В памятном вечере, который состоится в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры в 18.00, примут участие ученые, общественные деятели, писатели, публицисты, которые поделятся своими воспоминаниями о Владыке. Среди участников священнослужители Русской Православной Церкви, писатель Н.М.Коняев, публицисты Н.М.Симаков и И.В.Попов, издатель С.И.Астахов и другие. Организаторы надеются увидеть на памятном вечере гостей из других городов и весей России, где почитают петербургского старца. В программе вечера помимо выступлений показ фильма о Владыке, концертная программа.
К 15-летию преставления митрополита Иоанна «Русская народная линия» создала специальную страничку, посвященную его памяти, где будут собираться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.
Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о Владыке Иоанне известного священника, кандидата педагогических наук иерея Алексия Мороза.
![Иерей Алексий Мороз Иерей Алексий Мороз](/images/2008/12755.jpg)
Митрополит Иоанн - это первый из наших иерархов, кто осмелился выступить против атеистической власти, заявить о масонстве как о секте, направленной на уничтожение Христианства как такового, на уничтожение генотипа русского человека, на подготовку к пришествию антихриста в этот мир. Его слова были очень смелы для того (да и для сегодняшнего) времени, они продолжают оставаться очень актуальными и поныне. Выступая и говоря такие вещи, он себя противопоставлял не только коммунистической, но и вновь сформированной демократической элите, которая исповедовала псевдоценности гуманизма, масонства, враждебных по своей сути Православию, русской культуре, русскому человеку. Выступить, смело сказать об этом, донести своё знание до большинства людей - это требовало великого внутреннего и нравственного подвига. За это, как мы знаем, он был нелюбим и гоним со стороны светских властей, особенно покойным Собчаком, в то время мэра Петербурга, который просто ненавидел митрополита Иоанна, старался как-то ущемить его и в его лице епархию, не отдавал церковные здания и прочее, мстя за правду, за искренность этого человека. Но это не останавливало владыку.
Митрополит Иоанн был аскетом. Когда мне доводилось побывать у него дома на Крестовском острове, я, зайдя к нему в келью, увидел такую обстановку: суровая солдатская кровать, тумбочка, маленький шкафчик и больше ничего! Принцип монашеского нестяжания, отречение от благ мира сего, незаинтересованность этим миром - это была очень сильная черта митрополита Иоанна. При его правлении лично от него никогда не исходили никакие поползновения к симонии, которая, к сожалению, на сегодня заполонила нашу Церковь, уродуя её духовно и нравственно. Наоборот, он отдавал всё, что у него было, людям, которые нуждались, на дело постройки новых церквей и общественных центров.
Митрополит Иоанн не жил для себя, он жил для народа. Вспомним его замечательные выступления в зале у Финляндского вокзала, когда собирался полный зал народу, чтобы послушать владыку, задать ему вопросы, насладиться той духовной благодатью, которая исходила от него. Сейчас можно об этом уверенно сказать - владыка был человек очень духовный и прозорливый. Он приближался к старчеству. Он, действительно, смотрел не на внешнюю обстановку вещей, а старался заглянуть внутрь человека, прозреть его духовное состояние и выбрать те действия, которые бы помогли его духовному росту, послужили бы делу его спасения. Вот такой старческий подход к человеку был невероятно близок русскому человеку, большинству наших священников, которые принимали его всем сердцем, и держат его по сей день в своей душе.
Почему мы помним владыку Иоанна - да потому что он вкладывал свою душу, свои силы в дело церковное, в дело спасения каждого человека, с которым он встречался. Только тот человек нам запоминается в жизни, который в нас вложил частицу души, дал нам свою любовь, пожертвовал чем-то ради нас. Владыка жертвовал своё время, свои силы, которых итак было немного. Он не боялся огласки и оскорблений.
К сожалению, надо сказать, что были люди в нашей епархии, которые не понимали его. Это были люди протестанствующие. Многие из той же Петербургской духовной академии, некоторые профессора, настолько были проникнуты протестантским и католическим духом, что доброе слово духовного пастыря, которое основывалось на благодати Духа, было им не понятно. Им нужны были светскость, помпезность, сложность выражений языка - то внешнее католическое и протестантское богословие, которое, конечно, никакого отношения к духу святости не имеет. Владыка с этим боролся, этого не принимал и это отрицал. В этом, конечно, очень большая его заслуга. За время своего правления он в какой-то степени сумел почистить ряды Петербургской епархии, выбрать тех священников, которые соответствовали духу идеала Православия, и дать им возможность реализовать свои внутренние способности, дать возможность им нести слово истины и слово правды. В этом тоже его величайшая заслуга.
Смерть его до сих пор покрыта мраком. Непонятно, почему, когда он пошел на то «сборище нечестивых» с целью добиться разрешения на передачу епархии помещения Александро-Невской лавры и для решения других вопросов, почему, когда у него стало плохо с сердцем, в течение 50 минут не могла приехать скорая помощь. Это произошло там, где находился Собчак! Когда умирал митрополит Иоанн, в соседней комнате тусовалась и предавалась веселью эта великосветская промасонская элита. Это тоже знак и указание в назидание нам с вами на нынешние времена.
Когда приходишь на могилку митрополита Иоанна, а народ часто к нему ходит, там всегда живые цветы, зажженные свечи, горящие лампады, всегда там кто-то молится за него, а многие молитвенно обращаются к нему. Потому что, действительно, молитвы ныне покойного митрополита очень сильны и в загробной его жизни. Он предстоит Престолу Божиему и ходатайствует за паству свою, оставаясь верным архипастырем нашего города Санкт-Петербурга и всей Санкт-Петербургской епархии. Насколько я знаю, когда люди обращались к нему с молитвенными прошениями, происходило немало чудес, приходила помощь тем людям, которые обращались к митрополиту Иоанну. Я сам, когда служу панихиду на его могиле, ощущаю эту силу. Благодать, любовь, мир, исходят от этого великого архипастыря, который сейчас с небес зрит на нас с вами, болеет за Святую Русь и своими молитвами как может поддерживает свою паству.