Красивая, как Небо
Когда я начала мечтать об этой поездке? Наверное, когда поняла, что небесный покровитель моего сына - преподобный Сергий Радонежский - хочет сказать мне что-то важное. Такое порой случается, когда, обращаясь в молитве к какому-то святому, ты чувствуешь в душе движение-отклик: тебя услышали. Несколько лет сердце согревала робкая надежда, что Господь по молитвам преподобного не забудет про сына, выведет на правильную дорогу, но оставались сомнения. И я почему-то была твердо уверена, что, приехав в обитель, основанную преподобным Сергием, поклонившись его святым мощам, эти сомнения разрешу.
Но все что-то не складывалось: то работа не отпускала, то семейные обстоятельства. Хотя, казалось бы, ехать недалеко. Это раньше богомольцы месяцами добирались до Лавры, а для современного паломника этот путь - совершенно не изнурительное путешествие: ночь в поезде, да полтора часа на электричке от Ярославского вокзала, и вот перед тобой открывается великолепная панорама.
Лавра красива, как... небо. Долго пыталась подобрать слова, рассматривая сделанные в Сергиевом Посаде фотографии, и поняла, что это самое подходящее сравнение. Лавра всегда разная, ее внешний облик меняется в зависимости от времени года и суток, но при этом неизменно прекрасна.
Это было мое первое паломничество, и, хотя перед путешествием я, как сама думала, основательно подготовилась, тщательно изучив сайт монастыря, оказалось, учла не все. Например, то, что местные жители и даже таксисты слыхом не слыхивали о гостинице для паломников «Вознесенская», а я не записала и не запомнила адрес, который оказался до смешного прост - ул. Вознесенская, 3. Куда меня только не отправляли! Основательно покрутившись вокруг Лавры - зато монастырь был осмотрен со всех сторон света, - вход в гостиницу все-таки нашла, и к счастью в ней оказались свободные места. На будущее - номера лучше бронировать заранее. Особенно если поездка приурочена к какому-то большому церковному празднику. Иначе придется отправляться в отели, проживание которых стоит в два, а то и три раза дороже, либо коротать ночь прямо на полу в храме - таких паломниц с ковриками для фитнеса вместо матраса в Лавре немало.
У меня был день на осмотр достопримечательностей. Этого времени ничтожно мало, чтобы хотя бы бегло познакомиться с теми архитектурными и духовными сокровищами, что строились и собирались на протяжении 679 лет существования монастыря. И я понимаю людей, которые неделями живут здесь, ходят на службы и потихоньку узнают святую обитель и тех, кого она воспитала.
В гостях у преподобного
Первой встречает гостей надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи - проповедника покаяния. Символично, что сейчас именно в этом храме по утрам совершается таинство покаяния для паломников. Лучше найти вход в нее заранее, чтобы ранним утром, когда придете на исповедь, не метаться по монастырю в его поисках - как выяснилось, находят не все. По аллее проходим вглубь монастыря и оказываемся на Соборной площади - главные храмы обители здесь.
Перед входом в белокаменный, строгий, даже аскетичный Троицкий собор - самый старинный храм Лавры - очередь. Именно здесь находится главная святыня монастыря - рака с мощами преподобного. И очередь - это люди, которые пришли, чтобы приложиться к мощам, шепнув святому о самом сокровенном. Двигаемся медленно - есть возможность рассмотреть великолепный иконостас, первый в истории Церкви многоярусный. В нем иконы письма самого прп. Андрея Рублева. Именно для этого собора была написана и икона Живоначальной и Пресвятой Троицы - величайшее творение лаврского монаха-иконописца. Иконописцы говорят, что Евангелие учит нас святой жизни, а икона эту жизнь показывает. Иконостас православного храма - указание на то, что в богослужении принимают участие члены не только земной, но и Небесной Церкви. Богоматерь, пророки, апостолы, мученики Христовы молятся с нами и о нас. В Троицком соборе эта связь земной и небесной частей Единой Христовой Церкви чувствуется особенно живо.
И вот я приближаюсь к раке. Сокрушаюсь, что не удалось попасть на братский молебен преподобному, который служится каждый день, кроме воскресенья, в пять утра. Тогда над его главой приоткрывают небольшое окошко, и можно приложиться непосредственно к мощам. Но и когда рака закрыта стеклом, ощущение необыкновенной близости святого ошеломляет.
Перед глазами проплывают картины русских художников, иллюстрировавших эпизоды из жития преподобного. Вот хрупкий мальчик Варфоломей (имя, данное святому Сергию при крещении), молитвенно сложивший руки, просит Бога дать ему способность к усвоению грамоты. Вот смиренный монах воскрешает умершего отрока. И наконец, игумен Земли Русской благословляет князя Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы. Не единожды прочитанное житие преподобного в его присутствии наполняется красками и звуками.
Еще одна святыня, связанная с именем аввы Сергия - деревянный гроб, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 по 1422 год до момента обретения, хранится в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Именно по его голубым в звездочках куполам на фотографиях можно безошибочно угадать Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В соборе кроме главного престола в честь Успения Божией Матери еще три придела. Один из них - в честь Святителя Николая Чудотворца - был устроен в мае 1609 года. Тогда в осажденном войсками Лжедмитрия II монастыре (осада длилась шестнадцать месяцев) свирепствовала цинга, уносившая множество жизней. Иноки усердно просили помощи святителя Николая, освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого болезнь пошла на убыль.
Невозможно в одной статье рассказать обо всех храмах и святынях, о каждой написаны книги, сняты документальные фильмы. Скажу еще только о небольшой и с виду неприметной церквушечке, которая была построена в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Свидетелем этого удивительного события был келейник преподобного Сергия - преподобный Михей Радонежский. «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение», - такие слова услышал однажды святой Михей от своего игумена. И тотчас Сама Пречистая Владычица Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова явилась в великой славе Своему избраннику. «Нeскорби об обители твоей,- сказала Она преподобному, - отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его...»
Познакомившись с историей Лавры, понимаешь, что иначе, как заступничеством Пресвятой Богородицы, невозможно объяснить то, что монастырь уцелел во всех невзгодах, которые обрушились на него за пять веков. Что он буквально восстал из пепла после сожжения его полчищами хана Едигея в XV веке, что не был стерт с лица земли безбожной властью в XX.
Прощайте, льдины!
Обилие визуальных впечатлений оглушает паломника. Но когда ты переступаешь порог храма не ради экскурсии, а ради молитвы, они словно аккуратно складываются в какую-то коробочку и задвигаются на дальнюю полку, чтобы лежать там до той поры, когда ими захочется поделиться. Вечернее богослужение в тот день проходило в Успенском соборе. Я нашла местечко у иконы преподобного Сергия и внутренне приготовилась к долгой монастырской службе. Но долгой она мне не показалась. Спустя три с половиной часа я не чувствовала усталости в ногах и спине - неизменной спутнице длительных богослужений. Но главное, что меня поразило: в этом храме я себя чувствовала так, словно бывала в нем и раньше. Все было знакомо, ничто не вызывало вопросов, недоумения. Такое состояние очень радостно, потому что позволяет пережить богослужение не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником.
Всенощная заканчивается, начинается таинство исповеди. В Лавру люди приезжают не только для того, чтобы полюбоваться достопримечательностями, помолиться, многих ведет желание получить ответ на мучающие вопросы. Верующему человеку естественно выстраивать свою жизнь в соответствии с волей Божьей. А как ее узнать? Из обстоятельств жизни и советов духовно опытных людей. Рассказываю лаврскому монаху о своих переживаниях, описываю ситуацию и неожиданно слышу: «Не о чем тут переживать». И треснул лед, годами сковывавший сердце. «Это хорошо, это правильно». И холодные льдины сомнений уплывают по течению вдаль, а на душе остается спокойная уверенность: то, что сейчас - и есть тот самый правильный путь, которым надлежит моему сыну идти. А сомнения мои - не более чем плод чужих навязанных мне стереотипов. Спасибо, преподобный Сергий!
«А зачем ехать в монастырь, если вся информация о нем есть в открытом доступе?» - спрашивали меня друзья, с которыми я поделилась впечатлениями о поездке.
Представьте, есть у вас хороший знакомый, который живет в другой стране. Человек этот вам душевно близок, вас с ним связывает живое дружеское общение. Он в печали утешит, в горестях укрепит, радость разделит. Но повидаться вы с ним не можете - слишком он далеко. Так далеко, что и самолеты туда не летают. И приходится довольствоваться электронной перепиской. Но вдруг случается чудо - в эту страну пускают самолеты, и вы летите на встречу со своим дорогим другом. И вот вы рядом, вы обнимаетесь, вы говорите и не можете наговориться. Потом вы уезжаете домой, понимая, что эта встреча сделала вас еще ближе. Пусть даже вас разделяют материки, океаны - вы знаете, что этот человек вас любит, заботится о вас, поможет в трудную минуту. И ваши отношения становятся еще более доверительными, глубокими. Вот так, наверное, я могла бы описать свои впечатления от встречи с преподобным Сергием и его обителью. Паломничество - это то, что укрепляет нашу связь со святыми.
Газета «Саратовская панорама» № 06 (1036)
Оксана Лавроваhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/dazhe-esli-razdelyayut-okeany