Находки и утраты

Монашеское облачение XVI века и останки 40 монахов

0
614
Время на чтение 5 минут
Фото: regnum.ru
Источник: Regnum
Многолетний опыт георадарных исследований, сотрудничества с археологами Института археологии РАН имеет Архангельская митрополия, и на вопросы ИА REGNUM ответил благочинный монастырей Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский).

Антирелигиозная кампания 1918−1920-х годов привела к уничтожению практически всех захоронений святых. Если их мощи хранились в раках, шансов уцелеть не было — только если священник и прихожане прятали их. Но следы спрятанных останков святых всегда терялись. Мощи святых имели шансы, если находились под землей, как святой преподобный Антоний Сийский. После 1991 года возрождение православия подняло волну поиска святых останков. Их искали по чердакам, копали без археологов и с ними. В единичных случаях святые открывались, в большинстве раскопки заканчивались ничем — что не снижало желания священников и прихожан продолжать поиски. Многолетний опыт георадарных исследований, сотрудничества с археологами Института археологии РАН имеет Архангельская митрополия, и на вопросы ИА REGNUM ответил благочинный монастырей Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский).

Владимир Станулевич: Что значат мощи святого мощи для православного человека?

Игумен Варлаам (Дульский): Почитание мощей — древнейшая церковная традиция, живая по сей день. Как и почитание икон, это важная часть православной культуры. Можно привести примеры особо любимых нашим народом святых, к мощам которых всегда стоят очереди. Наверное, самый известный русский угодник Божий — преподобный Сергий Радонежский. Со всей страны люди едут в Сергиев Посад, чтобы приложиться к его мощам. Есть множество свидетельств о чудесах, происходящих по молитвам к преподобному Сергию и к другим святым. Самые разные люди почитают святые мощи, и многие получают от Бога исцеление от недугов и утешение.

Владимир Станулевич: Церковная археология — в основном это исследования захоронений подвижников Церкви, поиск мощей святых. Светские люди говорят — пусть святые лежат в могилах, зачем их тревожить?

Игумен Варлаам (Дульский): Позвольте отметить, что церковная археология — это очень обширная область знания, она не сводится к поиску и исследованию захоронений. Как и в любой сфере, в церковной археологии есть специфические методы, подходы и принципы. Есть специалисты, которые владеют всем необходимым для проведения исследований и интерпретации результатов. Запрос на труд профессионалов в этой области сегодня есть, и Церковь обращается к ним за помощью в тех случаях, когда в этом есть необходимость.

Некоторое время назад в Антониево-Сийском монастыре проходили поиски погребений насельников обители. Изыскания были вызваны тем, что в обители шли восстановительные и реставрационные работы, обустраивалась территория, и было удобно и логично провести поиски возможных захоронений. Так бывает не всегда и не везде. На мой взгляд, любая археологическая работа должна организовываться тогда, когда есть необходимые условия, и только в том случае, если ничего ей не препятствует.

Владимир Станулевич: Так надо искать и исследовать или не надо?

Игумен Варлаам (Дульский): Давайте подумаем, кому надо и зачем надо? Церковь с первых веков своей истории почитает мощи угодников Божиих как святыни. Особое отношение к останкам подвижников связано с взглядом на тело человека как на храм Святого Духа, на сосуд благодати Божией. Это учение основано на Священном Писании, и почитание мощей было утверждено в VIII веке Седьмым Вселенским собором. Благоговейное отношение к мощам праведников — это важная часть живой церковной традиции по сей день.

Есть прекрасная добродетель — трезвомыслие, она противостоит «ревности не по разуму», которую люди склонны проявлять даже в тонких духовных вопросах. Экзальтированно искать мощи, невзирая ни на что, или бегать по монастырям со страстным желанием приложиться к как можно большему количеству святынь — это нездоровая, с моей точки зрения, религиозность, очень далекая от подлинной церковной традиции и от гармоничной духовной жизни. Мы поклоняемся Богу «в духе и истине», поэтому внешние, материальные, обрядовые формы должны занимать положенное им место, не заслоняя «единого на потребу».

Владимир Станулевич: В России после 1991 года есть находки святых мощей с помощью археологии?

Игумен Варлаам (Дульский): Да, такие случаи есть.

