Северные святые. Пейзажи на иконах

Новости Москвы 
0
543
Время на чтение 5 минут

Посмотреть на икону как на образ, являющий сакральное, потаенное, рождающий чувства, влекущие к горнему, и как на предмет искусства, переносящий в ушедшие века и раскрывающий вполне обыденную жизнь. Именно в таком ракурсе можно воспринимать новую выставку «Северные святые. Пейзажи на иконах», открытую в Архангельске.

Взгляд сквозь века

По мнению искусствоведов, экспозиция уникальна крайне редкими образами с панорамными изображениями природы, архитектуры, предметов быта. Они способны напомнить о забытых страницах истории и даже раскрыть некоторые тайны. По мнению доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства музея ИЗО Татьяны Кольцовой, в этом отношении интересна икона «Житие святого Антония Сийского», написанная в середине XVII века: «В центре иконы - образ угодника Божия, а вокруг - его жизнь, протекающая на фоне пейзажей, архитектурных построек, чаще всего реально существовавших. Один из современных монахов Сийского монастыря указал на клеймо, считаю, уникальное: взгляд из XVII века, будто с птичьего полета, на полуостров, на котором Антоний Сийский основал монастырь. Вот реальный исторический факт: по сей день идут споры, что же там было - остров или полуостров - разные есть гипотезы. Судя по этому изображению, беремся утверждать, что монастырь все-таки основан на полуострове».

Наверняка, не все себе представляют, что такое црен и как он выглядит. К тому же какая связь между этим загадочным предметом и северными святыми? Ответ - на иконописном житии Зосимы и Савватия Соловецких начала XVII века, привезенном из села Ненокса. Почему там так почитали святых? «В этом богатом поморском селе были солеварные вотчины монастырей, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Монастыри вкладывали туда деньги, дарили иконы. На одном из клейм житийной иконы изображено чудесное спасение преподобными Зосимой и Савватием человека, плывущего на црене по морю. Црен - это большая сковорода для выварки соли. Итак, перед нами опять реальная история из жития святых и важная деталь из истории нашего северного края».

Татьяна Михайловна убеждена, что коллекция архангельского музея ИЗО одна из самых представительных в России, к тому же очень востребованная - в первую очередь историками,  искусствоведами, иконописцами. «К нам часто обращаются с просьбами дать в качестве образца для копирования тот или иной редкий образ, - поясняет Татьяна Кольцова. - На выставке музей впервые показывает восемь икон, отреставрированных за последние два года. Среди них, с точки зрения иконографической, я ценю образ преподобного Димитрия Цилибинского. Святой, который прославился на южных территориях Архангельского севера - нынешнего Ленского района. В XIV веке он основал Цилибинскую пустынь, был любимым учеником святителя Стефана Пермского, прославился многочисленными чудесами, и мощи его до сих пор почивают под спудом в деревне Цилибе».

Искусствовед рассказала, что в музей не раз обращались с просьбами взглянуть на изображение преподобного Димитрия Цилибинского. Ведь его образ хранится только в архангельской коллекции и в одном из частных собраний. Причем сотрудники музея много лет и не подозревали, что в запасниках находится икона святого. «Ее привезли из экспедиции очень давно, и находилась она под профилактической заклейкой. