Профессор Йохан Де-Гир (Нидерланды) рассказал о результатах европейского проекта «DRUID» по изучению лекарственных средств, пригодных для лиц водительских профессий. Японский профессор Чува Теи сделал доклад «Комплексная медицинская помощь больным с тяжелой сердечной недостаточностью». Опытом интегрированного сервиса охраны профессионального здоровья на индийских железных дорогах поделился профессор Вижей Кумар Рамтеке из Индии.
Среди участников съезда - вице-президент ОАО «РЖД», д.м.н. Олег Атьков; академик РАМН, профессор, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Российского кардиологического научно-производственного комплекса Росздрава Ренат Акчурин; академик РАМН, профессор, директор НИИ пульмонологии Александр Чучалин. По словам Олега Юрьевича Атькова, «РЖД» - единственная в России компания, сохранившая производственную медицину как научно-организованную структуру. «В условиях демографических вызовов производственная медицина начинает играть особую роль, - сказал он. - Современная техника все больше влияет на здоровье работников, и для здравоохранения по-прежнему остается открытым вопрос, как человеку гармонично сочетать технические условия работы и здоровье. Съезд дает нам возможность подробно рассмотреть вопросы идеологии развития железнодорожной медицины, которая начала складываться еще 175 лет назад с появлением в России системы железных дорог, и разработать механизмы скорейшего внедрения новых разработок в практику».
21 июня в ходе работы съезда на пресс-конференции впервые была представлена новейшая разработка железнодорожной медицины, созданная по инициативе О.Ю. Атькова для работы спасателей. Врач-космонавт, Герой Советского Союза Олег Юрьевич Атьков по аналогии с космическим шлемом подал идею создания медицинского «шлема», который помогает спасателям оказывать необходимую медицинскую помощь людям, пострадавшим по время аварий. Автор идеи показал, как действует портативный телемедицинский комплекс «Арнега» с медицинскими диагностическими приборами, позволяющий следить за состоянием больного, попавшего в чрезвычайную ситуацию. Накануне специально для журналистов работу прибора продемонстрировал создатель телемедицинского центра в России Валерий Леонидович Столяр - главный специалист по информационным технологиям и телемедицине, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины, лауреат премии Правительства РФ. По его словам, «шлем» и два чемоданчика (черный и желтый) позволяют спасателю оказывать эффективную помощь пострадавшим, несмотря на дым, копоть, на то, что люди находятся в состоянии стресса.
На примере лишь одного этого достижения отечественной железнодорожной медицины становится очевидным то, что съезд, посвященный проблемам лишь одной, хотя и очень важной отрасли, имеет огромное значение для всего российского общества в целом, т.к. обсуждаемые на нем вопросы касаются каждого из нас, поскольку нет человека, который бы ни разу в жизни не был пассажиром поездов дальнего следования или электричек. Можно не знать о том, что в 2012 году отмечается 175 лет компании «Российских железные дороги», что 17 июля 2008 года Правительством РФ утверждена «Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года». Об этих и других памятных датах можно узнать на сайте «РЖД» (см. календарь событий).
Но эта стратегия развития и железнодорожная медицина, которой уже примерно 160 лет, имеет к каждому из нас самое прямое, самое непосредственное отношение, ведь от того, здоровы ли железнодорожники, зависит и наше здоровье, и наша жизнь.
Во время торжественной церемонии открытия съезда, состоявшейся 19 июня в Ростовском государственном музыкальном театре, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин и губернатор Ростовской области Василий Голубев, которые совсем недавно участвовали в церемонии открытия в Ростове-на-Дону филиала Центра национальной славы, обратились к делегатам съезда, приехавшим из Барнаула, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Кисловодска, Краснодара, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Солнечногорска, Сочи, Сызрани, Таганрога, Уссурийска, Уфы, Хабаровска, Челябинска, Читы, Ярославля и других городов России.
В.И.Якунин сказал о том, что, несмотря на двукратное сокращение числа учреждений здравоохранения Министерства путей сообщения, «Российские железные дороги» - это одна из немногих национальных компаний, единственная отрасль, сохранившая систему производственной медицины. Сегодня к ОАО «РЖД» относится 251 медицинское учреждение, в которых работает около 100 тысяч сотрудников.
