Колоссальная ресурсная база и низкий уровень ее освоения. Широкие транзитные возможности и недостаточно полное их использование. Крупные газодобывающие и газоперерабатывающие проекты и усредненный уровень газификации в 10%. Речь идет о Карелии. Эти и другие ее проблемы обсуждались в Торгово-промышленной палате РФ в Москве на форуме-презентации инвестиционного потенциала республики.
Чего только нет в карельских недрах! Это - и бокситы, и руды цветных металлов, железная руда, фосфориты, целебные минеральные воды торф. А еще - богатейшие запасы гидроэнергии и древесины.
Целлюлозно-бумажная и железорудная отрасли региона, созданные в советский период, по-прежнему остаются локомотивами социально-экономического развития республики. А вот сфера промышленного развития - пока ещё, в основном, в планах.
По ресурсам Карелия может обеспечить гидроэнергией и свои потребности, и многих соседних областей, но лишь недавно были построены две новые среднемощные ГЭС (после почти 40-летнего перерыва). «В середине октября, - сказал автору глава республики Александр Худилайнен, - началось строительство гидроэлектростанций («Белопорожский каскад») в центральном районе Карелии. В финансировании этого проекта участвуют Банк БРИКС и китайские инвесторы. Эти ГЭС способны почти полностью обеспечить Карелию дешевой электроэнергией. Дальнейшее освоение гидроэнергопотенциала региона наряду с развитием геологоразведки, транзитной инфраструктуры, лесопереработки и курортно-туристического сектора - среди приоритетных экономических направлений в республике».
Напомним, что еще в начале 1950-х была разработана программа масштабного развития в Карелии гидроэнергетики и цветной металлургии, а также железнодорожной сети с новыми выходами в соседнюю Финляндию. Более того, в середине 1940-х - начале 1950-х был и проект соединения Беломоро-Балтийского канала и, значит, Волго-Балтийской водно-транспортной системы по внутренним водным путям Суоми до ее северобалтийского порта Оулу у финско-шведской границы. Но эти проекты после 1953-го законсервировали.
Республика в тот период была Карело-Финской ССР (КФССР), а всё более активное экономическое развитие Финляндии в 1950-х - 1960-х гг. требовало, скажем так, национально-адекватного ответа с советской стороны. При этом в республике доля самих карелов и родственных им этносов в общей численности населения региона не превышала и сегодня не превышает 30% против 60-65% русского населения.
Карело-Финская ССР существовала с 31 марта 1940 г. по 16 июля 1956 г. Затем она стала АССР в составе РСФСР, но после Великой Отечественной войны первые крупные иностранные инвестиции в экономику СССР в начале и середине 1950-х были, прежде всего, финскими, а также шведскими.
Кстати, финские инвестиции и сегодня составляют почти 60% в зарубежных капиталовложениях. Эта тенденция, начавшаяся еще в 1950-х, не могла не усиливать комплексное присутствие Финляндии в Карелии.
Сближению способствовало и этно-культурное родство финнов с карелами. Тогда центральные власти решили понизить административно-правовой статус Карелии. В Финляндии и Скандинавии понимали, почему это сделано. Но когда по инициативе Швеции в начале 1952-го был создан общерегиональный таможенно-экономический Северный совет (в составе всех стран Северной Европы), скандинавы предложили СССР быть ассоциированным участником этого объединения, причем с ассоциированным участием в нём от имени СССР - Карело-Финской республики.
СССР и лично Сталин поддержали создание Северного совета. Но хрущевское руководство решило вопрос иначе, понизив статус Карелии. С тех пор ее экономическое развитие ограничивалось алюминиевой, целлюлозно-бумажной промышленностью, добычей железной руды (минимум, половина ее добычи шла и идет на экспорт), местного стройсырья и курортно-лечебного сектора. Кстати, именно в Карелии, недалеко от Онежского озера, еще в начале XVIII века Петром I был основан первый в России минераловодческий курорт («Марциальные воды»). Но эта сфера в республике до последнего времени развивалась медленно, фрагментарно или, как говорят современные эксперты, малосистемно.
На форуме были представлены крупные проекты в туристическом и лечебном секторах, охватывающие большую часть территории региона. Некоторые проекты уже реализуются в южном и восточном районах Карелии с участием финских инвесторов. Есть еще алюминиевая отрасль - одна из старейших в республике, прежде всего, Надвоицкий алюминиевый завод, один из крупнейших в Северной Европе в 1970-х - середине 1980-х. Но известные проблемы последующего периода в стране привели к его серьезному спаду производства в начале 2000-х. Но в рамках российской программы импортозамещения недавно начались качественные перемены. Как уточнил автору А. Худилайнен, «в сентябре 2016-го правительство РФ России приняло решение о создании в Надвоицах территории опережающего социально-экономического развития. Это существенно изменит к лучшему социально-экономический климат в районе, тем более что на базе Надвоицского завода будет налажен выпуск современной продукции из алюминия, пользующейся спросом в Карелии, других регионах страны и за рубежом».
Глава республики также отметил, что в среднесрочной перспективе намечено завершить реконструкцию международного аэропорта в Петрозаводске, реконструировать пункты пропуска через границу с Финляндией, привести автодороги, особенно в центральном и северном районах Карелии, в соответствие с современными требованиями. А в сфере энергетики «планируются, в частности, более активное освоение энергопотенциала малых рек, использование местных видов топлива, особенно древесных гранул (пеллет). Кроме того, запланированы «масштабные работы по газификации республики, эта работа уже сегодня весьма активна на Юге Карелии».
Как отмечалось, уровень газификации Карелии едва достигает 10% при 100%-ной газификации Финляндии советским (российским) газом с середины 1970-х.
Вблизи Карелии, т.е. на ленинградских берегах Финского залива, создаются недалеко от Мурманска и Архангельска крупные заводы по переработке газа. А к 2019 г. в Петрозаводске намечено построить среднемощный завод по сжижению газа, что ускорит газификациию республики.
Особо отмечались на форуме транзитные преимущества региона. По словам главы Карелии, ее важнейшие сухопутные и водные артерии соединяют индустриальные регионы России с Мурманским портом и Северным морским путём. Эти коммуникационные преимущества «можно шире использовать для межрегиональных связей в стране и для её внешней торговли».
А. Худилайнен также рассказал автору: «Ещё в 1913-м была организована пробная перевозка по железной дороге из Петрозаводска в приграничную часть восточной Финляндии - в г. Йоэнсуу. По разным причинам этот проект не был реализован, но ввиду более активных экономических связей республики с Суоми и важности для скандинавов, особенно для финской стороны, транзита через Карелию тот же проект, как и планы развития перевозок по Беломорско-Балтийскому каналу, вызывают растущий интерес у обеих сторон. Такое состояние характерно и для проектов железнодорожного сообщения северной и центральной Карелии с соседними районами Финляндии и её балтийскими портами. Причем многие из этих проектов тоже давно разработаны» (в 1960-х - 1970-х гг.).
В последние годы активно развивается в регионе и рыбная отрасль на основе богатейших запасов лососевых, сиговых рыб и других видов рыбосырья. В частности, форелевая красная икра в Карелии производится на базе высокоэффективных экологических технологий, и эта продукция известна не только в России. «В республике, - отмечает ее глава - имеются хорошие перспективы развития и рыбохозяйственного комплекса, включающие проекты по освоению биоресурсов Белого моря».
В последние два-три года в Москве и других мегаполисах страны продаются разнообразные карельские ягоды, грибы (замороженные, охлажденные), мёд, лечебные травы. По экспертным расчетам, производство этой продукции к 2020 году возрастёт минимум вдвое за счёт ввода в действие новых мощностей и хозяйств. Но пока РФ ввозит многие тысячи тонн брусники, голубики, черники, ежевики из Аргентины, Бразилии, Чили, Уругвая, и не только оттуда.
