиации. Создать "вакцину" против данной "инфекции". Вот чем надо заниматься, в том числе и на РНЛ. Но,здесь, я вижу, это мало кого волнует. Увы.
Бондарев Игорь / 09.10.2016, 07:04

239. Ответ на 233., М.Яблоков:

"Всегда обнаруживается что-то новое, лично тебе адресуемое."Без святоотеческого толкования Писания и должного духовного окормления можно так наадресоваться, что потом разадресовывать вас будут психотропными препаратами.

А я имею обыкновение работать с Новым Заветом с истолкованиями преп. Феофилакта Болгарского. Но ведь многое в нём можно понять и прочувствовать и без Святых Отцов.
Сергей Абачиев / 08.10.2016, 11:24

238. Ответ на 236., Иванович Михаил:

Да на Вас целая свора набросилась...Привет Вам от ДАМ: "Денег нет, но Вы держитесь...") Волк на псарне.Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор –Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"– И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем."Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть,Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец, – Пустился мой хитрец В переговорыИ начал так: "Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум,Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;Забудем прошлое, уставим общий лад!А я, не только впредь не трону здешних стад,Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…" – "Послушай-ка, сосед, – Тут ловчий перервал в ответ, – Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой".И тут же выпустил на Волка гончих стаю

Гипофиз и семенники у Шарикова позаимствовали?
Айболит / 08.10.2016, 11:03

237. Ответ на 234., Иванович Михаил:

Не мешайте ему. Пылающей тропой он идет к коммунизму.
Lucia / 08.10.2016, 09:48

236. Ответ на 231., г-н Инспектор:

Да на Вас целая свора набросилась...Привет Вам от ДАМ: "Денег нет, но Вы держитесь...")

Волк на псарне. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор – Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"– И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. "Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец, – Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…" – "Послушай-ка, сосед, – Тут ловчий перервал в ответ, – Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой". И тут же выпустил на Волка гончих стаю
Иванович Михаил / 08.10.2016, 09:30

235. Ответ на 228., М.Яблоков:

Дурак ты и не лечишься.Браво, архисмиренный Вы наш!Перед вами - еретиками - никто тут смиряться не собирается.

@Еретическое движение, глухо враждебное всему строю окружающей жизни, время от времени разгорается, и всепожирающий огонь ненависти, до поры до времени скрываемый в недрах секты, вырывается наружу. Такие взрывы отделены друг от друга промежутком немногим более ста лет: движение Дольчино около 1300 г., гуситское движение, начавшееся после сожжения Гуса в 1415 г., анабаптизм в эпоху Реформации, начавший принимать агрессивную форму в 1520-е годы, Английская революция 1640–1660 гг.@ Шафаревич
Lucia / 08.10.2016, 08:18

234. Ответ на 213., Сергей Швецов:

А в конце застрелиться. Вот это ваш - дегенератов - подход.
М.Яблоков / 08.10.2016, 04:28

233. Ответ на 226., Сергей Абачиев:

"Всегда обнаруживается что-то новое, лично тебе адресуемое." Без святоотеческого толкования Писания и должного духовного окормления можно так наадресоваться, что потом разадресовывать вас будут психотропными препаратами.
М.Яблоков / 08.10.2016, 04:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Дай Бог нашей церкви таких священников! Интервью
с прихожанами и друзьями храма Петра и Павла в Ропше
21.03.2024
Пётр Великий, Екатерина Великая и Владимир Путин!
Проблемы с переездом к нам многодетной канадской семьи заставляют нас обратиться к богатому опыту Царской России, радушно принимавшей европейцев
20.03.2024
Правильно понятое славянофильство и «Третий Рим» не противоречат друг другу
Размышления над статьёй доктора юридических наук Алексея Величко
02.03.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Православный социализм
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
О социализме
К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода
15.12.2023
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 10:46
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59