В пятницу, 9 июня, сотни немецких протестантов посетили церковную службу в соборе Святого Павла в Фюрте близ Нюрнберга, Бавария (Германия), которая почти полностью была сгенерирована искусственным интеллектом, сообщает Седмица.ru со ссылкой на информационное агентство Associated Press.
Служба была создана ChatGPT и Йонасом Зиммерляйном, теологом и философом из Венского университета.
Чат-бот ChatGPT, олицетворяемый аватаром бородатого чернокожего мужчины на огромном экране над алтарем, затем начал проповедовать перед более чем 300 людьми, которые пришли в пятницу утром на экспериментальную службу в лютеранской церкви, почти полностью сгенерированную искусственным интеллектом.
Служба длилась в течение 40 минут, наполненных молитвой, музыкой, проповедью и благословениями.
«Дорогие друзья, для меня большая честь стоять здесь и проповедовать вам в качестве первого искусственного интеллекта на съезде протестантов в Германии в этом году», — сказал аватар монотонным голосом с невыразительным лицом.
«Я задумал эту услугу — но на самом деле я скорее сопровождал ее, потому что я бы сказал, что около 98% исходит от машины», — сказал 29-летний Йонас Зиммерляйн.
Церковная служба, проведенная искусственным интеллектом, была одним из сотен событий на съезде протестантов в баварских городах Нюрнберге и соседнем Фюрте и вызвала такой огромный интерес, что люди выстраивались в длинную очередь перед неоготическим зданием XIX века за час до того, как богослужение началось.
Сам конгресс — Deutscher Evangelischer Kirchentag — проходит каждые два года летом в разных местах Германии и собирает десятки тысяч верующих, чтобы молиться, петь и обсуждать свою веру. Они также говорят о текущих мировых делах и ищут решения ключевых проблем, которые в этом году включали глобальное потепление, военный конфликт на Украине и искусственный интеллект.
В этом году собрание проходит под девизом «Сейчас самое время». Этот лозунг был одним из предложений, которые Зиммерляйн предложил ChatGPT, когда попросил чат-бот развить проповедь.
«Я сказал искусственному интеллекту: «Мы на церковном конгрессе, вы проповедник… как будет выглядеть церковная служба?», — сказал Зиммерляйн. Он также попросил включить псалмы, а также молитвы и благословение в конце богослужение.
«В итоге мы получили довольно солидную церковную службу», — сказал Зиммерляйн, выглядя почти удивленным успехом своего эксперимента, в ходе которого верующие в церкви внимательно слушали, как искусственный интеллект проповедовал о том, чтобы оставить прошлое позади, сосредоточиться на проблемах настоящего, преодолеть страх смерти и никогда не терять веру в Иисуса Христа.
Всю службу «вели» четыре разных аватара на экране, две девушки и двое юношей.
Иногда аватар, созданный искусственным интеллектом, непреднамеренно вызывал смех, например, когда он использовал банальности и невозмутимо говорил прихожанам, что, чтобы «сохранить нашу веру, мы должны регулярно молиться и ходить в церковь».
Одни с энтузиазмом снимали происходящее на мобильные телефоны, другие относились к происходящему более критично и отказывались громко подпевать во время исполнения молитвы «Отче наш».
Хайдероуз Шмидт, 54-летняя женщина, работающая в сфере ИТ, сказала, что она была взволнована, и ей было любопытно, когда служба запустилась, но с течением времени находила ее все более отталкивающей.
«Не было ни сердца, ни души», — сказала она. «Аватары вообще не проявляли эмоций, не имели языка тела и говорили так быстро и монотонно, что мне было очень трудно сосредоточиться на том, что они говорили». «Но, может быть, для молодого поколения, которое выросло со всем этим, все по-другому», — добавила Шмидт.
Марк Янсен, 31-летний лютеранский пастор из Тройсдорфа, недалеко от западногерманского города Кельн, привел группу подростков из своей общины в собор Святого Павла. Его больше впечатлил эксперимент.
«На самом деле я представлял себе, что будет хуже. Но я был приятно удивлен, насколько хорошо это сработало. Также хорошо работал язык ИИ, хотя временами он все еще был немного ухабистым», — сказал Янсен.
Однако молодой пастор отметил, что отсутствовали «какие-либо эмоции или духовность», которые, по его словам, необходимы, когда он пишет свои собственные проповеди.
На богослужении также присутствовала 28-летняя Анна Пуцио, исследователь этики технологий из Университета Твенте в Нидерландах. Она сказала, что видит много возможностей в использовании ИИ в религии — например, в том, чтобы сделать религиозные службы более доступными и инклюзивными для верующих, которые по разным причинам не могут испытать свою веру лично с другими в молитвенных домах.
Однако Анна Пуцио отметила, что существуют и опасности, связанные с использованием ИИ в религии. «Проблема, которую я вижу, заключается в том, что ИИ очень похож на человека, и что его легко обмануть», — сказала она.
«Кроме того, у нас нет только одного христианского мнения, и это то, что должен представлять ИИ», — сказала Анна Пуцио. — «Мы должны быть осторожны, чтобы его не использовали в таких целях, чтобы распространять только одно мнение».
