itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем правительству «филькино» лидерство?

Социолог Екатерина Добренькова считает, что российские вузы поднимаются в международных рейтингах по формальным признакам, не имеющим никакого отношения к качеству образования

ЕГЭ 
0
500
Время на чтение 4 минуты

К 2020 году пять отечественных вузов должны войти в первую мировую сотню. Такую задачу Президент России Владимир Путин поставил перед правительством в «майских указах» от 2012 года, пишет «Российская газета». «Дело это сложное», - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, где рассматривались промежуточные результаты соответствующей поддержки университетов страны.

План мероприятий так называемой программы «5-100» кабмин реализует с 2013 года. За это время заявки на финансирование из федерального бюджета подали 88 вузов, 21 стал победителем. Они получили в общей сложности 30 миллиардов рублей. «В текущем году мы предусмотрели такие субсидии для университетов в размере 11 миллиардов рублей», - напомнил председатель правительства.

Принятые меры дают определенные результаты. «Растет число университетов в общих списках мировых рейтингов, - подчеркнул Медведев. - Пока, наверное, не на тех местах, какие мы для себя хотели бы, но в целом движение в правильном направлении».

Многие вузы улучшили свои результаты в научных исследованиях - число публикаций, индекс цитируемости увеличились в два раза по отношению к 2012 году.

«За этот срок число участников проекта, участвующих в мировых рейтингах, увеличилось с 5 до 13, при этом в топ-400 этих рейтингов уже входит 5 вузов-участников проекта "5-100"», - рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Фиксируются и успехи университетов в предметных рейтингах - в топ-200 отечественные высшие учебные заведения отмечены 14 раз.

За три года в два с половиной раза выросло общее количество публикаций участников программы в международных научных журналах, число высокоцитируемых публикаций - в три с половиной раза. Также в этих вузах удвоилось число иностранных студентов, а число сотрудников, имеющий опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, увеличилось более чем в 10 раз.

«Рейтинги нам нужны не ради самих рейтингов, а для качества подготовки специалистов, для того, чтобы учиться в наших университетах было и полезно и престижно», - заявил глава правительства.

Отечественной экономике нужны профессионалы, которые легко ориентируются в закономерностях глобального рынка, глобальной экономики, понимают все процессы, которые происходят в технологическом развитии всего человечества, пояснил Дмитрий Медведев. И таких специалистов должны готовить не только в столичных университетах. Важно, считает премьер, чтобы в эти рейтинги стремились и региональные университеты: «Нужно, чтобы и в других научных центрах в других регионах развивалось высшее образование».

«Будем считать, что мы находимся на правильном пути по развитию университетов, - подвел председатель правительства позитивную черту под обсуждением программы "5-100". - Поддержку мы продолжим, деньги университеты получат. Надеюсь, что они будут тратить их рационально», - заключил Дмитрий Медведев.

Как добиться поставленной цели? И так ли уж необходимо бороться за высокий рейтинг? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:


Конечно, любое государство желает, чтобы высшее образование находилось на высоком уровне, поэтому стремится попасть в топ-100. Но я с недоверием отношусь к вышеперечисленным рейтингам, основанным по формальным признакам. Главный критерий международных рейтингов – индекс цитирования. Россия на протяжении многих лет отставала в этом показателе, поскольку российские вузы этим не озадачивались. Но теперь наши вузы стали активно участвовать в международных рейтингах с целью попадания в мировые топовые рейтинги.

Индекс цитирования в международных журналах необходим, ибо является показателем публикаций работ наших ученых за рубежом. Но данный критерий не может свидетельствовать о значимости вуза и о его достижениях, и вообще, насколько высшее учебное заведение сильно с точки зрения объективных признаков. Поэтому ныне многие вузы благодаря выделенным денежным средствам могут себе позволить издавать статьи, в том числе научные, и публиковать их за рубежом в международных журналах, что позволяет поднять индекс цитирования.