Отраслевое здравоохранение - одно из условий комплексного обеспечения безопасности перевозок. Перед железнодорожными медиками сегодня ставятся такие задачи, как жесткий медицинский отбор и поддержание здоровья работников, участвующих в производственном процессе, разработка методов продления профессионального долголетия, психофизиологическое обеспечения труда железнодорожников и т.д. «Отраслевую медицину отличают системность и ориентация на пропаганду здорового образа жизни, - подчеркнул Владимир Якунин. - Мы хотим сохранить эту систему и хотим, чтобы российское здравоохранение рассматривало нашу отраслевую медицину как свою неотъемлемую часть. Я лично обращался к главе государства по поводу рассмотрения различных вариантов интеграции отраслевой медицины в общероссийскую. Очень важно, что доминантой деятельности ОАО «Российские железные дороги» является профилактика профессиональных и общих заболеваний».
Характеризуя работу медицинских учреждений железнодорожного транспорта, Владимир Якунин подчеркнул, что по оценкам главного санитарного врача РФ, именно благодаря существующей системе профилактики в период эпидемий (например, гриппа) заболеваемость в отрасли ниже на 40%, чем в среднем по стране.
Глава компании отметил, что в рамках структурной реформы ОАО «РЖД» принята Концепция реформирования комплекса объектов здравоохранения, целями которой являются улучшение качества медицинской помощи, снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, сохранение кадрового потенциала, а также рост экономической эффективности деятельности медицинского комплекса.
«Параметры, по которым оценивается деятельность отраслевой медицины, - это обеспеченность технологического процесса, безопасность движения, доступность и бесплатность медицины, ее высокий уровень», - сказал В.Якунин.
По его словам, в последнее время повысилось внимание многих губернаторов к отраслевой медицине, даже тех, кто раньше имел к ней «местечковое отношение». Коснулся глава ОАО «РЖД» и необходимости введения новых стандартов в отраслевой медицине, что вызвано появлением новых технологических процессов на самом железнодорожном транспорте.
«Наша медицина - не просто одно из направлений нашего здравоохранения. Нам она нужна для обеспечения безопасности перевозок. Ведь с появлением новых тяжеловесных и скоростных поездов резко возрастает нагрузка на обслуживающий их персонал», - отметил В.И.Якунин. Внимательное отношение к своему здоровью является неотъемлемой составляющей профессии железнодорожника и, естественно, что с повышением требований к качеству работы железнодорожного транспорта, а также к эффективности управления железнодорожной отраслью, аналогичные требования встают и перед руководителями отраслевой медицины.
«Также мы должны обеспечить потребности наших ветеранов и пенсионеров, которых у нас в общей сложности 800 тысяч человек, - отметил Якунин. - Для каждого из них наша медицина является доступной, бесплатной, и таковой она будет и впредь». Перед началом церемонии открытия III съезда медицинских работников железнодорожного транспорта состоялся брифинг президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина и губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева.
На вопрос собственного корреспондента АМИ-ТАСС Светланы Богдановой о том, как вкладываются деньги в санаторно-курортную отрасль и будут ли снижаться тарифы для приезжающих, В.И.Якунин ответил: «Сегодня мы реализуем программу реформирования отраслевой медицины, создали дочернее предприятие, которое называется «РЖД - Здоровье». Расходы на отраслевую медицину превышают 19 млрд рублей, из которых 2,5 млрд рублей - это инвестиционные деньги. Много это или мало? Для нашей отрасли, где работает более миллиона человек и в которой около 800 тысяч пенсионеров, это не такие большие деньги. Делаем мы это рачительно, стараемся, чтобы деньги дошли до конкретного потребителя. Что касается тарифов для пассажиров, в дерегулированном секторе тарифы поднимают ниже уровня инфляции. Я боюсь ошибиться, например, в купейных вагонах и вагонах СВ в прошлом году мы могли поднимать тарифы на семь с лишним процентов, а подняли его чуть больше чем на четыре процента. Что касается дерегулированного сектора, то этот вопрос регулируется государством, и государство определяет, насколько можно поднять тарифы».