Зиммерляйн сказал, что он не намерен заменять религиозных лидеров искусственным интеллектом. Скорее, он рассматривает использование ИИ как способ помочь им в их повседневной работе в их собраниях.
По его словам, некоторые пасторы ищут вдохновения в литературе, так почему бы также не обратиться к ИИ за идеями относительно предстоящей проповеди. Другие хотели бы иметь больше времени для индивидуального духовного сопровождения своих прихожан, так почему бы не ускорить процесс написания проповеди с помощью чат-бота, чтобы уделить время другим важным обязанностям.
«Искусственный интеллект будет все больше и больше завладевать нашей жизнью во всех ее аспектах», — сказал Зиммерляйн. — «И именно поэтому полезно научиться справляться с этим».
Однако экспериментальная церковная служба также показала пределы внедрения искусственного интеллекта в церковь или религию. Не было реального взаимодействия между верующими и чат-ботом, который не мог реагировать на смех или любую другую реакцию прихожан, как это сделал бы пастор-человек.
«Пастор находится в общине, она живет с ними, она хоронит людей, она знает их с самого начала», — сказал Зиммерляйн. — «Искусственный интеллект не может этого сделать. Он не знает собрания».
Службу в лютеранской церкви, сгенерированную искусственным интеллектом, прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Мы наблюдаем закономерный итог развития западной религиозности. Следовало ожидать, что демонизм станет некой характерной чертой и атрибутом церковной жизни Запада, где формируется не церковь Христа, а церковь Антихриста.
Поскольку Папа, как наместник Бога на земле, заслонил собой Христа, то клирик уже требует дополнительных духовных привилегий по сравнению с мирянами, что отразилось, например, в том, что миряне-католики не имеют возможности полноценно причащаться по сравнению со священниками. Меняется суть и форма Таинства Исповеди. Пастырь в католичестве не свидетель исповеди человека, разрешающий от грехов по власти данной ему Христом, но по власти, исходящей от Папы, что десакрализует все Таинства, в том числе и Таинство Исповеди. Таинство Исповеди перед невидимым Богом заменяется таинственностью исповеди перед невидимым священником. В такой форме исповедь уже некотором образом автоматизирована ‒ это не общение человека с человеком, каждый из которых предстоит перед Богом в своем сане и состоянии. В католической исповеди пастыря легко заменить машиной с развитой речевой программой (типа «Алиса» или «Сири»), по сути, искусственным интеллектом. Формализация отношений человека с Богом проецируется здесь на формальность отношений человека с человеком, заменяя органичность общения механистичностью действий.
В Православной Церкви священник старается любить ближнего в свете Христовой Истины, руководствуясь Заповедями Божьими, учениями святых отцов и Канонами Церкви, переживает за чадо, которое в его присутствии сокрушается о грехах своих, плачет и нуждается в утешении и одухотворённом слове. Личностные близкие духовные отношения формируют общинную жизнь, которой на Западе уже давно нет. Там люди перестают ходить в храмы, поскольку в этих храмах иссякла Благодать Божия. Более того, там иссяк и дух нравственных добродетелей ‒ на место этого духа пришли «седмь иных духов лютейших», и «вшедше живут ту»: и становится это последняя для людей «горша первых» (Мф. 12, 43–45). Вводя в храмы искусственный интеллект, прихожан, таким образом, стремятся уподобить бездушным роботам, подчинить их совесть мнениям тех инфернальных сущностей, которое будут вещать через искусственного «оракула».
Согласно Апокалипсису, мы не избежим прихода Антихриста, но он придёт только тогда, когда человечество будет к этому готово. В недалеком будущем могут повсеместно установить наблюдение за эмоциональными проявлениями людей, как это уже сделано в крупных городах в Китае. Власть Антихриста предполагает полный, тотальный контроль над всей жизнью человека, полное искоренение духа свободы и истины. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32) ‒ говорит Христос. Но уже сейчас мы можем наблюдать на Западе все элементы антиутопии Оруэлла, полное попрание истины, царство лжи и несвободы.
Ныне мы имеем в этих апокалиптических событиях прививку от Антихриста. Исчерпанность исторической ситуации не означает исчерпанности истории человечества! Может быть, сохраняющееся у некоторых людей на Западе здравомыслие приведёт их к покаянию.
Слава Богу, что подобные эксперименты совершенно неприемлемы для нас. В Православной Церкви – живая жизнь и живое общение. Мы не утратили Благодати общения с Богом в Таинствах! Поэтому в нас еще живет дух любви к ближнему, что особенно четко стало проявляться в связи с СВО, которая многими справедливо воспринимается как начало новой Отечественной войны со смертоносным Западом. Эти события побуждают нас к усердной молитве и надежде на дарование нам от Господа времени во спасение.
По милости Божьей болезнь нами определена, и мы знаем её истоки. Болезнь может быть излечена. Господь хранит нас в Уделе Пресвятой Богородицы – в России, а также в тех странах, где ещё сохраняется живая вера, неповреждённое Православие – там, где не перешли на примитивный язык, там, где не проповедуются экуменические и эволюционистские воззрения, там, где православный народ хранит истинную Веру. Мы же уповаем, что «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс.28:11). Победа будет за нами, враг будет разбит!