Количество сотрудников, участвующих в ведущих мировых университетских центрах, является более объективным показателем. Многие российские граждане трудятся за рубежом, и, насколько мне известно, пребывают не как работники института или вуза, а как частные лица, которых приглашает зарубежное учебное заведение. Вопрос заключается в том, как оформить достижения и в каком свете представить ученого.

Сегодня на базе российских вузов создаются международные целевые программы, ведь и в России можно собрать международные группы с зарубежными учеными, дабы показать, что наши ученые участвуют в международных программах и центрах. Однако рост рейтинга российских вузов не свидетельствует о том, что резко возросло количество работ, цитируемых за рубежом. Все упирается в статистику. Конечно, есть определенный рост, но не такой, чтобы из третьей сотни скакнуть в топ-100. Наша наука не могла мгновенно возрасти, в отличие от формальных показателей, которые и позволили России войти в первую сотню.

Я не понимаю, зачем российскому правительству и министерству образованию нужно показывать, как мы боремся за качество образования, используя формальные признаки и критерии. Видимо, чтобы оправдать закрытие «некачественных» вузов.

К сожалению, ныне идет борьба за качество образования по формальным признакам. Если вуз не прошел мониторинг, содержащий формальные критерии, то забраковывается. Профпригодность высшего учебного заведения измеряется количественными показателями: количеством педагогов, студентов, среднего бала по ЕГЭ. Но качество образования нельзя так измерять! Это невозможно. Все рейтинги составляются только по количественным показателям, идет борьба за некое мифическое качество, исходя из которого выносят вердикт вузу. Рейтинги формируют абсолютно необъективную реальность.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Ответ на 9., Андрей Карпов:

Это не так.

Андрюша, я в компетентности американского адвоката, который занимался т.н. diploma evaluation, не сомневаюсь. Так что, время не трать.
Углич / 24.05.2016, 11:41

14. Ответ на 9., Андрей Карпов:

проводится реставрация этих навыков. Но это еще не делает науки как таковой. Потому как нужна среда, инструментарий и финансирование... И включение отечественных ВУЗов в систему мировой науки может этому способствовать.

Написал большой специалист по части делания науки. Сам сначала хоть что-нибудь сделай :) Все ведущие специалисты уже давно работают в системе мировой науки, в нее включены. Начиная со списков литературы в дипломах и диссертациях. И далее ... Единственное, что нужно сделать, так это отключить таких мечтателей, как Андрюша. А если еще и заставить их заниматься делом, то это очень даже будет способствовать !:))
Углич / 24.05.2016, 11:11

13. Ответ на 9., Андрей Карпов:

Потенциал ученого - это ресурс, который надо было еще использовать. Использовать у нас этот ресурс до сих пор проблематично.

Андрюша, потенциал тогда используется, когда он востребован. А для этого есть государство, политическая воля, финансирование и система. И грамотная постановка задачи. Без этого ни одно государство сейчас не выживет. У России такой опыт, такая школа, такие научные традиции и результаты, что дай Бог каждому! Не беспокойся. Займись лучше делом.
Углич / 24.05.2016, 10:55

12. Ответ на 8., Андрей Карпов:

Значение этих факторов в рейтинге невелико - каждого 5%. Показатель позволяет оценивать включенность ВУЗа в мировую науку.

Позволит кому, вам и таким как вы? Этакая воспитательница в детском саду, или пионервожатая в пионерском лагере. Выстраивать всех в шеренгу и гладить по головке, или журить? Вы на что претендуете? Вы сами-то хоть что-нибудь сделали? Или, может быть, научную школу создали? Какое-нибудь выдающееся открытие сделали? Или воспитали хороших специалистов? Вы выглядите как курочка в курятнике, с цыплятками под крылышками. Во-истину, вам там и самое место, а не с нашими специалистами. Пинка вам со смехом - единственное, чего вы заслуживаете. Иностранные преподаватели - это приток компетенций из-за рубежа, иностранные студенты - это трансляция национального знания.

