«Стратегия развития воспитания» как либеральный деструктивный проект

Протоиерей Сергий Рыбаков считает предлагаемый текст совершенно непригодным и предлагает сформировать новую группу разработчиков столь важного для государства документа

Бывший СССР  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 
0
261
Время на чтение 10 минут
В настоящее время выставлен для обсуждения проект Министерства образования РФ от 13 января 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Далее Стратегия]. Документ разработан под общим руководством ректора РУДН В.М.Филиппова.

1. О названии документа. Здесь сразу же возникает вопрос, что собственно должно развиваться. Согласно определению первоначально изданного документа «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025)», воспитание – это «целенаправленный процесс развития (выд. мною. - Автор) личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника». Тогда получается, что развиваться должен процесс развития?!

Вполне законное мнение о том, что Стратегию разрабатывали профессионалы, заставляет сделать вывод о том, что в названии документа сознательно не указывается субъект, осуществляющий воспитательную деятельность. Обозначение субъекта позволило бы указать его систему организации, выявить определенные компоненты системы и связей между ними, а также постановки цели для деятельности всей системы и формулировки задач для отдельных подсистем и возложить на этот субъект ответственность за результаты его деятельности. Отсутствие субъекта делает провозглашенные в документе задачи списком совершенно неконкретных, пустых декларацией.

Вернемся к анализу названия документа. Стратегия в переводе с греческого – это, как свидетельствует википедия, «искусство полководца», «недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека». Другой сайт раскрывает значение слова «стратегия» следующим образом: «В литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа».

Соглашаясь с предложенными трактовками в понимании стратегии, рассмотрим к какому типу можно отнести документ «Стратегия развития воспитания».

Итак, первое положение: Стратегия – это поиск цели и составление долгосрочного плана. Однако в документе представлена цель: «Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии». Т. е. цель имеется в наличии, но согласно этой цели разработчикам документа неизвестны приоритеты государственной политики в области воспитания детей; неизвестны основные направления развития воспитания, механизмы и даже ожидаемые результаты реализации Стратегии. Более того, поскольку данный тип стратегии – это долгосрочный план, то определить приоритеты, направления, механизмы и спрогнозировать ожидаемые результаты возможно только в удаленном будущем.

Не снимая сделанных выводов, отметим, что весь остальной текст Стратегии, где прописываются приоритеты, основные направления развития воспитания, механизмы реализации Стратегии и ожидаемые результаты, по сути, алогичным образом отрицает поставленную цель. План подразумевает поэтапное приближение к цели, прописывает промежуточные результаты, анализирует варианты (например, план А, план Б), ставит задачи конкретным исполнителям. Отсутствие чего-то похожего на план не позволяет применить этого типа определение стратегии к анализируемому документу.

Рассмотрим возможность использования второго определения: стратегия как выбранное направление деятельности. В основном текст Стратегии вполне соотносится с тем, что предлагает второе определение, что позволяет сделать вывод о том, что данный документ относится к классу стратегического планирования. Но здесь возникает другая проблема – «В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа». Однако во всем тексте документа нет ничего похожего на стратегический анализ!

Итак, два существенных недостатка фиксируются с самого начала: во-первых, отсутствие в названии объекта/субъекта, который должен иметь развитие, во-вторых, документ не содержит самой существенной части необходимого содержания – стратегического анализа.

2. Содержание документа. Как следствие, указанные недостатки накладывают свой отпечаток на весь документ, определяя его характер чистой декларативности. Отсутствие конкретики ставит множество вопросов и замечаний к любому положению Стратегии.

Например, в разделе «Общие положения» содержится следующий текст: «Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности». Здесь воспитание определяется как «деятельность, направленная на изменение связей ребенка с миром, с людьми». Это, насколько можно понять, совершенно новое определение воспитания, выделяющее необычную функцию: изменение связей ребенка с миром и с людьми. Чем разработчиков Стратегии не устраивают имеющиеся в наличии связи ребенка с миром и людьми остается непонятным! Какие именно связи ребенка с миром должны подвергнуться изменениям и как семья должна их изменить? Как должна измениться связь ребенка с людьми, и каким образом это должно быть достигнуто? К сожалению, в тексте Стратегии это не указывается, что оставляет читателя в сильном недоумении.

В разделе «Приоритеты государственной политики в области воспитания» прописывается следующее: «формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности». Какая позиция, и к какой действительности должна формироваться в процессе воспитания?! Как представляется, у личности всегда есть позиция по отношению к окружающей действительности. Другое дело, что позиция преступника и позиция честного человека весьма различаются, как, кстати, и их представления об окружающей действительности. Следовательно, необходимо указать мировоззренческие принципы, на которых строится описание окружающей действительности, и те духовно-нравственные и аксиологические основания, которые позволяют сформировать личностную позицию. Без этого указания данный приоритет становится размытым до полной утраты содержания.