Владимир Якунин рассказал журналистам о том, что в районах с низким уровнем здравоохранения очень велика потребность в работе существующих пяти передвижных консультативно-диагностических центров (ПКДЦ), оснащенных самой современной цифровой медицинской техникой. Например, когда появилась первая «поликлиника на колесах», вместо запланированных 125 пациентов в день врачи центра принимали по 700 человек. На Дальневосточной железной дороге действует ПКДЦ «Терапевт Матвей Мудров», на Восточно-Сибирской - «Академик Федор Углов», на Западно-Сибирской железной дороге - «Здоровье», на Северной железной дороге - «Хирург Николай Пирогов», на Красноярской - «Доктор Войно-Ясенский (Святитель Лука)». О том, что собой представляют ПКДЦ можно узнать из интервью Олега Юрьевича Атькова о поезде «Святитель Лука», опубликованном в таких изданиях, как «Россия в красках», «Русская народная линия», «Православная Москва» (№ 10, май 2012 г.) и др.
В докладе «Пути развития здравоохранения на примере негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» на Восточно-Сибирской железной дороге» к.м.н. Елена Анатольевна Семенищева рассказала, в частности, о поезде «Академик Федор Углов», который действует в Иркутской области уже два с половиной года. За это время поезд совершил 28 поездок, обслужив более 125 тысяч пациентов области. В настоящее время заключено соглашение с президентом Республики Бурятия, в результате которого уже совершено три поездки, а в ближайшее время поезд посетит еще 7 отдаленных станций в Бурятии, а также Забайкальский край.
Губернатор Ростовской области В.Ю.Голубев сообщил о том, что на Дону трудится более 16 тысяч железнодорожников. «Это наши земляки, и нам важно, чтобы их здоровье и самочувствие находилось в надёжных руках профессионалов», - сказал он.
Глава области вручил заведующей отделением анестезиологии и реанимации центра сердечно-сосудистой хирургии Наталье Анатольевне Юрьевой медаль «За доблестный труд на благо Донского края». Благодарственными письмами Губернатора Ростовской области поощрены Татьяна Григорьевна Зеленицкая - заведующая фельдшерским здравпунктом Ростовской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении поликлиники № 1 на станции Ростов-Главный; Наталья Алексеевна Моргунова - старшая медицинская сестра ревматологического отделения.
В Ростовской области в 2011 году стартовала крупномасштабная программа по модернизации здравоохранения, на реализацию которой направлено 12,5 млрд. рублей. В её рамках начато переоснащение рентгенологической, диагностической, хирургической и реанимационной служб. На эти цели было выделено 3,1 млрд рублей. Обеспечена телевизионная связь областных медицинских центров со всеми районными и городскими больницами. На полную мощность заработал областной перинатальный центр, который оснащён самым современным медицинским оборудованием. За год работы центра в нём родилось более 4 тысяч детей. Теперь врачи выхаживают детей массой от 500 грамм.
Открыты 6 детских центров здоровья - в Волгодонске, Новочеркасске, Таганроге, Ростове, Батайске. В области решается и проблема дефицита медицинских кадров. За последние 2 года здесь значительно повышен уровень укомплектованности медицинскими кадрами. В 2011 году на базе Ростовского государственного медицинского университета подготовлено 135 врачей, а 69 студентов целевого набора ежемесячно получали доплаты к стипендиям. В 2 раза увеличены размеры стипендий интернам и ординаторам.
Кроме того, на бюджетной основе велась подготовка около 1,5 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. С помощью бюджетных субсидий и займов улучшили жилищные условия в 2011 году 68 работников здравоохранения области, в том числе сельские врачи. На эти цели из областного бюджета было выделено 100 млн рублей. В нынешнем году финансирование увеличено до 120 млн. рублей. Выпускники медицинских вузов, интернатуры и ординатуры, которые дали согласие на трудоустройство по контракту в территории с низкой укомплектованностью врачами, получают подъёмные - соответственно, 50 тысяч рублей и 200 тысяч рублей. Кроме того, вводятся дополнительные стимулы для врачей, которые переезжают для работы в сельскую местность. Им выплачивается 1 млн. рублей. Эту компенсацию получили 49 врачей. Это лишь один из примеров действия железнодорожной медицины в регионе. 22 июня 2012 года съезд завершится пленарным заседанием и принятием резолюции съезда.
Ирина Ахундова, журналистка, Москва
Фото Максима Каширина, предоставлены пресс-службой ОАО «РЖД»