Ну прямо хоровод в детском саду! Может быть, есть национальная ядерная физика, элементная база, квантовая механика, национальные прикладные задачи в радиационной физике, или физике защиты, или в фотонике? У вас с головкой как? Да, простите, а нам корпоративные национальные тайны передадут? :)) Если Вы думаете, что можно иметь науку "для себя", Вы заблуждаетесь, ибо результат науки обеспечивается синэргетически: чем больше база исследований, тем глубже прорыв.

Сначала сами что-нибудь сделайте хоть в одной области, станьте кем-нибудь, "синергетический" вы наш, прежде чем нести ваши глупости. А то, похоже, без предметного содержания любая ваша синергия и другие умные слова так и останутся "прорывными" тараканами в головке. Если вариться только в национальном соку, национальная наука обречена на отставание.

Лапочка, процесс обмена информацией, распространения научного знания (если, конечно, не под грифом "секретно") - это абсолютная классика. Он был всегда, он есть, он будет. Только это делают специалисты, которые общаются на своем языке во время разных мероприятий. И студенты, которые вступают на научную стезю. И лекции читают кому надо, и конференции, и workshops, и статьи, и стажировки в ведущих центрах, и проекты мощные. Ты только не лезь сюда в качестве глупенького засланного казачка - лучше займись делом. Сделай что-нибудь полезное.
Углич / 24.05.2016, 10:23

11. Ответ на 8., Андрей Карпов:

Кто вы такой? Вы сами что-нибудь сделали в науке? Вы видели, вы знаете, как делается наука? Вы дилетант, и для вас это просто игра. Одна демагогия и болтовня. Таких как вы близко нельзя подпускать.
Углич / 24.05.2016, 09:50

10. О, Россия! Дополнение к 6., Углич:

И зачем же тех, кто готовил, воспитывал 1000000 отданных на запад могучих специалистов, - зачем же тех загонять "за можай"?

Господа наши начальнички! Вы думаете, что делаете что-то новенькое? Нет. Все в истории уже было. Все проходили, и ничего оригинального вы не изобретаете. Были такие же периоды в русской истории: засилье иностранцев (немцев в основном) Везде, начиная с академии наук. А свои кадры дискриминировали, выражаясь современным языком. Попросту гнали. Да, грустная фраза:"Талант в России не жилец." Сейчас у нас делают то же самое. О великая русская литература! Н.С.Лесков. "Левша". Рассказ-то прямо в современное яблочко. Перечитайте.
Углич / 24.05.2016, 09:17

9. Ответ на 5., Углич:

Американцы подсчитали и сказали, что до 1991 года уровень образования в России был СУПЕР. А после 1991 года уровень образования в России упал.

Это не так. Потенциал российских ученых был весьма высок. Поэтому их было выгодно купить. Такой ученый, с хорошим потенциалом, при подключении к современной системе научного знания оказывался весьма эффективным. Это не означает, что у нас в России наука опережала Запад. Понимаете? Потенциал ученого - это ресурс, который надо было еще использовать. Использовать у нас этот ресурс до сих пор проблематично. Прежде всего, сказывается отсутствие должной научной среды (научная среда к 90-м годам выродилась даже в естественных науках, а в гуманитарных она практически всегда отсутствовала, подмененная идеологией), а также должной инструментальной базы, ну и финансирования исследований, конечно. Отечественная научная школа с высоким вниманием к фундаментальным аспектам и классическим университетским образованием потенциал взращивала - до 70-х годов успешно, потом - менее успешно, сегодня проводится реставрация этих навыков. Но это еще не делает науки как таковой. Потому как нужна среда, инструментарий и финансирование... И включение отечественных ВУЗов в систему мировой науки может этому способствовать.
Андрей Карпов / 24.05.2016, 08:16

8. Ответ на 5., Углич:

г) доля иностранных студентовд) доля иностранных преподавателейЭта "обязаловка" есть неприкрытый knowledge transfer - процесс передачи знаний.

