«Русская народная линия» продолжает опрос своих ведущих авторов по итогам минувшего года. Сегодня мы представляем итоговые рассуждения известного православного публициста Владимира Семенко.
Осмысление этих итогов требует некоторых аналитических усилий, поэтому подробный комментарий я дам несколько позже (тем более, что Новый год по старому стилю еще не наступил), а сейчас, пользуясь случаем, хотел бы обратить внимание на некоторые, на мой взгляд, достаточно симптоматичные события, которые произошли в самом конце 2010 года. Речь идет об усилении того, что коллега Анатолий Степанов, быть может, не вполне удачно назвал «православным радикализмом». За неимением лучшего, будем пока пользоваться этим термином, так сказать, в рабочем порядке. В конце прошлого года мы вдруг неожиданно увидели, что нападки на нас (я имею в виду не только «Русскую народную линию» и круг ее постоянных авторов, но, более широко - православно-консервативное большинство Церкви) вдруг, словно по незаметному для постороннего взгляда сигналу, прекратились слева, с либеральной стороны, зато начались со стороны тех, кого традиционно именуют «крайне правыми», православными радикалами. О собственно «правом» здесь можно говорить, конечно, с большой натяжкой, поскольку так называемые «крайне правые», как радикалы, всегда в чем-то очень существенном склонны смыкаться с крайне левыми. Анатолий Степанов уже достаточно убедительно ответил анонимному сайту «Москва Третий Рим» (чьи редакторы, пренебрегая элементарными правилами журналистики, скрывают свои имена), когда там прозвучали прямые нападки на «РНЛ». Однако дело не только в этом. Обвиняя нас в излишне лояльном отношении к канонически законному священноначалию (очень церковная точка зрения!) авторы «М3Р», что называется, на ровном месте начали лобовую атаку на это самое священноначалие и персонально - на Патриарха Кирилла.
Имею в виду совершенно беспрецедентное по своей грубости и абсолютно неоправданной жесткости интервью некоего иеромонаха Симеона (Сарычева), данное главному редактору новостного агентства Информ-Религия Сергею Захарову (см.: http://3rm.info/7452-bogolyubskij-monastyr-kto-otvetit-za-bogolyubovo.html) по поводу ситуации вокруг Боголюбского монастыря и опубликованное «М3Р». В нем, в частности, в беспрецедентно грубых и жестких выражениях было бездоказательно заявлено, что именно Патриарх Кирилл был главным заказчиком всей информационной кампании в либеральных СМИ, всей информационной травли монастыря. При этом интервью содержит и прямые нападки на пресловутую «Ассоциацию православных экспертов», чье значение совершенно неадекватным образом преувеличивается; в нем прямо проводится незамысловатая идея о том, что Патриарх Кирилл и АПЭ - одного поля ягоды, Фролов и К° - любимые кадры Патриарха. Даже если бы интервьюер ограничился только этим, это уже звучало бы как прямое и ничем не спровоцированное оскорбление Предстоятеля Церкви!
Характерно, что это говорится в тот самый момент, когда информационная кампания против Боголюбова прекратилась, сейчас все тихо, когда следственные дела, которые были открыты, одно за другим разваливаются, потому что иначе и быть не может, никаких преступлений там найти в принципе невозможно, поскольку ничего реального там нет, когда сестры обители приняли новую игуменью, назначенную владыкой Евлогием, когда после многолюдных молитвенных стояний, во время которых люди молились за отца Петра, сестер обители, за Патриарха и владыку Евлогия, ситуация в целом более-менее успокоилась. И именно в этот момент начинается разжигание ситуации «справа». Кому-то все-таки не терпится вновь раскачать ситуацию и спровоцировать Святейшего Патриарха на ответные жесткие действия, снова запустить механизм «качелей». Не случайно в упомянутом интервью идет позитивная ссылка на бывшего епископа Диомида, который, как известно, в отличие от духовника Боголюбского монастыря, его чад и сестер обители, действовал отнюдь не в молитвенном, а очень даже в конфронтационном духе!
При этом я хотел бы подчеркнуть, что неведомые нам ранее иеромонах Симеон и Сергей Захаров нападают не на какие-то взгляды Патриарха, которые им представляются ошибочными, при этом в полной мере сохраняя каноническое послушание богоустановленному священноначалию (как это делали молдавские клирики во главе с отцом Анатолием Чибриком), но на него лично, причем в предельно неполиткоректной, провокационной форме, крайне далекой от сколь либо адекватного представления о церковном протоколе! Вся эта информационная кампания самозваных инквизиторов имеет место в тот самый момент, когда Патриарх словно бы услышал наши настойчивые заочные советы и начал очень аккуратный и осторожный, постепенный поворот в сторону церковного консерватизма. Имею в виду, разумеется, в первую очередь недавно прошедшее Епархиальное собрание Москвы, где были сказаны знаковые слова и совершены знаковые действия. Патриарх прямо сказал, что никаких реформ в нашей Церкви, навязываемых сверху, в том числе и богослужебных, не будет, он с высокой трибуны заявил, что московское богослужение - это наша святыня, которую мы должны беречь. Кроме того, было совершено крайне важное практическое действие, которое не только для традиционно консервативно настроенного московского духовенства, но для всей Церкви является очень знаковым событием, - то есть сохранен костяк епархиального совета. В частности, были сохранены такие знаковые фигуры, как владыка Арсений, который при всем том, что в несколько раз увеличилось число московских викариев, для всех московских священников остается среди них главной фигурой, вторым архиереем в Москве после самого Патриарха. Остался на своем месте отец Владимир Диваков, также играющий крайне важную роль в Московской епархии, отец Леонид Ролдугин и ряд других консервативно настроенных авторитетных священников. Был сохранен, повторяю, консервативный костяк епархиального совета, который жестко и последовательно противостоит неообновленческим реформам. Тут уже нельзя сказать, что это все только слова, ибо Патриархом Кириллом был сделан конкретный практический, административный шаг. И этот шаг начисто опровергает мрачные прогнозы, которые некоторые делали перед собранием, предполагая, что в Епархиальном совете произойдет кардинальная «смена» караула, и в него в значительном числе будут введены реформистски настроенные люди «кочетковского» разлива.
Ну и, кроме того, Патриарх, да можно сказать, и вся его «новая» команда словно бы услышали ту критику, которая глухо раздавалась со стороны консерваторов, со стороны церковно-консервативного большинства и касалась недостаточной гласности в действиях священноначалия, излишней закрытости всего процесса. Стали публиковаться проекты документов, подготовленных Межсоборным присутствием, предназначенные для обсуждения и принятия на Архиерейском соборе. То есть, если быть справедливым, придется констатировать: как говорится, медицинский факт заключается в том, что никакой речи о кулуарном принятии решений, втайне от церковной полноты, в настоящий момент не ведется. Остается лишь надеяться, что такая же открытость будет проявлена и в обсуждении документов, касающихся внешних церковных связей и нового катехизиса, который, насколько можно понять, вряд ли будет готов к предстоящему в феврале Архиерейскому собору. И уже мы видим, как на той же РНЛ высказываются некоторыми авторами, священниками и мирянами, критические замечания касательно идей, заложенных в этих документах. И в этой ситуации, когда во многом под воздействием нашей конструктивной критики действия Патриарха и его команды становятся, в свою очередь, все более конструктивными, со стороны высшего священноначалия и лично Патриарха делается то, к чему мы призывали все это время - как бы протягивается рука православным консерваторам, «М3Р» позволяет себе беспрецедентно грубые и жесткие и при этом бездоказательные нападки на Патриарха безапелляционно личного характера.
Нельзя не заметить крайне характерную особенность всей ситуации. В свое время в ответ на нашу конструктивную критику на нас были вылиты ушаты грязи с либеральной стороны, со стороны «фролеров», когда нас обвиняли в «антипатриаршьем заговоре», в антицерковной деятельности и т.д. Притом, что речь тогда шла именно о конструктивной критике, которая сейчас по факту во многом услышана. В данном же случае, когда «М3Р» именно нападает на Предстоятеля в беспрецедентно грубой и абсолютно не конструктивной манере, никакой реакции с либеральной стороны и со стороны самозваных защитников Патриарха не наблюдается. Возникает ощущение, что крайне «правые» радикалы могут чувствовать себя абсолютно спокойно и безнаказанно. И понятно, почему! Для закулисных манипуляторов страшна взвешенная, глубокая аналитика, побуждающая читателя размышлять, понимать скрытую суть на первый взгляд простых событий, а нарочито грубая ругань с «русских православных» позиций - отнюдь не страшна, ибо выполняет весьма полезную функцию: рисует зверское лицо «р-русского пр-равославного фашизма». Все вышеописанное, на мой взгляд, служит косвенным доказательством того, что все эти упомянутые у нас силы действуют в одной связке. Сами «акторы» могут думать про себя все что угодно, но, на мой взгляд, очевидно наличие неких закулисных манипуляторов, политтехнологов, которые управляют теми и другими.
Помимо этих, так сказать, околоцерковных событий, нельзя не обратить внимание на еще один момент. После событий на Манежной площади неожиданно никто иной, как протодиакон Кураев вдруг стал главным идеологом русского национализма в РПЦ и восторженно поднимается на щит теми либеральными националистами, которые давно уже выступают за демонтаж остатков имперского наследства. Даже либеральные друзья Кураева выражают полное недоумение его нынешней позицией. При этом он ссылается и на Патриарха Кирилла, но делает это настолько «тонко», что Патриарх выставляется как главный предатель интересов русского большинства, и на него уже сыплются проклятия со стороны либерально-националистически настроенных блоггеров. По нашему мнению, все это глубоко не случайно, будучи весьма красноречивым доказательством того, что существуют некие фигуры, которые действуют не столько по велению сердца, не столько по убеждениям, сколько, будучи просто управляемыми, только не сверху, а «сбоку». К числу таковых принадлежат и «фролеры» и Кураев. Стоит ли лишний раз напоминать о том, что позиция либеральных националистов, говорящих об отделении все новых и новых территорий от Российской Федерации, абсолютно деструктивна и антигосударственна!
Таким образом, конец прошлого года ознаменовался тем, что либеральная карта была на какое-то время (я думаю, что не навсегда, на достаточно короткий срок) спрятана, а из рукава вдруг достали другую крапленую карту, связанную с псевдоправославным радикализмом и либеральным национализмом, не имеющим ничего общего с освященным многовековой традицией русским имперским патриотизмом, то есть начался процесс раскручивания деструктивных тенденций уже «справа». Это - крайне тревожная тенденция, и долг подлинной аналитики не давать закрывать глаза на это, а рассказывать, разъяснять и напоминать об этом читателям, чтобы наш православный народ понимал те реальные опасности, которые сейчас перед нами стоят.
3. 27. Анастасия
2. 20. Протоиерей Димитрий Назаров
1. 15. Протоиерей Димитрий Назаров