В разделе «Поддержка семейного воспитания» Стратегия требует поддержать «определяющую роль семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защиту их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами». Вопросы: сейчас в Российской Федерации нет поддержки определяющей роли семьи в воспитании детей!? В современных условиях в России имеются угрозы для прав родителей на воспитание детей!? В нашем законодательстве не защищены преимущественные права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами?! Какие лица имеются в виду, перед которыми у родителей должны быть преимущественные права, и которые, судя по тексту, угрожают эти права отнять? Что необходимо сделать для устранения этой угрозы?! Если это действительно так, то такие вопросы надо решать не разработкой Стратегии, но выяснением причин и конкретных виновников такого положения, и срочным изменением законодательства, воздавая упрек депутатскому корпусу, который за 20 лет не удосужился принять столь важные законоположения.

Другой пример. В разделе «Развитие воспитания в системе образования»: «расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей». Здесь совершенно не учтено мнение родителей на применение тех или иных воспитательных систем и технологий, расширенных за счет вариативности. Очевидно, что учитывать только потребности, интересы и способности ребенка совершенно недостаточно для достижения результата воспитания, который бы отвечал потребностям семьи, народа, к которому принадлежит ребенок, и нашего государства. Кроме того, эта позиция противоречит пункту о главенстве семьи.

Раздел «Духовно-нравственное развитие» вообще не содержит духовных ориентиров воспитания. Повторение положений в свое время прописанных в советских нормах коммунистического воспитания заставляет задать вопрос о причинах того, почему эти нормы были нарушены, например, в период Перестройки и продолжают нарушаться в постсоветское время. Эти декларативные нормы, поддержанные всей мощью советской пропаганды и системы воспитания, но не обеспеченные духовным базисом традиционных религий народов России, не выдержали проверки соблазнами Перестройки и развала СССР и с легкостью были отвергнуты всей массой либерально настроенных граждан, что и было причиной хаоса 90-х годов. Поэтому весь перечень главы «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций» в разделе «Духовно-нравственное развитие» не только не содержит никакого обновления и учета современных достижений науки в воспитательном процессе, но и к отечественным традициям не имеет никакого отношения.

Конечно, наиболее существенной частью, ради чего, собственно и разрабатывается стратегия, является раздел «Ожидаемые результаты». Здесь фиксируется такая же декларативность, как и в предыдущем тексте.

Например. «Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить: значимость воспитания в общественном сознании». Однако из текста документа совершенно не следует кто, где и какими методами будет обеспечивать значимость воспитания в общественном сознании. Какие составные части общественного сознания в результате будут преимущественно осознавать значимость воспитания? Что должно произойти после того, как общественное сознание (хотя бы частично и поэтапно) будет осознавать значимость воспитания?!

В качестве ожидаемых результатов выступает так же «развитие общественно-государственной системы воспитания…». Однако на основе чего можно сделать вывод, что общественно-государственная система воспитания получит развитие, из текста Стратегии совершенно не ясно, поскольку о системе, как было выше показано, речь в документе не идет!

Говорится, что «реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить» «утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений». Что может пониматься под позитивной моделью и кто может предъявить и утвердить эту модель в качестве нормы? Каким образом эта модель соотносится с этноконфессиональными и культурными традициями народов России? О каких именно негативных социальных явлениях в детской среде может идти речь – можно догадаться. Но без анализа и устранения причин, судя по тексту - высокого уровня этих явлений, планировать их снижение – есть пустое фантазирование.

3. Анализ причин несоответствия документа целям его создания. Вполне закономерен вопрос о причине такой научной и методологической несостоятельности, и конструктивной слабости документа под названием «Стратегия развития воспитания …». Представляется, что основной причиной неудачи разработчиков явилось свойственное либеральному подходу желание исключить государство в качестве организатора и исполнителя воспитательной деятельности. Стратегия явилась либеральной декларацией вытеснения наиболее значимых и ответственных субъектов (государства и традиционных конфессий) из сферы образования вообще и воспитания в частности. Воспитание в анализируемом документе в итоге превратилось в бессубъектную деятельность без цели и смысла: нет ответа – кто, на каком основании, для чего и ради чего должен воспитывать. Очевидно, что государственная стратегия предполагает, что государство берет на себя ответственность за создание, поддержку, регулирование процесса и результаты деятельности государственной системы воспитания. Но при этом должны быть четко обозначены мировоззренческие позиции, аксиологические приоритеты и этические нормы, положенные в основание деятельности системы. Воспитание в принципе не возможно, если не предъявлен идеальный образ, как персонифицированный обладатель и источник аксиологических, этических и эстетических стандартов. На основе воспринятого идеального образа народы формируют свои педагогические системы, представляющие собой совокупность целей, ценностей, этических и эстетических норм, содержания, форм и методов воспитания и обучения, интегрированных в духовном/религиозном идеале народа. В Стратегии нет ответа, как, и каким образом, государственная политика по воспитанию будет соотноситься с духовными и нравственными идеалами народов России. Алогизм документа в том, что, будучи документом государственной политики, который должен определить цели воспитания и пути достижения государством этих целей, Стратегия устраняет государство из действующих субъектов, перекладывая всю ответственность на семью, утверждая «главенство семьи». Причем объяснения, каков механизм этого «главенства» Стратегия не дает.