Значение этих факторов в рейтинге невелико - каждого 5%. Показатель позволяет оценивать включенность ВУЗа в мировую науку. Иностранные преподаватели - это приток компетенций из-за рубежа, иностранные студенты - это трансляция национального знания. Если Вы думаете, что можно иметь науку "для себя", Вы заблуждаетесь, ибо результат науки обеспечивается синэргетически: чем больше база исследований, тем глубже прорыв. Если вариться только в национальном соку, национальная наука обречена на отставание.
Андрей Карпов / 24.05.2016, 08:08

7. Ответ на 4., Углич:

в гумнауках мы еще находимся в прошлом веке, предпочитая рассуждения расчетам.//И это написано в России... Написавший сие хоть понимает, что написал?

Прекрасно понимаю. Наука - это объективное знание. Объективное знание не может выражаться в словах, поскольку слова понимаются каждым по-своему. Слова - это удел философии, но не науки. Гумнауки у нас в России до сих пор еще не покинули материнское лоно философии. Поэтому их практическое применение невозможно... Гумнаука прошлого века способна описывать и объяснять произошедшее, но не имеет эвристической силы.
Андрей Карпов / 24.05.2016, 08:05

6. на бой с проклятою ордой Ответ на 3., Андрей Карпов:

Разработчики рейтингов стараются повысить их репрезентативность.

И ВСЕ встали на путь сей, и дружно, и старательно пошли по нему, репрезентативно повышая, индикативно соответствуя, "возрастая" в мышлении "начальников-разработчиков", принимая на работу иностранных профессоров, которые халтурят по скайпу, чего-нибудь там подчитывая ... Аристотель, Платон, Пифагор, Коперник, Лебедев, Якоби, Келдыш, Ландау, Курчатов, Глушко, мирового уровня отечественные научные школы, коллективы единомышленников, кафедры, сплоченные вокруг своих учителей и руководителей, увлеченные научной идеей, поиском... Студенты, попадающие в соответствующую среду и растущие в ней ... - без этого ничего не получится. Очевидно, вам, господа, успехи России не нужны. Но, тем не менее, может быть, запасик оставить, и бронепоезд сохранить? И зачем же тех, кто готовил, воспитывал 1000000 отданных на запад могучих специалистов, - зачем же тех загонять "за можай"? Господа, научные школы и достижения в одночасье не рождаются и не появляются. Приглашенные инопрофессора, для которых это пятая, или десятая халтура, и ваши дебильные индикаторы/рейтинги/критерии, сверстанные в США, нам этого не сделают и не передадут. Скорее, мы отдадим последнее в очередной раз. Ведь до сих пор мы практически едем на заделе, созданном еще в советское время. Во потенциал был! Господа, как говорится, "придет война - хлебушка попросите". Или вас здесь уже не будет? И ваше "филькино лидерство" принесет вам дивиденды Мазепы? Вам скажут: "Молодцы!" Ну, а России не привыкать вставать на бой с проклятою ордой.
Углич / 23.05.2016, 17:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Добренькова
Почему мы проиграли битву за души русской молодёжи?
О причинах оскудения ценности этнической идентичности у юношей и девушек
17.02.2023
Русский народ стал счастливее?
Об одном опросе ВЦИОМ
16.05.2022
Кремль серьёзно взялся за решение миграционного вопроса
О причинах ухудшения отношения граждан России к мигрантам
13.04.2021
Патриотизм невозможно скрестить с космополитизмом
Выводы главы ВЦИОМ о взглядах российской молодежи - это и политический заказ, и свидетельство трансформации базовых идеологических понятий
17.10.2020
Поможет ли коронавирус России сделать рывок?
Актуальные размышления о негативных и положительных последствиях нынешней напасти
06.04.2020
Все статьи Екатерина Добренькова
ЕГЭ
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
Незаконнорожденные и наследники
Пути «мыслящего сословия» в XXI-м веке
19.12.2023
«Нам нужно качество развития»
Необходимо стимулировать людей идти на рабочие профессии в тех отраслях, которые дадут качественное развитие экономики страны
21.10.2023
Социология или давление на общественное мнение?
Как изгоняют Пушкина и Гоголя из старшей школы при поддержке сомнительных опросов
01.09.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25