Регион располагает также значительным научно-образовательным потенциалом. Скажем, IT-парк Петрозаводского государственного университета, как подчеркнул А. Худилайнен, «без преувеличения, один из лучших в мире интеллектуальных инкубаторов. И неудивительно, что расширяется его сотрудничество с научными центрами и в России, и за рубежом». Глава Карелии заявил на форуме, что по темпам экономического, особенно промышленного развития республика опережает многие субъекты Федерации.
Заметим в этой связи, что многие нацавтономии России получают больше госбюджетных средств, чем другие регионы страны. Вдобавок у них намного ниже уровень государственного и коммерческого долга.
Дело, прежде всего, в том, что развитие большинства нацавтомий было приоритетным еще с советского периода. Для остальных применялся, как правило, остаточный принцип.
Сохранилась эта тенденция и в 2016 году. Так, субъектами Федерации-лидерами по утвержденным госдотациям на выравнивание местной бюджетной обеспеченности (т.е. по уровню восполнения недостающих бюджетных поступлений) были Дагестан (46,7 млрд руб.), Якутия (свыше 43 млрд руб.), Камчатка (37,5 млрд руб.), Крым (22,3 млрд руб.) и Чечня (22,2 млрд руб.). Русские области Северо-Запада РФ ближе к концу этого списка, Карелия немного выше.
Что касается госдолга регионов, то в 2015-м этот показатель для Карелии составлял около 19,1 млрд руб., а по Мурманской области он был 20,3 млрд. руб., Вологодской - почти 35 млрд руб.; Архангельской - около 33 млрд руб. И если, например, в Карелии планируется создание новых мощностей по рыбопереработке, то в соседней Мурманской области на грани банкротства Мурманский рыбокомбинат, один из крупнейших на территории бывшего Союза, потому что отечественные поставщики реализуют сырье, как и ранее, по более высоким ценам, чем зарубежные, те же норвежские и исландские. Но последние включены в ответные продовольственные санкции со стороны РФ, поэтому их поставки резко упали (они реэкспортируются через внесанкционные Гренландию и Фарерские острова, автономные от Дании). Плюс к тому высокими остаются тарифы на перевозки рыбопродукции (сырьевой и готовой) из Мурманской области, отдаленной от подавляющего большинства других регионов РФ.
В сравнении с Карелией в Мурманской, Вологодской, Архангельской областях хуже и ситуация в АПК. Кроме того, если принять уровень обеспеченности Карелии высококачественными автодорогами и их протяженность за 100%, то, по экспертным расчетам 2016 г., в Мурманской, Вологодской и Архангельской областях этот показатель составляет 65-75%. Уровень газификации территории во всех этих регионах одинаково не высокий.
В Финляндии помнят, что ряд территорий северо-западной России принадлежал ей в 1919-1940 гг., затем с августа 1941 г. до конца 1944-го.
Мы уже отмечали, что финляндские инвестиции преобладают в иностранных капиталовложениях в Карелии, при этом финны, похоже, не оставляют надежд на возвращение якобы «исконно финских территорий» - Выборгского района, части западной Карелии и приарктического порта Печенга (бывший Петсамо).
Эти планы, отмечают карельские, да и финские, СМИ, косвенно реализуются путем скупки, в том числе подставными компаниями или лицами, земель и ряда других объектов недвижимости в бывших «финских» районах.
Участившиеся с 2010 г. в Финляндии опросы населения показывают, что за возращение этих территорий выступает до 40% респондентов. Среди сторонников реванша и известные политики, например, экс-глава парламента Риита Уосукайнен, экс-министр иностранных дел Пертти Салолайнен. Кстати, последний «спрогнозировал», что к 2022 году Россия распадётся, и «территориальный вопрос» будет решён...
Таким образом, на ситуацию в Карельском регионе влияет комплекс факторов, среди которых внешний тоже надо принимать во внимание.