В связи с этим мы попросили нашего постоянного автора заведующего Миссионерским отделом Иркутской епархии, настоятеля Храма Святой Троицы с. Хомутово Иркутского района протоиерея Вячеслава Пушкарёва ответить на несколько вопросов, связанных с современными церковно-государственными отношениями в России.
Современные взаимоотношения между Церковью и государством в России
С точки зрения настоятеля отдалённого сибирского прихода мне видится, что отношения между государством и Церковью в сегодняшней России стоит расценивать как позитивные, конструктивные, основанные на условиях взаимопомощи и взаимопонимания. Говорю я это совершенно искренно. Самое главное, что ныне в России государство не мешает Церкви осуществлять свою миссию, по крайней мере, внешне не видно вмешательства государства в дела Церкви.
Хотелось бы еще, чтобы государство вернуло Церкви то, что оно у нее когда-то забрало, починило то, что было им сломано. А ещё, нужно четко разобраться, что есть церковное имущество, а что есть имущество государственное. Это проблема имеет давние корни. С эпохи Императора Петра I Церковь была объединена с государством, и все строилось на народные деньги, причем никто не спрашивал налогоплательщиков, хотят они этого или нет. Поэтому много церковных помещений теперь оспаривается различными государственными учреждениями. Жаль, что государство пока не расставило все точки над «i» в этом вопросе.
Я бы даже сказал, что таких отношений у Церкви с государством, которые сложились сегодня в России, никогда ранее не было - ни при византийский Императорах, ни при русских Великих князьях и Государях, ни, тем более, при советской власти. Государству всегда что-то было от Церкви нужно. Теперь же Российское государство, как будто то бы следуя церковным канонам, совершенно не лезет в церковные дела. Идеальные отношения - это когда государство само по себе, а Церковь сама по себе, но не на отдельных планетах, а в своевременном равноправном совете между собой.
В условиях так называемого «демократического общества» нужно установить четкие разграничения, отображенные в законодательстве, согласно которым, государство никогда не вмешивается в дела Церкви, в ее богослужебный процесс и ее догматическое учение, государство не может привлекать Церковь в качестве пиарщика.
Признание Православия государственной религией России
Что касается вопроса о признании Православия государственной религией России, то c этим трудно согласиться. Сама справедливость говорит, что в этом нет никакой необходимости и это крайне вредно для межнациональных отношений. Делом надо нашу Церковь сделать господствующей, а не законодательством. Кроме православных в России есть ведь ещё и масса людей другой религиозной ориентации.
Введения государственных зарплат для клириков
На мой крестьянский взгляд - это не полезное предложение. Если Вы хотите погубить Церковь, то введите государственные зарплаты священнослужителям. Это позволит Вам наплодить кучу бездельников, которые будут валяться на печи и получать зарплату, которых невозможно будет проконтролировать. Как некоторое временное решение такой вариант возможен, но только на время. И потом, не стоит забывать, что тот, кто платит, тот и музыку заказывает. Мне лично не хочется плясать под чужую дуду. Надо работать на приходе с людьми и всё будет в необходимой норме, а в начале пути не грех подрабатывать по имеющейся светской профессии.
Выдвижение Патриарха на пост Президента России
За что Патриарху такое наказание? Ведь Президент - это такая должность, на которой придется всем угождать, а всем угодить невозможно. Зачем из святого человека делать распорядителя столов? Давным-давно изобретено, что этим делом должны заниматься диаконы. Пусть Цари или премьер-министры правят страной, как полагается (их же в Византии возводили в сан диакона), а Патриарх не диакон, а епископ и должен стоять, распростерши руки, и молится о мире всего мира, направляя духовную жизнь нации, а не заниматься распределением финансовых потоков и прочими неблагодарными разборками.
Избрание священнослужителей на выборные должности и выдвижении их на государственные посты
Такая практика не запрещена категорически канонами Церкви, и во многих православных странах она существует. Думаю, и в России не стоит совершенно запрещать этого, такая практика отчасти возможна по благословению священноначалия, но превращать ее в норму - ни в коем случае нельзя. В конце концов, нельзя допустить того, чтобы священники поголовно политиканствовали. В этом деле дар Божий нужен, благословение и икономическая необходимость.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии, специально для «Русской народной линии»