Выводы. Во-первых, предъявленный документ под названием «Стратегия развития воспитания…» стратегией не является! Он не проходит в этом ранге ни по одному из параметров.

Во-вторых, название документа указывает территорию, на которой должно «развиваться воспитание» – это территория Российской Федерации. Но о воспитании в собственном смысле этого слова документ, по сути, ничего не говорит. В основном речь идет о внешних достаточно абстрактно прописанных условиях, в которых может осуществляться воспитательная деятельность. Кто, где и на каких духовных, аксиологических и нравственных основаниях будет осуществлять деятельность, какова ответственность за результаты этой деятельности – об этом документ умалчивает.

В-третьих, документ, именуемый Стратегия, игнорируя весь тысячелетний опыт народов России, опыт Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, предъявляет взамен некую абстрактно-космополитическую модель бесцельной и бессистемной деятельности, которую предлагается именовать воспитательной. В этом отношении весьма характерно то, что в разделе «Гражданское и патриотическое воспитание», патриотическому воспитанию уделен только один пункт – «развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического», после которого сразу идет пункт о мигрантах: «разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов». Т. е. даже патриотическое воспитание в документе не основано на истории нашей Родины, игнорирует великие достижения и победы нашего народа, в том числе и победу в Великой Отечественной войне.

Наконец, документ научно несостоятелен, методологически необоснован, содержательно бессвязен.

Окончательный вывод, очевидно, может быть только один: данный документ не может рассматриваться как серьезный документ государственной политики, противоречит традиционным представлениям о целях, методах и задачах воспитания и должен быть отвергнут. Для написания нового документа необходимо создать новый рабочий коллектив разработчиков.

Протоиерей Сергий Рыбаков, кандидат физико-математических наук, клирик Рязанской митрополии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Стратегия развития воспитания» как либеральный деструктивный проект

Цитаты из Конституции РФ: Ст.7 п.2: "В Российской Федерации...обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..."; Ст.38 п.1 "Маеринство и детство, семья находятся под защитой государства"; Ст.38 п.2 "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей."; Ст.15 п.1 "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации."; Ст.55 п.2 " В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина."; Ст.45 п.2 "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом."
Шмелев Михаил / 11.03.2015, 13:09

1. Re: «Стратегия развития воспитания» как либеральный деструктивный проект

Тщательный и профессиональный анализ "Страте-гии..." сделанный Сергием (Рыбаковым), не ос- тавляет камня на камне на "изделие" либераль- ного охвостья, засевшее в Министерстве, что само собой есть рупор прозападного бездухов-ного прагматизма, и ни коем образом не спо-собно мыслить категориями конструктивными и национально-государственными. И как можно поручать этим людям разработку Стратегию вос- питания, когда мозги их засорены либеральной заумью и "планетарным космополитизмом".Абсо- лютно ясно и вне всяких сомнений разработка такого документа может быть поручена людям государственного мышления, несомненно правос-лавным, и обладающим всей полнотой доверия со стороны общественных, научных и духовных институтов.
Николаич / 10.03.2015, 12:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Шаг на пути в электронное рабство?
О рисках введения «Цифрового паспорта»
22.09.2023
«Демонизм стал атрибутом церковной жизни Запада»
В Германии в Лютеранской церкви впервые прошла служба, почти полностью сгенерированная искусственным интеллектом
16.06.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Бывший СССР
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
В помощь зависимым и их близким
Книга «Преодоление зависимого поведения» стала более доступна
16.01.2024
Старательно забытое старое
Рецензия на монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Преодоление зависимого поведения»
15.12.2023
Махачкала: понять и простить?!
Открытое письмо Ассоциации патриотических сил юга России
08.12.2023
Можно ли вернуться к сталинской системе образования?
Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе, а за школьной партой
01.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28