Проблемы образования от школьной формы до реформы волнуют многих. Так в рамках Московского экономического форума (МЭФ), прошедшем в МГУ им. М.В.Ломоносова, российские и мировые эксперты обсудили «реформу образования», «дорожную карту», «эффективный контракт с преподавателями» и многое другое.
В последнее время обобщающими показателями уровня развития страны все более и более признаются показатели, связанные с развитием человеческого потенциала, считают эксперты МЭФ. «Согласно последнему докладу о развитии человеческого потенциала, Россия занимает 66 место», - рассказал Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ. Оказывается, даже в страшном 1992 году у России было 34 место, а в конце 90-х годов, после страшного кризисного десятилетия, было еще 55! Как тут не задуматься?
В кулуарах Форума Олег Смолин рассказал, что согласно официальным данным каждый четвертый ученый выехал из страны за последнее время. Эмиграция молодых продвинутых граждан России составила более миллиона человек! «Показатели сопоставимые с теми, которые мы имели после гражданской войны 1918-20 года. Гражданской войны у нас, слава богу, нет», - констатировал депутат.
«Официально подтверждено, что примерно 20% старшеклассников являются неграмотными в смысле функциональной грамотности чтения, - возмутился Олег Смолин, - т.е. текст читать могут, понять, не способны».
Причин такой деградации много. Одна из основных - экономическая. Дело в том, что официальное недофинансирование образования в России составляет половину от минимальной потребности. Не менее важны идеологические причины. Сейчас обществу навязывают мнение, что работа в сфере образования, представляет собой сферу услуг. Дескать, качественного и недорогого не бывает, поэтому хотите, чтобы «чадо» получило хорошее образование – платите. Но, как пел Владимир Высоцкий, где же деньги, Зин? «Образование – это не сфера обслуживания, это часть сферы производства - причем самая главная - сфера воспроизводства самого человека. Работа в образовании, это услужение, если угодно, миссия», - убежден эксперт Московского экономического форума.
Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, сопредседатель Московского экономического форума Виктор Садовничий, поддержал данную точку зрения. «Сейчас стараются пропагандировать подход к образованию как к рынку услуг. Я думаю, что образование по определению – это затратная область, она требует поддержки государства, вложений. И надо очень точно понимать, что образование – это будущее, и как всякое будущее, оно должно быть заранее продумано и поддержано», - подчеркнул Садовничий на пресс-конференции, посвященной учреждению МЭФ. Государство должно делать вложения в науку и образование на перспективу, на свое развитие, уверен ректор МГУ.
Также была высказана мысль, что на образование в России как не хватало денег, так и не будет хватать. Из федерального бюджета с учетом инфляции в 2015 году полагается выделить на образование, примерно, на четверть меньше денег, чем даже в 2012-ом. Что касается консолидированного бюджета, там система такая: в 2012 году на образование выделено 4,1%, в 2015 – 4,2%.
Участники конференции под оригинальным названием «Образование, наука и культура в исторической ретро(пер)спективе», проходившей в рамках Московского экономического форума, озвучили данные, которые, к сожалению, стали уже тривиальными. Согласно последним новомодным мнениям, главная задача образования заключается в том, чтобы дать человеку функциональную грамотность. Грубо говоря, ты должен знать, что пальцы в розетку совать нельзя, а закон Ома - это для более продвинутых. Т.е. фактически исходит новый стандарт для старшей школы, подписанный Андреем Фурсенко, заключили участники МЭФ. Согласно этому стандарту, можно получить полное среднее образование, не изучив ни физики, ни химии, ни биологии, ни истории, ни литературы, заменив их другими предметами из тех же образовательных областей.
После таких фактов анекдот о том, что «в 2020 году ФСБ накрыла группу подростков, которые тайно от министерства науки изучали физику, химию, биологию и русский язык», звучит уже не смешно.
ТОЛЬКО ФАКТЫ:
· Согласно последнему докладу о развитии человеческого потенциала, Россия занимает 66 место.
· Каждый четвертый ученый выехал из страны за последнее время.
· Эмиграция молодых продвинутых граждан России составила более миллиона человек.
· Официально подтверждено, что примерно 20% старшеклассников являются неграмотными в смысле функциональной грамотности чтения.
· Из федерального бюджета с учетом инфляции в 2015 году полагается выделить на образование, примерно, на четверть меньше денег, чем даже в 2012-ом.
Михаил Бабкин, доктор исторических наук, профессор
1. А кто у власти в минобре?