Педагогика Афона

Александр Сергеевич Пушкин 
0
712
Время на чтение 10 минут

В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон? Об этом - наш разговор с доктором философских наук, профессором, заслуженным деятелем науки России Константином Михайловичем Долговым.

- Константин Михайлович, одна из ваших книг - «Восхождение на Афон» - посвящена духовному пути русского мыслителя, дипломата Константина Николаевича Леонтьева, принявшего монашество под именем Климент. В чем, на ваш взгляд, состоит воспитательное значение Афона?

- В 2016 г. мы вспоминали 1000-летие присутствия русских монахов на Афоне. По документу - это так, хотя на самом деле русские поселились на Святой Горе гораздо раньше, и они действительно осуществляли духовное подвижничество в самом высоком смысле слова. И чем дальше развивается человеческое общество, тем большее значение приобретает Афон - как духовный центр мирового уровня, хранящий, вырабатывающий высшие духовные идеалы и ценности. И в этом смысле вся та гигантская работа, которая проводилась и проводится подвижниками Афона, изначально носит педагогический характер. Но не в узком смысле слова, когда мы рассматриваем педагогику как науку об образовании и воспитании, а в самом широком, универсальном понимании, когда богооткровенные истины ложатся в основу критериев, ценностей, и, если можно употребить в этом случае термин «универсальных моделей» - образования и воспитания человека.

Русские монахи на Афоне

Русские монахи на Афоне

«Безумно критиковать воспитателя»

Если мы откроем священные книги разных народов - Новый, Ветхий Завет, учения Будды, Конфуция, то увидим, что опыт, мудрость и все самое высшее, что вырабатывает человечество, передается от человека к человеку, причем лично, а не просто, как сейчас, через какую-то трансляцию средств массовой информации. Возьмите индусов, древних египтян, народы, которые жили в Двуречье, - все у них персонифицировано, поименовано: такой-то учился у такого-то великого гуру, мыслителя, философа, духовного подвижника, а у него - следующий. В Древней Греции у Сократа учился Платон, у Платона - Аристотель и т.д.

В иночестве духовный руководитель, духовник также - личностно - направляет монаха на праведный путь. Самые великие представители иночества, умные, талантливые, беспрекословно воспринимали то, что исходило от духовника. С древних времен считалось, что отношения «учитель - ученик», «воспитатель - воспитанник» не терпят никакой критики. Учитель, духовник, воспитатель - это представитель Бога на земле, он передает не свое, личностное, а Божественное слово.

Сегодня - распространенная картина, когда ученик делает критические замечания в адрес учителя. Раньше это было исключено. Не потому, что люди не понимали, что у ученика может быть свое мнение, а именно потому, что учитель - это человек, передающий сокровенное знание свыше.

Мельница Силуана Афонского

Мельница Силуана Афонского

Еще более строго относились к воспитанию. Критическое зерно вызывает недоверие, это рушит все то, что воспитатель несет как личность. Бессмысленно, безумно критиковать воспитателя.

В качестве примера можно привести родителей. Мать, отец, если нет чужеродного влияния, для ребенка абсолютны, это первообразы, ничего другого ребенок до определенного возраста не знает. Их слова - истина в последней инстанции. И так должно быть - до тех пор, пока дети не станут зрелыми, взрослыми, воспитанными, образованными, подготовленными для самостоятельной деятельности.

В Древней Греции до 35 лет молодые люди могли только учиться, не имея права выступать публично. Почему? По той же причине: для выступлений человек должен был созреть. А если этого пока не произошло, если человек недостаточно воспитан, образован, то его выступления могут нанести огромный ущерб - и ему лично, и обществу.

Ошибаются педагоги и политические деятели, которые настраивают молодых людей на критическое восприятия в сфере образования, воспитания. Истоки нигилизма, анархизма, нравственной распущенности лежат в критицизме, который возникает у недостаточно образованных и недостаточно воспитанных людей.

Ксилургу - икона Сладкое лобзание

Ксилургу - икона Сладкое лобзание

Подобное исключено на Афоне, не только тогда, когда инок беспрекословно подчиняется, возрастая под непосредственным руководством старца, но и впоследствии, когда он сам становится монахом, начинает самостоятельную деятельность. Он все равно следует святоотеческой традиции, учению святых отцов, которые остаются для этого человека педагогами, великими людьми, от которых исходит добро. С их помощью можно совершенствоваться, они позволяют не сбиться с пути. Предание Церкви, святоотеческое наследие, традиции - все это имеет исключительно важное значение.

Святая простота

- То есть каждый духовник является педагогом?

- Больше того: духовное наставничество несравнимо глубже, шире, утонченнее, возвышеннее того, что мы называем педагогикой, которая в современном понимании имеет узко прагматический, практический характер. Здесь же схватывается суть человеческой души, призвания, человек получает самое глубокое универсальное воспитание и образование, следуя по пути совершенствования в нравственности, морали, религиозности, возводя все вещи к Богу.

Константин Николаевич Леонтьев - один из самых образованных людей своего времени, выдающийся мыслитель, свободный ум, писал: «Я с сыновней покорностью подчиняю свой ум моим духовным отцам, Афонским монахам... Я смиряю свой ум перед их мудростью, истинной духовностью, святостью... Мой ум ничего не значит по сравнению с тем, чем они обладают».

Андреевский скит-костница

Андреевский скит-костница

Леонтьев жил некоторое время в Оптиной пустыни и свои гениальные работы написал с благословения старца Амвросия Оптинского, получая его духовные наставления. Что значит самый великий человеческий ум по сравнению с мудростью духовной?

- На эту тему существует интересное святоотеческое высказывание: есть человек умный, есть мудрый, есть премудрый, а над всем этим - святая простота.

- Действительно, Леонтьев - и врач-естествоиспытатель, и настоящий писатель, и мыслитель-философ, эстетик, дипломат - выдающаяся во всех отношениях личность. И вдруг такое признание незначительности человеческого разума по сравнению с тем священным знанием и опытом, которыми обладают Афонские старцы, подвижники других монастырей!

Афон как центр образования и воспитания

Сегодня мы живем в эпоху огрубления, одичания, озверения человечества. За XX век мир пережил две большие войны, сейчас балансирует на грани третьей мировой войны. Что дает современное обучение, воспитание? Мы видим чудовищные пороки, пренебрежение к вере, отвержение Бога, циничное отношение ко всему святому, священному. Несмотря на рост объема научных знаний, развитие культуры, образования ощущается невероятный голод по высокой духовности, священному.

В советское время буквально за два-три десятилетия была создана великолепная светская культура мирового уровня. Но чего не хватало произведениям советских художников, живописцев, писателей, поэтов? Не хватало святости, веры как таковой. Конечно, в этих произведениях проглядывали традиции, и поэтому это была величайшая культура.

- Но европейская школа, не говоря уже о русской, всегда была теснейшим образом связана с Церковью, родилась в ее недрах. Когда и почему началась секуляризация воспитания, отделение школы от Церкви?

Константин Долгов на Афоне

Константин Долгов на Афоне

- Разные формы протестантизма привели к развитию критицизма сначала на уровне теоретических учений, а затем и в реальной жизни. Перед французской революцией Вольтер сказал о Церкви «уничтожьте эту гадину». Гегель провозгласил «Бог умер». Ницше повторил эту фразу. Я не говорю уже о Марксе, Энгельсе, большевиках, которые повели открытую борьбу против любой религии, вплоть до уничтожения храмов, священнослужителей, глумления над тем, что народы считали святым и священным. Как можно в таких условиях говорить о каком-либо воспитании? Но народ остается народом, он по-прежнему верил в Бога. Неслучайно Сталин в 1943 г., в разгар Великой Отечественной войны разрешил открывать духовные школы, храмы, это был серьезный шаг со стороны советской власти, и это помогло.

Современная педагогика в деле образования и воспитания должна многое брать из сокровищницы Афона и святоотеческой традиции. Модель общественной жизни отработана в афонских общежительных монастырях - смотрите, как люди должны общаться, сотрудничать, воспитывать молодежь. Существуют уставы монастырей. Вспомним, что у нас на Руси Преподобный Сергий Радонежский считал одной из главных задач возведение монастырей как центров общежительства, образования и воспитания. Благодаря новым обителям страна не просто осваивала земли - она становилась все более сплоченной, образованной и культурной. Дело Преподобного продолжили его ученики и последователи. Русь покрылась густой сетью монастырей - духовных центров образования, воспитания и сплочения народа.

Еще раньше - во времена святого равноапостольного князя Владимира - в одном только Киеве было открыто более 40 учебных заведений, где изучали древне¬греческий язык, латынь, церковно¬славянский. Это были первые центры подлинного духовного образования и воспитания.

- Сегодня в России есть подобные центры?

- Я неоднократно беседовал с учащимися Духовной семинарии в Калуге. Ее ректор - владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский. Ничего, кроме восхищения, студенты не вызывают: русский язык - чистый, благородный; поведение, жесты, манеры, одежда, весь внешний и внутренний облик свидетельствуют о прекрасном воспитании молодых людей, они просто светятся! То же самое - учащиеся Московской духовной академии.

Думаю, что лучшие образцы духовного образования и воспитания, традиции, которые сохраняет и развивает Афон, должны оказывать влияние на все светские учебные заведения России. И все великие русские педагоги - Ушинский, Рачинский, Макаренко и многие другие - черпали свои знания из этого истока, который генерирует высшие духовные ценности и идеалы.

Добрая традиция возрождается

- А как практически сегодня можно продолжать эту традицию?

