«Произведения, экспонируемые на этой выставке, выполнены в стиле низменного реализма. Это направление в искусстве не воспитывает человека, не облагораживает его. Вообще в современном искусстве сглаживается, стирается грань между красотой и безобразием. А ведь подлинное искусство призвано воспитывать человека, облагораживать и даже идеализировать его жизнь. Очевидно, что каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивается с низменными явлениями на улице, в общественных местах, зачастую это происходит случайно. Любой из нас знает жизнь без прикрас, все мы сталкивались с социальным и нравственным дном общества. Искусство призвано воспитывать и облагораживать человека, украшать жизнь, призывать человека к целомудрию и чистоте, указывать на высокие идеалы, помогать человеку в преодолении низменных инстинктов. Любые новшества в искусстве, в частности в живописи, всегда вызывают вопросы. Но не всякое новшество есть нечто доброе, которое сохраняется на века. То направление искусства, которое показано на выставке, является противоположностью того, к чему искусство призвано, оно не уводит человека ввысь, напоминая ему о Боге, о красоте, о смысле бытия, а, наоборот, оно пытается увести его от настоящей жизни и сосредоточить на низменном и пошлом», - заявил в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, говоря о выставке современного искусства «Двоесловие/диалог», которая открылась в понедельник в притворе храма Святой Татианы при МГУ на Моховой.
Выставка сразу вызвала неоднозначную реакцию. Стоит отметить, что ее организаторы ожидали, что их проект вызовет критику. В частности, диакон Феодор Котрелев, который придумал этот проект вместе с художником Гором Чахалом, заявил: «Мы допускаем возможность конфликта с народом». Как отметил диакон, священноначалие в отношении выставки проявило большую гибкость, чем паства. «Мы уже предполагаем, какие произведения вызовут нарекания. Например, картины Дмитрия Врубеля с подписями из Нового Завета. Есть работа "Портрет блудницы", на которой изображена молодая бомжиха с фингалом, и к ней - цитата: "Женщина, не нашлось никого, кто обвинил бы тебя". В то же время нам известно, что наше священноначалие к этому проекту относится сдержанно-положительно. Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки, но не благословил ее», - пояснил собеседник агентства. Он признался, что организаторы выставки старались на всякий случай перестраховываться, опасаясь резкой реакции консервативно настроенной паствы, «а хотелось бы выставить больше и более острых работ».
Поддержал выставку и скандальный галерейщик, куратор кощунственной выставки «Осторожно, религия!» Марат Гельман (кстати, ряд художников принимал участие в той печально известной выставке). «Эта выставка - очень важный прецедент, так как современному искусству и Церкви очень непросто взаимодействовать. Мы все боимся, что какой-нибудь идиот сорвет этот непростой диалог», - сказал он, добавив, что конфликты часто случаются из-за того, что «мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью».
«Наподобие того, как старатели изыскивают крупинки золота во множестве песка и камней, - продолжил свой комментарий протоиерей Николай Головкин, - так и мы, консервативно настроенные люди, ищем что-то созидательное в современной культуре и с трудом находим. Душа человека, воспитанного в евангельском духе, противится тем направлениям в искусстве, которые ориентирует нас не на высокие идеалы, а на низменные инстинкты. Искусство должно исходить от внутренней чистоты и целомудрия человека. Художнику, творческому человеку, вообще всякой личности, обладающей целомудренным состоянием души, противно то, что противно Богу, ибо человек есть образ и подобие Божие. Искусство, которое показано на выставке, не вызывает у меня интереса. На такие выставки я никогда не хожу и другим не советую. Подобное искусство вызывает омерзение».
«Говорят, что Церковь должна взаимодействовать с миром культуры и искусства. Понятие «взаимодействие» неоднозначно. Взаимодействие Церкви с искусством и культурой проявляется в ее оценке культурных мероприятий и произведений искусства. Разумеется, Церковь не должна благословлять направления искусства, противоречащие христианской совести. Церковь может отреагировать на одну выставку отрицательно, а на другую - одобрительно. Церковь имеет право высказывать публично свое мнение о культуре и искусстве. Она должна оперативно реагировать на проявления современного искусства, которое нередко построено на гордыне, тщеславии, самолюбовании, на желании быть оригинальным. Конечно, священник не должен стоять за спиной у художника и указывать ему, как писать картину, но он может реагировать на то, что художник написал, давая его произведению нравственную оценку. Церкви не следует совместно проводить выставки, вызывающие неоднозначную реакцию в обществе, тем более, недопустимо проводить подобные выставки в храме», - заключил протоиерей Николай Головкин.