Каков же дух Архангельска, его «незримое», что отличает наш город как в материальном воплощении, так и в отражении этого мира в умах людей, в их мышлении, психологии? Своими мыслями по этому поводу делятся секретарь фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимир Станулевич и московский урбанист Святослав Мурунов.
Звездный час миновал
Место в Архангельске, где душа поет, - Заостровье, особенно в солнечный день у каменной церкви. Это лучшее впечатление, просто заряд бодрости, рассказывает Владимир Станулевич. - А вот общее наблюдение за городской жизнью дает скорее негативные, чем позитивные оценки. Почему? Да потому что возникают диссонансы. Мы говорим, что у нас славное прошлое, а между тем оно все уничтожено. Все символы этого прошлого, его носители в пределах городской черты уничтожены, за исключением Гостиных дворов. К примеру, в Каргополе такие символы стоят, в Вологде артефакты сохранились, а у нас нет. А мы говорим «славное прошлое»...
- А разве прошлое может быть выражено только в материальном?
- Нет, но эмоции по этому поводу возникают. Например, идешь по Мадриду и понимаешь, что нет ни одного дома, который поставлен по равнодушию или за взятку. Есть генплан - и никаких точечных застроек, пристроек, нет безвкусных фасадов, которые согласовывают по блату или за деньги. Гранитные мостовые, которые простоят сотни лет, никто не меняет плитку каждые полгода.
В Архангельске еду по приличным кварталам, новостройкам. В районе улицы Серафимовича, на углу пр. Советских космонавтов стоят силикатные дома абсолютно бездарной архитектуры. Чудовищное зрелище - студент первокурсник такого бы не наваял. Между тем по стоимости квадратного метра дома очень дорогие. Следовательно, это деньги, выброшенные из окна заказчиком, который не может оценить архитектора, и характеристика самого архитектора, который не может спроектировать жилище.
Или какой главный художник мог бы согласовать граффити на Набережной города? У нас это было согласовано. Еще пример: едешь из Соломбалы в город. С одной стороны - трехэтажный ларек одного цвета, а с другой - двухэтажный ларек другого цвета. Где, кто, когда мог такое согласовать?
Нигде, как в Архангельске, нет такого количества красивых, дорогих машин, которые меняют раз в три года. На перепродаже люди теряют в год 20 процентов от стоимости, чтобы через три года купить новое авто из люксового сегмента - они теряют 60-70 процентов. Потом покупают следующее, добавляя огромные деньги. Зачем? Вложите их лучше в красивый загородный дом.
Такой взгляд на вещи не характерен для северных людей, что уж тут победило, я не знаю, но это не разумно. Кормим далеких японских и немецких «партнеров».
- А где же неуловимый дух Архангельска?
- Так это он и есть. Между тем, природа у нас великолепная, заострено все - контраст цветов, закаты, рассветы, даже болото - произведение искусства.
Деньги есть, но как эти деньги тратятся? Посмотрите, сколько в городе торговых центров. Это же насосы, которые выкачивают деньги с территории! На месте наших бизнесменов, построивших свои центры, надо бы остановить приход иногородних мегацентров. Но этого не происходит. Автосалоны - 90 процентов дохода отправляется в Москву, производителю в Японию, или в Америку, или в Германию. Зачем городские власти отводят под них земельные участки? Или сетевые магазины, не продающие ничего местного, потому что у них централизованный закуп. Это прямой убыток для местного сельского хозяйства, и, тем не менее, землю отводят. Поставьте условие по широкой линейке местных товаров на прилавке в крайнем случае, если уж очень хочется построить. Но с этим проблема - гиганты строятся, а власти приходят и разрезают ленточку. А зачем? Подчеркну, что это насосы, который выкачивает деньги из региона. Вкладывать надо в недвижимость, в том числе загородную - стройматериалы наши, строители наши, эксплуатация наша. Нет, покупаем Лексус и идем в сетевой гигант.
- А что, по-вашему, ожидается в перспективе?
- У Архангельска был звездный час в XVII веке, до 1718 года, когда вышел указ Петра Первого о запрете морской торговли. Город был «окном в Европу» и нормально жил бы дальше. Но возник Петербург, и Архангельск придушили. В Петербург увезли несколько сот купеческих семейств, забрали всех кораблестроителей. Вот что произошло, но до этого Архангельск давал треть государственного бюджета, через него шла большая часть внешней торговли. Академики-геологи говорят: Московское государство не сложилось бы, если б не ресурс архангельской пушнины и соли. На территории Москвы и Новгорода не было месторождений железа, меди и золота. Нужно покупать, а ресурсы откуда брать? В Заволочье была пушнина, соль, смола, слюда, жемчуг. Но главное - пушнина и соль. За них получали железо и золото, содержали армию, вооружали ее. Так что, если бы не Север, не было бы и всей России.
Звездный час миновал... Сейчас идет борьба за место в Арктике, в России по большому счету. Единым проектом «Арктика» руководят из Москвы, не из Архангельска. Колыбель русского флота - делают подводные лодки, подходит к концу серия «Бореев» и проекта «Ясеня», дальше, как сказано, конверсия ВПК на 50% к 2030 году. А что вместо?
