Не понятно чему больше ужасаться: перфомансу в святом храме или апологетам вернисажа «Двоесловие/Диалог» в лице немногих священнослужителей и преподавателей Московской Духовной Академии.
Отвратительны двойные стандарты. Но они еще более отвратительны, когда звучат из уст священнослужителя. Если бы лепетал первоклашка с хитрецой своему младшему братику, что притвор это вовсе не храм - давай поиграем в салочки - можно снисходительно улыбнуться, но не позволить бегать в святом месте. Невероятно, если на исповеди у почтенного седовласого протоиерея этот первоклашка услышит: продолжай бегать - все равно это теперь не храм.
Ай-ай-ай... И паперть - это пространство святого храма. И если вокруг храма развешены срамные картинки - это вызов, бесчестие, позор нам, не способным защитить свои святыни. В нашем приходе находились смельчаки замазывавшие непристойные виды на билбордингах расположенных в прилегающих территориях и не только в прилегающих, ибо столица - град Первопрестольный всей Святой Руси. Приснопамятный архидиакон Роман (Тамберг) в одной из передач «Радонежа» делился радостью, как однажды проходя по Большой Ордынке увидел закрашенный непристойный плакат. Он почувствовал в сердце торжество Пасхи, и что есть еще люди деятельно отвергающие циничное скотство. Не зря сейчас поднят вопрос о демонтаже реклам, установленных рядом с церковными зданиями. Но как оказалось глумливое бесстыдство внутри храма? От нас не отступают:
- Да это семинарские шуточки.
Вторят другие голоса:
- Вы новозаветные ханжи и фарисеи.
Тогда без прелюдий приведем «каламбур» заштатного священника изобразившего на своей майке:
- Я профессиональный порноактер. Вот этот - не фарисей! И «шутить» умеет.
Чтоб не быть фарисеями, будем ездить голыми байкерами со Спасовыми Хоругвями? Также, открестившись от обвинений в ханжестве, санкционируем: священник может быть гомосексуалистом? Непрактикующим... Или по-семинарски станем шутить, например по-протодиаконски: «где просто, там ересей со сто»? Да, и еще, чтоб избежать упреков, будто мы святоши, благословим монстрам с именем «сатана» освящать и носить крестики?! От страха за нападки и укор в консерватизме пригласим художников-кощунников в Божий храм, установим издевательские симулякры по стенам вместо икон по типу музея атеизма, поиграемся с макетом храма, как это делал Лазарь Коганович с храмом Василия Блаженного, затем корпоративный фуршет. Все это, чтоб не прослыть фарисеями. Сольем постмодерн и православие в один флакон, будем доступными для мира и всех его «прелестей». Этот богохульный, гротескный ряд можно продолжить, и его продолжает инфернальный арт-бомонд. В круге единомыслия эти «покаявшиеся» рафинированные концептуалисты пишут пасквили и именует на интернет-блогах матерком неугодных священнослужителей. В другом месте многочисленные участники (художники) скандальной выставки стоят с нецензурными слоганами. В Перми одним из участников выставки инсталлировал так называемый «Евангельский проект». Например, на плакате изображен притон, где дети вкалывают друг другу наркотики. И евангельская подпись: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). С тем же контекстом изображены урки-гопники. Но это не святость Церкви. Здесь мерзость запустения. Прискорбно, что нашлись из духовенства и преподавателей МДА оправдывающие эти кощунства.
С помощью завлекательного корпоративного шоу людей к вере не приобщить. Только видя наше целомудрие, отстаивание святынь, заботу об Отечестве, готовность защищать наше достояние до смерти, как это делали все наши предки при татаро-монгольском нашествии, польско-литовской интервенции, наполеоновском вторжении, немецко-фашистских захватчиках, только тогда овцы обретут двор Божий, будут наставлены в православной вере и завоеваны Христу.
И если не прекратим «богословствовать» семинарскими «шутками», ездить голыми на мотоциклах «крестными ходами», при церкви содержать рок-клубы, устраивать в храмах выставки дегенеративного искусства, равнодушно проходить мимо погибающей России - тогда горе нам.
Диакон Михаил Люкшин, храм свт. Николая в Пыжах, специально для «Русской народной линии»