- Все упирается в воспитателей. Должны быть критерии отбора будущих преподавателей и воспитателей. Здесь важно призвание: не всякий может быть монахом, священником, ученым, педагогом. Не все способны, а некоторым это просто противопоказано. Простая вещь - настоящий монах, священник отличается даже внешне (не говоря уже о внутреннем мире) от светского человека: он более благообразный, благожелательный, добрый, открытый, от него веет благодатью.

Сегодня в школе начали преподавать Основы православной культуры. Это хорошо, но нужны квалифицированные кадры. Иногда учитель говорит, и дети замирают, сказанное захватывает. А если материал излагается скучно - ученики не знают, чем им заняться.

Но и родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети изучали православие. Простой пример. Зайдите в любой музей: если человек не знает своей веры, не знаком с содержанием священных книг, что скажут ему великие произведения? А если он знаком со Священным Писанием, то при встрече с картинами великих мастеров он будет потрясен, получит новые ощущения, новые стимулы для творчества, для развития. А многие родители этого не понимают, потому что сами недостаточно образованы и воспитаны. Человек, не знающий Ветхого, Нового Завета, не образованный религиозно, духовно, не поймет искусства, классической музыки, литературы - Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Лескова, да и всего искусства в целом. В лучшем случае он усвоит произведения поверхностно.

Все великие русские философы были глубоко религиозными, верующими. Как человек, не имеющий религиозного образования, поймет Соловьева, Лосского, Бердяева, Франка и других? А это суть достижений всей человеческой мысли. Ребенок должен получать религиозное образование и воспитание в детском саду, в школе, в вузе. И родители должны понимать необходимость этого.
Недавно открылась кафедра теологии в МИФИ. Это хорошо. Но где у нас богословские факультеты? В нашей стране ощущается огромная нехватка высокообразованных богословов.

Церковное, религиозное воспитание сегодня просто необходимо. Откуда проистекают грубые отношения в семье, дикость в обществе - убийства, бандитизм? Когда человек воспитан в вере, он знает, что нельзя грешить: произносить грубые слова, оскорблять, лгать, завидовать, возносить себя, нельзя плохо относиться к живой и неживой природе и т.д. Неслучайно детей с младенческих лет воспитывали в страхе Божием, ибо страх Божий - начало премудрости.

В настоящее время на первое место зачастую ставят прибыль, выгоду, деньги. А с религиозной точки зрения деньги - ничто, оскорблять, тем более убивать из-за денег - это чудовищно и преступно. Чтобы человек не совершал столь греховные деяния, его надо с младенческих лет воспитывать в духе любви к другим людям, в духе добра и милосердия.

Наш Спаситель Иисус Христос совершил величайшую в истории человечества революцию, когда произнес в Своей Нагорной проповеди удивительные слова:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43-45).

 

- Константин Михайлович, в свое время вы возили своих сыновей на Афон, в другие святые места. Какие впечатления выносили дети из этих мест?

- Я помню, как меня со всей семьей пригласили на остров Патмос, когда праздновалась юбилейная дата Апокалипсиса Иоанна Богослова. По преданию, Апокалипсис написан в 68 г. н.э. Собрались богословы со всего мира. Сын Александр прослушал выступления, потом побывал на том месте, где святой Иоанн Богослов писал Апокалипсис, - пещера эта из гранита, потолок в ней треснул в форме креста во время землетрясения или грозы. Над пещерой возвели храм. Остров Патмос небольшой, вулканического происхождения. На нем есть все - и пустыня, и горы, и озера. Интересно, что во время нашего пребывания на острове мы постоянно ощущали какое-то внутреннее беспокойство, тревогу и в конце концов сделали вывод, что, может быть, именно поэтому только здесь и могло быть написано такое уникальное произведение, как Апокалипсис.
Сын пережил потрясение, которое трудно описать и забыть. После этого он дважды был на Афоне и испытал столь же сильные и незабываемые ощущения. В такие места необходимо по возможности брать с собой детей. Конечно, там не нужны автобусы с толпами паломников. Важна индивидуальная работа: если муж едет на Святую Гору - пусть возьмет с собой сына. Афон оказывает в высшей степени благородное образовательно-воспитательное воздействие на душу человеческую.

- Можете посоветовать какую-то литературу, фильмы об Афоне?

- В Калуге, например, выходит замечательный журнал для детей и юношества «Кораблик» (издание Свято-Пафнутьева Боровского монастыря), и один из его последних номеров посвящен Афону. Восемь серий фильма о Паисии Святогорце режиссера Александра Куприна тоже надо показывать молодежи. Да и любой фильм об Афоне будет полезен, ибо, кроме добра, ничего другого он не принесет.

Беседовала Ольга Каменева

http://pokrov.pro/pedagogika-afona/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Михайлович Долгов
Все статьи Константин Михайлович Долгов
Ольга Каменева
Все статьи Ольга Каменева
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 19:43
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
27.12.2024 19:23
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
27.12.2024 18:37
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Рабочий
27.12.2024 18:22
Важные решения Священного Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 18:22