Северная деревня: от беспамятства к возрождению

0
709
Время на чтение 4 минуты

Езжу по историческим местам Архангельской области, накопились наблюдения. Не хочу ошибиться, но жизнь стала возвращаться в деревни, которые находятся на хороших дорогах. Люди с корнями в этих деревнях, переехавшие в Архангельск и Северодвинск, восстанавливают родовые дома или покупают и строят новые. Скорее это дачи, а не постоянное жилье, но это лучше, чем руины.

Не хотелось бы, чтобы эта тенденция была сломана. Весной Собянин заявил, и его вступление есть на YouTube, что всем в России нужно съехаться в 5-7 агломераций - потому что «в деревне малопроизводительный труд». Значительная часть большого бизнеса разделяет эту точку зрения. К счастью, другую позицию занимают Путин и Медведев, говоря, что надо развивать территории. Но люди возвращаются, а социальные услуги из деревни уходят - больницы, школы и библиотеки исчезают. Что делать? Власти надо развивать мобильные и дистанционные формы образования и здравоохранения. Например, в деревне Лямце на беломорском побережье есть только начальная школа. Там нет мобильной связи, но есть интернет. Нужно принимать нормативные документы, позволяющие учиться дистанционно и приезжать в школу или институт на экзамены. Нужны автотрейлеры - стоматологические, рентгеновские и другие кабинеты на колесах. У меня покойный отец-рентгенолог объехал в рентген-вагонах всю область - почему сейчас их не стало?

Второе наблюдение. Сейчас нет прямой связи между наличием храма и жизнью в деревне. В Кулое (Вельский район) стоит часовня, однако две трети домов - это руины, и один местный мужик убивает другого в бытовой ссоре. А в Кехте (Холмогорский район) нет церкви, но село зажиточное. В каждом дворе или трактор, или грузовая машина, дома свежевыкрашенные, асфальт, племенное хозяйство. Но местные, с кем говорил, не знают, что живут на родине святого основателя Сийской обители. Половина не знает, что их родник на окраине - источник преподобного Антония Сийского. Там грязь и гнилые доски. Красивейший обрыв к Двине изуродован свалками мусора. Может, это обратная сторона зажиточности?

Есть в том же Холмогорском районе деревня Верхняя Паленьга, не менее красивое место, чем Кехта. Улицы словно покрыты английским газоном, у домов стоят хорошие машины, жители трудятся на своих земельных участках, а за оврагом возвышается храм Георгия Победоносца, возрожденный прихожанами. Нет производства, все жители - приезжие из города, но говорят, что здесь жили их бабушки и дедушки. Что здесь есть, чего нет в Кехте?

Третье наблюдение печальное. Наши законодатели с Министерством культуры РФ «доправились» до того, что восстанавливать древние церкви прихожанам невыгодно. Слышал от священников: что-то рождается, что-то умирает, древние церкви обречены. Поставить новую часовню стоит 200 тысяч рублей, а проект «противоаварийных работ» для церкви XVIII века - минимум 500 тысяч. Конечно, старинный намоленный храм - это связь времен, преемственность духовной традиции, но повсеместно строятся только новые часовенки и церквушки. Потому что законодательство РФ «о культурном наследии» написано, похоже, не для страны, а для узкого круга реставраторов и чиновников. Это очевидно всем, но ничего не меняется. Очень надеюсь, что, прочитав в сотый раз эти призывы, наши депутаты Госдумы РФ - Ольга Епифанова, Елена Вторыгина, Дмитрий Юрков, Андрей Палкин, сенаторы Виктор Павленко и Людмила Кононова возьмутся за разработку изменений законодательства в части сохранения деревянных церквей.

Поезд еще не ушел! Есть церкви брошенные, но в неплохом состоянии. В оставленной людьми деревне Ворбас (Шенкурский район), в трех километрах от трассы М-8, стоит старинный каменный храм Вознесения Господня. К нему прорублена дорога, сохранность церкви прекрасная, только крыша протекла. Что делать? Во-первых, надо включить в предложения Архангельской области Министерству культуры РФ проведение противоаварийных работ на этом памятнике федерального значения, отремонтировать крышу. Второе - разработать проект областного закона, привлекающий инвесторов из Архангельска, Москвы, Петербурга в заброшенные деревни. В законе простым языком написать про льготы на подключение к электричеству, его тариф, землеотвод, дорожное строительство - только селитесь и поддерживайте деревню. Если жизнь затеплится у стен церкви - ее спасут!

Житель каменных джунглей придет восстановить душевное равновесие на Русском Севере, половить рыбу, сходить на охоту. У нас есть красивые, но пустующие места. Множество людей с деньгами хотят построить дом в красивом месте. Задача властей - «срастить» первое со вторым.

Какими бы щедрыми ни были благотворители, это в большинстве своем разовая помощь. Благотворительность - порыв души, иногда он есть, иногда нет, а поддерживать памятники надо ежедневно. Только власть может «дирижировать» областными, федеральными, благотворительными ресурсами, разрабатывать программы, определять приоритеты, графики участия. Печально, но все 600 деревянных церквей не получится спасти, зато на 100 из них при концентрации «политической воли» реально еще провести противоаварийные работы, а 30 - восстановить в ближайшие десять лет. К сожалению, такого «дирижирования» не видно.

Еще одно наблюдение - большинство северян не знают истории места, где живут. На Пинеге, в Шотовой Горе, стоял дом богатого заводчика и купца Северьяна Кыркалова, который дружил с отцом Иоанном Кронштадтским. По просьбе святого купец построил в Шотовой Горе светлую каменную церковь - она сохранилась. В 1918 году дом Кыркалова реквизировали и грабили всей округой три дня! Я спрашивал местных: где был дом Кыркаловых? Ни один житель не смог ответить, кто такой Кыркалов и где стоял его дом!

Либеральные СМИ с 1991 года вбивали в наши головы, что Российская Федерация - молодое государство, 27 лет от роду. А чтобы это легче вдалбливалось, искажалась история, ее замалчивали. Почему люди уезжают? В том числе потому, что не знают прошлого своей земли. Они не знают, кем и чем гордиться, на чью славу опереться. Нужно сказать спасибо губернатору Игорю Орлову и архангельским ученым, создающим учебник истории края. Крепнет интерес людей к своим истокам, местные жители собирают крупицы информации, все больше появляется народных музеев в деревнях - они становятся окнами в прошлое. Опять же областной власти надо принять закон о таких музеях, поддержать - потому что в федеральном законодательстве о музейной деятельности все регламентировано или запрещено.

Сельская местность сейчас возрождается за счет горожан. Мы все вышли из деревни - я вот недавно обнаружил в Госархиве Архангельской области, что мои корни по бабушке из деревни Уна Онежского района и что они прослеживаются до 1685 года. Радоваться жизни в асфальтовых джунглях не получается, а на природе получается и даже очень. В этом залог, что деревня не погибнет под ударами мегаполисов и очередных реформаторов.

Владимир Станулевич

Материал опубликован в "Вестнике Архангельской митрополии" №3 за 2018 год

 

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Станулевич
Все статьи Владимир Станулевич
Последние комментарии
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
04.11.2024 16:13