Поскольку аудитория в Саратовском социально-экономическом университете в основном была молодежная, писательницу спрашивали о том, как найти свой путь в жизни, как молодому человеку, с недоверием относящемуся к религии, узнать Бога. Олеся Александровна предложила молодым людям... не бояться.
О поиске пути и ложном выборе
- Бог боязливых не любит. На то и дана нам юность, чтобы пробовать, дерзать, искать.
Есть вещи, которые человек может принимать рационально и из чужих уст. Он может принять что-то, потому что это обеспечивает комфортное существование в каком-то сообществе, или для того, чтобы не вступать в конфликт. Но мне кажется (и это особенно относится к молодым людям, когда решается их судьба и происходит становление их личности), что в какой-то момент все-таки нужно напрямую захотеть узнать волю Божию о себе.
Почему это так важно? Потому что есть такое понятие, как судьба. Но судьба - это не древнегреческий рок, не какая-то обреченность. В христианском понимании судьба - это взаимодействие человеческой воли и Промысла Божиего, замысла Божиего о тебе. И ты этот замысел можешь угадать, а можешь не угадать и пойти против него. И тогда в жизни начинают происходить странные вещи. Ничего не получается, мы везде терпим неудачи, и куда бы не пошли - оказываемся в тупике. Почему? Преподобный Максим Исповедник говорил, что грех - это и есть ложный выбор. То есть, когда человек делает ложный выбор в выборе своего жизненного пути, он совершает грех. А на грехе ничего хорошего построить невозможно. И пока человек этого не осознает, пока он не вернется на какой-то свой, Богом ему определенный исходный путь, у него ничего не будет получаться.
Но зато когда ты делаешь правильный выбор, тебя словно ведет какая-то сила, она тебе помогает, и покровительствует, и подсказывает. Это и есть жизнь в русле Промысла Божиего.
Как о себе волю Божию узнать? В Евангелии сказано: Стучите и отворят вам, Ищите и обрящете (Мф.7:7). Нужно какие-то усилия предпринимать для того, чтобы услышать именно тебе сказанное слово, благословение, почувствовать свое призвание. Иногда это бывает болезненно, потому что это призвание может облечь человека даже на разрыв с привычной ему средой, или на какие-то трения с его окружением. Но для этого и дана нам молодость, чтобы иметь бесстрашие, мужество, кураж, чтобы найти то, что назначено лично тебе.
О привычке высмеивать
Что касается веры, поиска Бога... то, ко всему, конечно, можно относиться с иронией, все можно высмеять, и я понимаю, чем удобна такая позиция. Когда человек все высмеивает, когда он ничему не придает особенной ценности, у него как бы и отнять нечего. Но это ужасная позиция, которая душу просто обкрадывает. И, принимая ее, можно в какой-то момент оказаться абсолютным духовным банкротом.
О богооставленности
Господь Сам нам сказал: Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Это Его слова. Как мы можем в этом сомневаться? Сомневаемся? Значит, мы просто Его не видим. А между тем ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни иная тварь возможет нас разлучити от любве Божия (Рим. 8:38). Просто надо постараться поверить в эти слова, потратить какие-то силы, энергию на то, чтобы это принять, как данность.
О национальной идее
Еще
в начале 90-х Борис Ельцин собирал писателей, политиков, общественных
деятелей и просил их сформулировать национальную идею. Это был какой-то
бред, потому что говорили, что это может быть спорт, или толстые
литературные журналы. Формулировать рационально начинают тогда, когда
потеряно органичное ощущение.
А я думаю, что если проанализировать качества, которые отличают нашего человека от всех остальных, то национальная идея звучит так: Не хлебом единым будет жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4,4). Наша страна живет не рациональным сознанием, именно поэтому умом Россию не понять. Идея Промысла Божиего - во всей русской жизни. Идея святости как эмпирического преображения мира присутствует даже в самом названии «Святая Русь», в отличие от «Бель Франс» (Прекрасная Франция, - авт. ) или «Дойчвенд юбер аллес» (Германия превыше всего, - авт.) или «Украина понад усе» (Украина превыше всего, - авт.). А идея преображения без Божиего участия невозможна.
