На прошлой неделе, 20 октября, в передаче «Отражение» телеканала «100 ТВ» состоялось выступление журналиста Александра Невзорова, посвященное информационной кампании против Боголюбовского монастыря. Невзоров, недавно прославившейся кощунственными высказываниями, заявил, что в монастыре действительно издевались над детьми, что, по его словам, неудивительно, «учитывая общепедофильский настрой в Русской Православной Церкви». Невзоров выразил удивление, почему в монастыре детей «не употребляли по известному назначению». По его мнению, Русская Православная Церковь - это «бизнес-структура, оказывающая платные мистические услуги». Основным товаром, которым, по его мнению, торгует Церковь, является благодать. «Я хочу разобраться с этой организацией», - признался Невзоров. По его словам, его «насильно втянули» в спор по поводу возвращения Церкви предметов религиозного назначения.
В связи с антицерковными и кощунственными выходками А.Невзорова мы попросили директора НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктора психологических наук, профессора Валентина Семенова ответить на несколько вопросов: «Как Вы оцениваете последние телевизионные выступления А.Невзорова? Следует ли на них реагировать или лучше их проигнорировать? Должна ли Церковь дать свою оценку его высказываниям?»
Александр Невзоров вызывает у меня противоречивые чувства. Когда-то он был экстремальным журналистом, который поднимал в 90-х годах очень острые темы. Тогда он довольно позитивно относился к Русской Православной Церкви, в частности, он весьма положительно оценивал митрополита Иоанна (Снычева).
С тех пор многое изменилось. Вся биография Невзорова зиждется на сенсациях, экстриме и т.д. Был громкий случай, когда его как будто бы ранили, но, потом выяснилось, что место имел самострел с целью привлечения внимания. Невзоров всегда любил быть в центре внимания, ради этого он готов был на все. Чем же ему не угодила Церковь? Не думаю, что к Церкви он имеет какие-то конкретные претензии, просто за счет нее он хочет попиариться.
Меня поражает судьба этого человека. Невзоров начинал свою карьеру, как благородный Родин Гуд, защищающий «униженных и оскорбленных», а кончил тем, что покусился на Господа Бога, став циником и негодяем. Несомненно, он человек талантливый. Когда он был молодым и искренним, его журналистская деятельность была небесполезна. Но и тогда она имела налет сенсационности и скандальности, на которой он строил себе некое реноме. От его последних выходок уже веет бесовщиной. В романе Достоевского «Бесы» хорошо показано, как революционеры упражняются во всяческой бесовщине. Кажется, Невзоров вступил на этот опасный путь. Но покаяться никогда не поздно.
В связи с этим возникает вопрос, а следует ли вообще обращать внимание на кощунства по телевидению? Может, их стоит игнорировать? У верующего человека телевизионные кощунства ничего, кроме глубокого чувства скорби и негодования, не вызовут. Но для подростков, для людей, религиозно не определившихся, такие телепередачи крайне опасны. Религиозно невежественные люди могут решить, что раз гром небесный тут же кощунника не покарал, значит, все дозволено говорить и безнаказанно попирать религиозные чувства.
Невзоров своими выступлениями оскорбил веру, которую худо-бедно исповедует более 60% населения. Это запредельный цинизм и плевок в душу подавляющего большинства наших граждан! Если бы Невзоров сделал подобные изречения, например, о пророке Мухаммеде, то ему пришлось бы скрываться в подполье. К сожалению, современные православные люди излишне толерантны, терпимы к таким выходкам. Это ужасно, ведь прощать таких вещей нельзя никому. Православное сообщество должно подать на него иск в суд за оскорбление наших религиозных чувств. Константина Душенова осудили за то, что он якобы публично оскорбил иудейские чувства. А как же чувства большинства населения? Неужели их можно оскорблять? То, что сделал Невзоров, - это подлинный экстремизм по отношению к большинству населения. Поэтому должно быть инициировано судебное преследование этого негодяя.
Конечно, для нас важнее «благодать, а не закон», поэтому мы далеки от судебных тяжб и юридического отстаивания своих прав. Но пора уже очухиваться и начать понимать, в какое время мы живем. В конце концов, мы не исламисты, чтобы побивать Невзорова камнями, но подать иск в суд на этого кощунника просто необходимо. Есть юридическая служба и у Русской Православной Церкви. Она также может заняться этим делом. Почему все делают простые миряне, а Церковь хранит величественное молчание? Почему Церковь молчит? Мне этого не понять. Кстати, министр юстиции Александр Коновалов - человек верующий и церковный. Почему бы не обратиться к господину Коновалову? Может, стоит обратиться к Президенту и премьеру? Ведь и Путин, и Медведев называют себя православными людьми. Недавно я читал интервью супруги Президента, которая открыто позиционирует себя человеком православным. Таким образом, получается, что оскорбление Невзорова касается не только большинства населения России, но и высших должностных лиц в России.
Если этот негодяй останется безнаказанным, то это будет наш грех. Русское терпение, которое является нашей добродетелью, в подобных случаях становится грехом. Русская пословица говорит, что мы медленно запрягаем, зато быстро едем. Мне кажется, запрягать надо быстрее, а то может быть поздно.