18 мая с.г. Абхазия и Сирия заключили в Дамаске бессрочное Соглашение «О сотрудничестве между сирийскими и абхазскими портами». Оно подписано в рамках официального визита в Сирию делегации Абхазии во главе с её президентом Асланом Бжания. Документ подписали вице-премьер, министр экономики Абхазии Кристина Озган и министр экономики и внешней торговли Сирии Мухаммад Самер Аль-Халиль. Это соглашение проистекает из абхазско-сирийского Договора «О развитии дружественных отношений и экономических связей», заключенного в сентябре 2018 года.
Межпортовое взаимодействие Абхазии и Сирии предусматривает, в том числе, льготные расценки на перевалку грузов сирийско-абхазской торговли, а также реэкспортных, то есть, транзитных, грузов российско-сирийской торговли.
Использование абхазских портов для торговых связей РФ и Сирии выгодно для нас не только ввиду низких расценок на российский транзит через Абхазию. Но ещё и потому, что абхазские порты Сухум и Очамчира более чем на 80 км ближе расположены к черноморско-средиземноморским проливам (Босфор и Дарданеллы) в сравнении с черноморскими грузовыми портами Краснодарского края.
К тому же – в отличие от абхазских портов – упомянутые порты РФ нередко перегружены, как перегружены и железнодорожные подходы к ним.
Что же касается более активного использования крымских портов, то они подпадают под антироссийские санкции Запада. Да и со стороны Турции –только и жди подвоха, поскольку Анкара, напомним, по-прежнему не признаёт российский статус Крыма. Зато порты Абхазии – вне всякого давления извне. К тому же через абхазские порты можно будет наладить торговые связи России с Ираком и Иорданией, которые сегодня осуществляются транзитом через порты Сирии (Банияс, Латакия, Тартус).
Немаловажно и то, что с помощью России в ближайшие годы планируется в рамках инвестиционной программы Абхазии увеличить мощности абхазских портов. Эта программа более чем на две трети финансируется российской стороной. Вопросы её реализации 22-24 апреля с.г. были обсуждены в Москве правительственной абхазской делегацией с заместителем главы Администрации президента России Дмитрием Козаком.
Активное развитие торговых связей между Россией и странами афро-азиатского Средиземноморья также требует наличия крупных мощностей черноморских портов Северного Кавказа РФ и Абхазии ввиду создания в ближайшие год-два зон свободной торговли РФ и ЕАЭС с Египтом и Израилем.
В то же время требуются надлежащие железнодорожные «связки» северокавказских и абхазских портов с примыкающими регионами России. Пока же РФ с портами Абхазии соединяет только одна, притом прибрежная, железная дорога. Та же прибрежная артерия соединяет порт Туапсе с другими регионами РФ. Такая железнодорожная конфигурация содержит в себе риски «закупорки» грузовых перевозок в этих портах, если резко увеличатся объемы перевозок или портовых грузоперевалок в случае, скажем, обострения военно-политической ситуации в регионе.
В этой связи, руководством Южного Федерального округа еще в начале 2010-х было предложено создание стальных магистралей, обеспечивающих дополнительную, притом кратчайшую по расстоянию, стыковку ряда портов Северного Кавказа и Абхазии с Краснодарским краем и Ставропольем (см. карту-схему). Но эти проекты и поныне не заявлены к реализации – по крайней мере, не включены в «Стратегию развития железнодородного транспорта России на период до 2030 года».
Заметим, что это проекты еще 1950-1970-х годов. Уже тогда предлагалось устранить изъяны в кавказской железнодорожной сети. Но, увы, воз и ныне там.
1. Грузинская патриархия резко негативно отреагировала на приём Антиохийским патриархом делегации непризнанной Абхазии