О хуторянских корнях украинского национализма

Рецензия на сборник «Украинский вопрос в русской патриотической мысли»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1071
Время на чтение 5 минут

Российская читающая публика весьма слабо знакома с историей так называемого «украинского вопроса» (а таковой, увы, является подавляющее большинство читателей). Несмотря на то, что украинская проблематика как минимум с 2004 года (время первой «оранжевой» революции) привлекает самый повышенный интерес в России, о территории, именуемой Украиной, и об истории населяющего её народа мы знаем поразительно мало. Вдвойне прискорбно, что с весны-лета 2014 года, когда на Украине началась и ведётся гражданская война у нас не предпринято практически ничего для сокращения постыдного дефицита научных знаний об украинстве. Если в нашей стране и имеются центры украинистики, то, как правило, они имеют тесные связи с бандеровским и, вообще, националистическим движением на Украине и спонсируются украинским государством (таковы «культурно-просветительские организации» украинцев на Дону, на Кубани, в Москве, в Сибири и др. регионах страны). Таково более чем печальное положение дел с украинскими штудиями в России.

Даже у патриотического читателя знакомство со сборником статей и эссе, озаглавленному «Украинский вопрос в русской патриотической мысли» вызовет настоящий культурный шок. Думаю, не ошибусь, сказав, что большинством нашего общества Украина и украинцы воспринимаются братской страной и народом, временно заблудшими в результате злокозненной пропаганды. Тем удивительней будет узнать, что корни украинской проблемы гораздо глубже, а причины - сложнее. Генезис и развитие украинофильства (позже эволюционировавшего в разные версии украинского этнонационализма) происходило двумя параллельными и оппонирующему друг другу путями. Первой, наиболее известной, было галицкая версия, активно поддерживаемая польскими кругами Австро-Венгрии (теме, коей в сборнике посвящен ряд публикаций, в частности, статья известного деятеля и теоретика славянского движения В.И. Ламанского). Другая версия раннего украинофильства - малороссийская (надднепрянская), то есть, возникшая в малорусских губерниях Российской империи в 40-е годы XIX века, известными представителями которой были такие деятели, как поэт Тарас Шевченко, историк Николай Костомаров, писатель Пантелеймон Кулиш. Российскому читателю мало известно, что обе эти версии украинофильства находились друг с другом в откровенной вражде, во многом объяснявшейся различными политическими и церковными ориентациями (австрийская ориентация у галицких украинцев, греко-католиков по вероисповеданию и более сложная политическая ориентация у православных малороссийских украинцев - от идеи автономии Украины в составе Российской империи до «воссоздания» независимого  украинского государства). Позднее, в годы Гражданской войны в России эти идеи получат недолгое воплощение в виде Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики. Причем УНР откровенно предала ЗУНР ради заключения союза с Пилсудским, позволив тому поглотить галицкую республику - факт, о котором очень не любят вспоминать на Украине, где насаждается мифология «акта Злуки», то есть, соединения УНР ЗУНР в единую соборную украинскую державу.

Но сколь бы глубоко не различались по генезису и важным деталям две версии украинофильства (украинского этнонационализма), они едины в одном. Как ни парадоксально это звучит, эта общая - и главная, на наш взгляд, их черта - отнюдь не русофобия. Точнее, русофобия является одной из общих фобий, разделяемой западно- и восточноукраинской версиями украинского национализма. К примеру, галицкий (западноукраинский) национализм на первом этапе своего существования (примерно до начала 1940-х гг.) главного своего врага видел в Польше и поляках. А сичевые стрельцы из Украинской Галицкой армии в годы Гражданской войны на Украине одно время даже воевали в составе Добровольческой армии генерала Деникина. Поэтому русофобия - лишь одна, на данный момент, правда, наиболее осязаемая фобия украинского этнонационализма, наряду с исторически укорененными и «спящими» до поры до времени видами фобий: полонофобией, семитофобией, мадьярофобией. Украинский национализм видит врагов по всему периметру границ «соборной Украины».