- А что касается культурного и научного потенциала?
- Мы говорим - славное прошлое, мы говорим - Арктика - это археология. В САФУ было два археолога. Одного уволили по сокращению штата, в связи с необходимостью сэкономить 15 тысяч рублей. Это редкая профессия, штучное производство. В Архангельске огромный фронт работ, а профессионал сидит без работы и денег. Крупные бизнесмены, строящие на десятки миллиардов рублей в исторической части города говорят мне, что археология дорогая и ее «не потянуть»!
У нас есть интеллектуальный бомонд, есть люди, с которыми интересно что-то обсуждать. Открылось историческое кафе в краеведческом музее. Там действительно хорошие люди делают хорошее дело. Но на общении все и заканчивается. Типичный пример - нужен учебник по истории края, у которого славное прошлое. Областная власть создала авторский коллектив и не сказала, сколько им заплатят - некоторые авторы отказались от участия. Сейчас руководитель коллектива планирует выпустить учебник в 120 страниц. Что это за учебник? Интеллект у нас в городе не востребован.
Не подумайте, что я решил поворчать, но проблемы настолько очевидные и легкорешаемые, (но не решаются) что становится обидно «за державу».
Дух временщичества
«То, что строится здесь, показывает непонимание того, как устроен сложный город, того, что плохая архитектура будет выживать отсюда творческую интеллигенцию. Мне кажется, какой-то дух временщичества в Архангельске поселился среди тех, кто принимает решения. Это грустно», - считает московский урбанист Святослав Мурунов, приехавший в Архангельск на VI гражданский форум «2B SUSTAINABLE. Урбанистика».
По словам Святослава Мурунова, во многих городах России потеряна культура строительства, предполагающая преемственность архитектурных традиций: «В связи с этим появляются такие прецеденты, как обшитые сайдингом исторические здания, глухие заборы в частном секторе, абсолютно не ориентированная под климат городская мебель, абсолютно не учитывающие цветовую гамму и световой день города фасады торговых центров. Тут виноваты не материалы и не строители, и даже не люди, которые здесь живут. Они, возможно, выживают чисто экономически в этом городе, у них нет специальных компетенций. Они не задумываются об эстетике. А вот профессиональное сообщество, архитекторы, инженеры-конструкторы, заказчики, власти и бизнес, конечно же, могли бы договориться, обсудить, что строить и как строить».
Эксперт привел примеры некоторых практик городского взаимодействия в разных регионах: «В Новосибирске, например, градостроительный совет состоит из трех городских сил: девелоперы, архитекторы и градозащитники. Мэр города возглавляет совет, он запирает этих людей на совещаниях, и, пока они не договорятся, не выпускает. После этого любые градостроительные решения похожи на консенсус, не на компромисс, а именно на хороший консенсус. В Иркутске бизнесмены нанимают профессионалов, делают сложные концепции, и уже с ними выходят на согласования с администрацией города. Много в России городов, где появились бизнесмены, думающие на перспективы, осознанно подходящие к проектам, однако эта осознанность возникла лишь в последние годы».
Из публикации Татьяны Смирновой «Метафизика города как текст» в журнале «Молодой ученый» (Казань)
«Город городу рознь. Есть города, которым как бы самой судьбой предназначена особая роль в бытии и культуре того или иного народа или многоязыкой ойкумены. Они обладают особой метафизической значимостью, так как, размышляя о них, мы прорываемся к самим основам человеческого существования, основополагающим ценностям...
Постигать дух города можно по-разному. Можно разглядывать его с высоты птичьего полета, можно вглядываться в планы городов, которые напоминают чернильные пятна в психологических тестах. Всегда можно что-то усмотреть - какие-то образы, геометрические фигуры. Постигать дух города можно, вслушиваясь в его шум («голос»), вглядываясь в «лицо». У каждого города свой «голос» - преобладающий звуковой фон, шум: будь то падающая вода многочисленных фонтанов, цоканье копыт лошадей, звонки трамваев и тому подобное. Вслушивание сменяется разглядыванием и разгадыванием. Простое разглядывание тела города заставляет задумываться, город предлагает решать загадки. Почему в старых городах такие узкие улочки? Или дороговизна земли? Для более эффективной обороны при проникновении неприятеля внутрь города? ...Можно сказать, что у города загадочное лицо. Каждый город - почти личность; у него не только собственный, ни с кем другим не сравнимый, пластический образ, но и возрастное углубление, осмысление черт этого образа, их живое, объединяющее действие на всех живущих в этом городе. Каждый город это почти личность...
Город крепок не только стенами, но и укорененностью в бытии (конкретной проблеме, нужде), откуда он получает и где потом «держит» свои смыслы. Миссия укореняет город, но она же содержит наиболее ясное указание на устремленность в будущее, на то, что еще только предстоит сделать, на то, какой нужно «разрешить вопрос».
Людмила Селиванова
Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №6/2016