Владимир Станулевич: Это успехи. А как вы относитесь к неудачам — например, искали и не нашли. Это неуспех или выполненный долг, чем бы ни закончился?

Игумен Варлаам (Дульский): Мне кажется, нельзя превращать обследование места в поисковую операцию по розыску мощей во что бы то ни стало. Археологические работы должны готовиться очень ответственно, особенно если они планируются на территории монастырей или храмов. Должны быть максимально изучены архивные материалы и определено наиболее вероятное место поиска, потому что нет возможности снова и снова возвращаться к раскопкам. В противном случае теряется смысл «обретения мощей».

При этом замечу, что любое исследование может принести добрый плод. Например, когда в Троицком соборе Сийского монастыря изучали предполагаемое место захоронения основателя обители преподобного Антония, его мощи не обрели. Однако были найдены очень важные артефакты — возможная часть закладного бруса Троицкой церкви, построенной при основателе монастыря, захоронение его сподвижников, братии. Подобные находки помогают узнавать историю, она перестает быть абстрактной, когда видишь перед собой реальные вещи из прошлых столетий. Я помню, каким для нас, для братии монастыря, это было важным событием. Всем, кто тогда потрудился, я очень благодарен, и особо благотворителю Владимиру Ярославовичу Крупчаку, без помощи которого наши замыслы остались бы на бумаге.

Владимир Станулевич: Когда обсуждался вопрос, проводить ли раскопки в Антониево-Сийском монастре на месте захоронения святого Антония, Вы сказали, что это нужно сделать, даже если в братии будут мнения, что не надо трогать захоронения…

Игумен Варлаам (Дульский): Конечно же, речь шла не о пренебрежении мнением братии, а о том, что необходимо разъяснить насельникам особенности предстоящей работы и уладить возможные разногласия. Изыскания велись по благословению правящего архиерея, и мы понимали, что такие исследования стоят дорого, поэтому провести их силами обители было бы невозможно.

Владимир Станулевич: Антропологи тогда исследовали около сорока останков, найденных во время земляных работ на территории монастыря. Где сейчас они и ждет ли их захоронение?

Игумен Варлаам (Дульский): В монастыре действует церковно-археологический кабинет, который отвечает за сохранение артефактов и обретенных останков монахов. По мере того, как территория монастыря будет обустроена, останки захоронят.

Владимир Станулевич: Во время раскопок в Антониево-Сийском монастыре было обнаружено уникальное по сохранности монашеское облачение XVI века. Его отдали на реставрацию, тогдашний архангельский губернатор Игорь Орлов просил вернуть его в область, но этого пока не произошло. Что по этому поводу считает Церковь?

Игумен Варлаам (Дульский): Не могу говорить за всю Церковь, но, на мой взгляд, церковные святыни и реликвии по возможности лучше хранить в монастырях или храмах. Наверное, было бы уместно это облачение, когда оно окажется в областном краеведческом музее, передать в музей Сийской обители.

Владимир Станулевич: По поиску захоронения святых Антония и Феликса Корельских у Николо-Корельского монастыря в Северодвинске — в свое время мэр Северодвинска Михаил Гмырин обещал собрать средства на раскопки, но не смог. Надо успокоиться или идти дальше?

Игумен Варлаам (Дульский): Подобные вопросы решаются только в конструктивном спокойном взаимодействии епархии, региональной и муниципальной власти и общественности. Архангельская епархия всегда поддерживала созидательные инициативы, исходящие как от руководства области и города, так и от неравнодушных граждан и общественных объединений.

Владимир Станулевич
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Варлаам (Дульский)
Монастыри - красивое богослужение, гостеприимство и духовная трезвость
Выступление игумена Варлаама (Дульского) на конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 24-25 сентября 2019 года)
01.10.2019
Все статьи Игумен Варлаам (Дульский)
Владимир Станулевич
Все статьи Владимир Станулевич
Последние комментарии
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Новый комментарий от ms
18.12.2024 07:50
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Альбина Волкова
18.12.2024 07:31
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Валерий
18.12.2024 07:31
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Ал
18.12.2024 07:16
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.12.2024 07:10
Запад работает на раскол научного пространства стран СНГ
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 06:25
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
18.12.2024 06:21