Пожалуй, главное впечатление от украинофильства, которое создаёт ознакомление со сборником «Украинский вопрос в русской патриотической мысли» заключается всё же в другом. Корень украинофильства - в его крайнем провинциализме, точнее, деревенскости. Представляю, как забавно было читать Белинскому, критику, популяризировавшего Пушкина и открывшего России Достоевского безграмотные вирши «кобзаря» Шевченко. Возникшее как политический инструмент раскола Российской империи изнутри в рамках австро-немецкой и австро-польской партий (галицкая версия) и как общая мода на местечковость (на волне общеевропейского увлечения романтическим национализмом) в его малороссийской версии украинофильство поражало своей интеллектуальной и культурной убогостью. В самом деле, смешно сравнивать певцов немецкого или даже польского романтичного национализма, за которыми стояли века культурной работы и государственного строительства, с «иконой» украинского национализма Тарасом Шевченко. На мой взгляд, акцент на культурной и политической вторичности (или даже третичности) украинофильства - большая заслуга  составителей сборника. Украинское национальное сознание так и не избавилось - и вероятно не в силах избавиться - от хуторского мышления. Поэтому культурные украинцы становились культурными русскими (то есть, возвращались в единую русскую семью), либо поляками, если соображения культурной близости преобладали над фактором этнического единства.

Читатель, впервые взявший в руки сборник об истории украинского вопроса, будет поражен. И вместо зомбированного своего (либо злокозненного русофоба - в зависимости от представления о сути украинства) он увидит дикаря, варвара. Не варвара Тацита в зените своей первобытной силы, а скорее, хуторянина, обделенного доступом к материальным благам цивилизации, и испытывающим жгучую ненависть ко всем, более него преуспевшем в получении земных благ. Украинский национализм - это вовсе не бунт против русскости; в той же мере это бунт и против польскости. Это бунт хуторянина против городской культуры и цивилизации. Архетип украинского националиста - «резун»-гайдамак или резун-бандеровец. Но корни того и другого лежат в политической и культурной порабощенности Юго-Западной Руси. Лишенный подлинной элиты (ибо князья-рюриковичи, населявшие Западную и Юго-Западную Русь, сплошь окатоличились и ополячились), народ Малой Руси сражался против Речи Посполитой имея в качестве вождей казацкую старшину, полюса которой - героизм и предательство, а часто то и другое вместе. Зато попадая в разряд элиты подлинно имперской (будь то в Речи Посполитой или в Российской империи) малороссы становились подлинными строителями Империи. Наверное, не случайно, что одним из самых выдающихся певцов Империи в России был (наряду с Пушкиным) малоросс и потомок казацкого рода Гоголь. 

В качестве небольшого замечания (или пожелания на будущее) хотел бы отметить слабую представленность в сборнике работ авторов малорусского и галицко-русского происхождения. Ибо именно эти авторы в силу лучшего знания предмета первыми начали культурную и политическую борьбу против хуторского по сути и разрушительного по последствиям украинофильства. Интересным поворотом темы могла бы стать реконструкция образа Тараса Бульбы в творчестве Н.В. Гоголя. Проследить трансформацию этого образа от вполне себе «украинского», то есть, хуторского к русскому и имперскому - это проследить культурную эволюцию самого Гоголя. «Украинского» автора, переведенного на украинский язык в 2005-м году.

Выражаем признательность составителям и издателям интереснейшего сборника, и желаем им продолжить работу над столь плодотворной нивой.

* Сборник «Украинский вопрос в русской патриотической мысли». Составление, предисловие, послесловие и примечания: д-р ист. наук, проф. Минаков А.Ю. - М.: Книжный мир, 2016. - 800 с.  

Эдуард Попов, доктор философских наук (Ростов-на-Дону)

http://www.voskres.ru/bratstvo/popov1.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эдуард Попов
Все статьи Эдуард Попов
Александр Сергеевич Пушкин
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Несвятой Святой престол и Азербайджан
Новый комментарий от Калужанин
15.09.2025 19:50
Как акт примирения и единения страны
Новый комментарий от Константин В.
15.09.2025 17:35
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
15.09.2025 16:17
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
15.09.2025 16:01
Резонансное убийство в США
Новый комментарий от Русский танкист
15.09.2025 15:11
«Извергается из священного сана»
Новый комментарий от Владимир С.М.
15.09.2025 13:37