Автор материала «Черный бюст», нарочито вынесенного на первую страницу сайта, имеет говорящую фамилию «Р.В.Шило-Верховенский», а все персонажи легко узнаваемы. Тут и историк Василий Владимирчук, и Саул Викторкин с радиостанцией «Семхоз», и, разумеется, сайт «Чукотская Народная Загогулина». Словом, вспомнили всех, кто помешал им победно провести авангардистскую провокацию в храме. Хотя есть среди персонажей и протодиакон А.Гусяев, помянутый, разумеется, в позитивном контексте. Удивительно, что среди героев не нашлось места вездесущему эксперту в околовсяческих вопросах Фролу Некириллову. Видимо, он появится в следующем памфлете.
Все бы ничего, но в концовке памфлета его авторы себя раскрыли, когда издевательски помянули «великого русского художника Сергея Ильича Глазастого». Тут даже у нас, у «чукчей», глаза открылись. И увидели мы, что этот вульгарный памфлет - явное свидетельство провала их проекта. Ведь выставка была не просто частной инициативой художника Гора Чахала и любителя авангарда дьякона Котрелева, это по сути проект, точнее часть проекта, альтернативной евангелизации России. Попытка дать иную интерпретацию евангельским текстам.
Попытка отнюдь не новая. Мы помним прежние попытки навязать «альтернативное евангелие», - было «евангелие от Льва Толстого», «евангелие от Демьяна Бедного», были и другие. Новая эпоха порождает новые попытки. Недавно было «евангелие от Соловьева», теперь вот нам предложили «евангелие от Гора Чахала». Ничто не ново под Луной. Разве что раньше этим занимались русские еретики и отступники, а теперь вот повадились инородцы.
Но всем им - и прежним и нынешним - прекрасно ответил эпиграммой поэт Николай Горбачев (эпиграмма написана в 1925 году, адресована Демьяну Бедному, автором ее долго считали великого русского поэта Сергея Есенина): «Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,/ Ты не задел его своим пером нимало./ Разбойник был, Иуда был./ Тебя лишь только не хватало./ Ты сгустки крови у креста/ Копнул ноздрёй, как толстый боров./ Ты только хрюкнул на Христа,/ Ефим Лакеевич Придворов».
Кстати, понятно, почему наследники Демьяна Бедного и Льва Троцкого не любят Иосифа Сталина, который поставив в 1930 году Демьяна Бедного на место за «клевету на наш народ», тем самым сурово пресек «альтернативную евангелизацию» по Демьяну. Нынешним Ефимам Лакеевичам Придворовым неплохо бы помнить судьбу Демьяна. Найдется и на вас свой Сталин.
Кто скрывается под псевдонимом Р.В.Шило-Верховенский нам неведомо, да это и неважно. Скорее всего, это - коллективный труд. Ясно одно - группа товарищей, сочинившая этот веселенький памфлет, только дискредитировала уважаемое издание, которое возглавляли в прошлом известные православному сообществу люди иеромонах Симеон (Томачинский), Григорий Прутцков и др. Ну и, конечно, они дискредитировали настоятеля Татьянинского храма протоиерея Максима Козлова. После этого памфлета понятно всем, что никакого диалога эти люди не хотели и не хотят, их манера общения - монолог, причем в духе следователей НКВД 30-х годов.
Впрочем, претензии за публикацию этого вульгарного памфлета все-таки можно предъявить конкретному человеку. Это главный редактор «Татьянина Дня» Ксения Лученко. Она, кстати, является супругой ответственного секретаря нашего главного церковного органа газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина, «любовь» которого к «Русской народной линии» и радио «Радонеж» всем известна. Так что можно понять, откуда ноги растут. Таким образом, круг замкнулся. Это все тот же небольшой, но жутко активный либеральный кружок, который тщится выдать себя за голос Церкви. «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от церковного народа», - только и можно сказать, перефразируя слегка советскую классику.
Сочинители этого стебового памфлета, видимо, и не задумывались над тем, приличен ли такой жанр для православного издания? Не перепутали ли вы, коллеги, место для публикации стеба? Не вспомнилось ли вам, к примеру, что на дворе Петров пост? Что в пост христианин должен стремиться заграждать уста даже от праздных слов? Или вы уже приняли за руководство к действию идеи персонажа памфлета протодиакона А.Гусяева о сомнительности Петрова поста?!
Самое прискорбное, что одобрительно отнесся к этому стебу в пост священник храма св. мученицы Татианы о. Федор Людоговский, который оставил реплику: «Отличный фельетон! Правда, некоторые читатели, кажется, приняли всё за чистую монету. Радиостанция "Семхоз" - хорошо придумано!». Ну если священник не только не пристыдил, но и одобрил стебовый памфлет против единоверцев, среди которых, кстати, есть и священнослужитель, тогда дело совсем плохо. Видимо, и впрямь некому сказать этим ребятам: «Стыдитесь, господа! Вы ведь православные…».
Правда, есть уже сомнение способны ли они устыдиться своими словами и поступками. Не о них ли сказал в свое время Апостол Иоанн: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2: 19).
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
3. 18. Даниил
2. 14. Максим Степаненко
1. 10. Даниил