Как сообщает КМ.Ru, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что в России в настоящее время уже сформировалась политическая система. "Мы можем говорить, что политическая система в нашей стране сформирована, маргинальных партий нет",- заявил Б.Грызлов во вторник. Он напомнил, что на последних выборах в Госдуму 92% избирателей проголосовали именно за те партии, которые представлены в парламенте. Таким образом, парламентские партии представляют интересы подавляющего числа граждан, отметил спикер.
Грызлов также выразил мнение, что создать партию в России через несколько лет будет легче, чем сейчас. Спикер напомнил, что в Госдуму внесен законопроект о поэтапном сокращении минимально необходимой для регистрации численности партии. В настоящее время, чтобы зарегистрировать партию, необходимо 50 тысяч членов. "По законопроекту, с 1 января 2010 года эта численность уменьшается до 45 тысяч, а с 1 января 2012 - до 40 тысяч, то есть создать партию будет несколько легче",- сказал он. "Закон, который действует в момент принятия, существенно завысил минимальную планку, но он свою роль сыграл",- считает спикер.
О судьбе таких партий, как "Яблоко" или "Правое дело", спикер Госдумы предпочел умолчать.
По словам С.Лебедева, "партия, строго говоря, должна отражать интересы какой-то определенной структуры, какой-то группы людей. Сейчас общество маргинализировано, у нас в стране нет четких социальных групп. Ранее могли появляться у нас разного рода этно-националистические организации, однако если рассматривать подобные течения у русского народа, то здесь дальше маргинальных экстремистов, вроде скинхедов, дело не пошло. Я боюсь, что в ближайшее время так и не будет создано реальной почвы для многопартийности, и, следовательно, многопартийность будет носить совершенно несерьезный характер", - отметил политолог.
"Создавались в недавнем прошлом и разного рода проправительственные молодежные организации, например, "Идущие вместе" или движение "Наши", однако реальной отдачи от них не последовало. В серьезных партиях должны работать люди не за страх, а за совесть. У нас сейчас есть большие возможности для развития региональных партий. Имеются в виду не только сепаратистские движения в северокавказских регионах, но и некие течения в русских районах, например, на Дальнем Востоке. Участники этих движений считают, что Москва их грабит, поэтому они активно критикуют политику властей. Думаю, что сначала что-то серьезное появится на местном уровне. А что касается общенациональных партий, то по-прежнему самыми значимыми силами останутся партия власти и компартия, потому что КПРФ - это вечная партия. Несмотря на все усилия, Кремль заинтересован в многопартийности, в состязательности партий. Как известно, прежнее поколение лидеров воспитывалось в КПСС, поэтому ничего другого, кроме КПСС, оно и не может создать. Потом появилась новая тенденция - формирование политических движений в рамках криминальных структур. Сейчас нужна партия как школа кадрового резерва. Когда же возникают кризисы, то во многих странах начинают активизироваться разного рода экстремистские группировки. Однако в России ничего такого не происходит. Скинхеды же - это не партия, а некая субкультура, которая действуют в пределах квартала. К тому же, у них нет никакой позитивной программы, а только на основе призывов типа "бей", "кромсай" и т. д. невозможно завоевать популярность у народа", - подчеркнул С.Лебедев.
"В свое время блок "Родина" был развален не без помощи властей. Возможно, они опасались, что руководить "Родиной" будут настоящие патриоты, они же намеревались создать "Единую Россию-2". Власти теперь, возможно, хотят создать партию с более проверенными кадрами", - продолжил ученый.
""Единая Россия" же - это, по сути дела, профсоюз госслужащих. Идеология этой партии сводится к тому, чтобы поддерживать власть. В принципе, это нормально для многих партий. Четких выделенных социальных групп у нас, повторяю, на сегодняшний день нет, новых харизматических лидеров тоже нет, за исключением, пожалуй, только Александра Белова (Поткина) из ДПНИ. Сейчас пока отсутствуют и социальные условия для возникновения партий. В идеале надо, чтобы было несколько таких партий, нужна идейно-политическая борьба. Печально, но у нас этого пока нет", - добавил политолог.
"Я надеюсь, что новые партии, тем не менее, появятся. Кризис будет способствовать большей мобилизации партий. Сейчас существуют некоторые латентные партии, которые, возможно, в будущем смогут расширить свою социальную базу и превратиться в сильные структуры. Это должно быть, но пока еще не очень заметно. Я бы предпочел, чтобы кризиса вообще не было. Все-таки кризис способствует радикализации общества. В условиях кризиса мелкие знаменитости микрорайонного масштаба могут приобрести статус и влияние. Но пока что в России продолжает существовать псеводопартийная система, и, скорее всего, в ближайшем будущем ничего не изменится", - подытожил Сергей Лебедев.