В Уставе АПЦ записано, что «Абхазская православная церковь является многонациональной православной церковью, правопреемницей Абхазского Православного Католикосата, прекратившего свое существование в 1795 году», — процитировал отец Виссарион. — Инициатива декларации о воссоздании Абхазской православной церкви исходила именно от меня, а среди подписавших тогда этот исторический документ священников был и иеромонах Андрей (Ампар). Тем не менее, он оказался среди тех трех человек, которые решили создать заново уже существующую нашу церковь, чтобы захватить в ней власть».
Иерей Виссариан подчеркнул, что «два заштатных клирика Майкопско-Адыгейской епархии РПЦ, один из которых запрещен в священнослужении, а другой снят со служения в Ново-Афонском монастыре, и один клирик Грузинской Церкви, не испросив благословения исполняющего обязанности и.о. управляющего епархией и согласия Церковного совета, а также не имея благословения Патриарха Московского и всея Руси, равно как и епископа Майкопского и Адыгейского, устроили 15 мая неканоническое церковное собрание в Ново-Афонском монастыре. Хотя канонически никто не имел права явиться на территорию Абхазской Православной Церкви, созвать собрание и делать какие-то заявления по поводу абхазского народа и Абхазской церкви. Это грубое нарушение всех церковных норм и абсолютно неканонично со стороны тех, кто это сделал».
«Прецедент в Новом Афоне очень вреден для всего православного мира, — сказал далее и.о. управляющего Сухумо-Пицундской епархией, — для всех Поместных Церквей. Если монахи будут устраивать такие сборища, призывать к расколу и использовать для этого народ, — это очень печально и опасно не только для Абхазии, но для всех православных христиан мира.
То, что они делают — это "горе от ума", по православному монашескому учению это очень опасно… Для монаха ведь на самом деле не существует ничего, кроме Бога и молитвы… Я полностью доверял им (отцам Дорофею и Андрею. — РНЛ), они входили в Епархиальный совет, были его секретарями, доверял им все делопроизводство, но когда увидел канонические нарушения, предупредил их о недопустимости подобного».
Отец Виссарион напомнил, что «отец Андрей был согласен с решением о приглашении игумена Ефрема в монастырь, а в результате — вот такие катаклизмы, какие мы видим. Это недопустимо, а тем более со стороны священнослужителей. Что касается о.Дорофея, то он был запрещен в священнослужении, однако он говорит, что не запрещен и показывает нам бумагу от владыки Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей. А запрещал его владыка Пантелеимон (в то время глава Майкопско-Адыгейской епархии. — РНЛ). В таких случаях, тот, кто запрещает, тот и снимает запрет».
«Мы абсолютно уверены, — считает иерей Виссарион, — что Абхазская православная церковь будет признана. Московский Патриарх духовно окормляет нас и делает все, что необходимо для церкви вплоть до рукоположения достойных. В данной ситуации нашим архиереем является Патриарх Московский и всея Руси».
В заключение о.Виссарион призвал о.Дорофея, о.Андрея и иеродиакона Давида покаяться «в грехе учиненного ими раскола». Он еще раз подтвердил то, что было сказано в «Заявлении экстренного собрания духовенства и церковного совета Абхазской православной церкви» от 17 мая 2011 года.
В этом же Заявлении прозвучал призыв к благочестивому православному народу Абхазии «придти на молитвенное празднование покровителя святой абхазской земли – святого апостола Симона Кананита 22-23 мая в Ново-Афонский монастырь».
В ответ священники Дорофей, Андрей и иеродиакон Давид в газете «Нужная» опубликовали свое приглашение «к молитве» в эти дни, добавив в примечании: «духовенству Пицундско-сухумской епархии, желающему принять участие в торжествах, рекомендуется воздержаться от сослужения с духовенством Священной Митрополии Абхазии по причине сделанного ими 17 мая 2011 г. заявления "экстренного собрания духовенства церковного совета АПЦ", полного экстремистских высказываний и оскорбляющего честь и достоинство абхазского священства».
Под экстремистскими высказываниями, надо полагать, реформаторы понимают призывы к искреннему покаянию.
Праздник святого апостола Симона Кананита ежегодно становится великим событием для всех жителей республики, независимо от вероисповедания. Однако в нынешних условиях, когда обитель находится в руках трех молодых священнослужителей, провозгласивших Анакопию-Новый Афон столицей самопровозглашенной Священной митрополии Абхазии, подобный крестный ход мог бы быть воспринят, мягко говоря, неоднозначно. Именно поэтому в Абхазии в эти дни состоялись переговоры между политиками, представителями неправительственных организаций и духовенством республики, сообщает ИА Regnum.
В итоге было объявлено, что крестный ход в Новый Афон не состоится. Абхазское духовенство во главе с иереем Виссарионом будет проводить праздничное богослужение в день святого апостола Симона Кананита в Сухумском кафедральном соборе. Напряженность несколько ослаблена, но проблема, судя по всему, пока далека от разрешения. Раскол теперь уже виден всем.
Галина Васина, специально для «Русской народной линии»