Посмотрите на русскую литературу: Пушкин, Достоевский, Толстой - все они писали о том, как проявляется в жизни человека Промысл Божий. Но ладно классики, они жили в другое время. Но если мы возьмем и творчество современника, писателя совершенно не религиозного, каким, например, был Андрей Платонов - убежденный большевик, то увидим, что даже когда он пытался написать откровенно просоветскую вещь, дабы угодить Сталину, у него получился абсолютно антисоветский «Чевенгур». Произведения Платонова - метафизическая антисоветчина, а не социальная. Это классический пример, когда в человеке расходятся его рациональное мировоззрение и его подспудное мироощущение.
А если мы посмотрим на русскую историю, то увидим, что она наполнена событиями, когда из ситуации, когда, казалось бы, стране грозит неминуемая гибель, вдруг наступает какое-то чудесное вмешательство и Россия оказывается в победителях. И это не единичные случаи, так было очень много раз в русской истории.
О ситуации в Европе
Есть
во Франции городок Пуатье, он знаменит тем, что в 732 году при чудесной
помощи Матери Божией он выдержал осаду арабов и фактически спас Европу
от завоевания мусульманами. В память об этом событии в главном соборе
этого города установлена статуя Матери Божией с ключами в руках. Мы были
в этом соборе, и девушка-экскурсовод долго и нудно рассказывала,
сколько раз здесь перестилали полы, какого размера окна и еще подобную
ерунду, которая никому не интересна.
Я у нее спросила, почему Матерь Божия изображена с ключами. На что получила ответ: «Это какая-то легенда, в общем, я даже не знаю». Представляете, она живет в Пуатье, она - француженка, она - искусствовед, она водит экскурсии по этому храму, а главного не знает. Ей это не интересно!
Конечно, сейчас идет расплата за это богоотступничество. Такие вещи просто так не происходят. Никогда в их истории не было никаких гонений на веру, они сами от нее отказались. У них опустели храмы, они сдают их под кафе, под ночные клубы. Или вы можете купить себе храм за один евро, как это сделали, например, наши люди в Гамбурге. И поэтому сейчас на Европу наступают люди очень мобилизованные, очень идейные, очень пассионарные, знающие, чего они хотят, и Европа фактически ими уже завоевана.
В Брюсселе огромный район в центре города еще лет семь назад был куплен мусульманами. Они там даже не жили, держали его для своих детей, внуков. Сегодня если оказаться в этом районе утром, ты не поймешь, где находишься. Тебе покажется, что ты попал в Саудовскую Аравию. Потому что кругом женщины в хиджабах, восточная музыка, раскатываются ковры, ставятся кальяны, в лавках - костюмы для танца живота. И это в центре Брюсселя! Я зашла в кафе - хотела выпить кофе - меня выгнали: «Да вы что? Это только для мужчин».
Самое печальное - европейцам нечего этому натиску противопоставить, у них нет вообще никаких идей, кроме идеи о том, чтобы их оставили в покое. Но в покое их как раз не оставят.
Олеся Николаева родилась 6 июня 1955 года в семье московских литераторов. Окончила Литературный институт имени А.М. Горького. Лауреат ряда литературных премий, в том числе - Российской национальной премии «Поэт» (2006) и Патриаршей литературной премии (2012). Автор романов «Инвалид детства», «Меценат», сборников рассказов «Небесный огонь», «Любовные доказательства», «Исполнения желаний», сборника статей «Православие и свобода» и др. Жена протоиерея Владимира Вигилянского.
Газета «Саратовская панорама» № 22 (1052)
Подготовила Оксана Лавроваhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/chtoby-bylo-chto-otnyat-ili-kak-ne-stat-dukhovnym-bankrotom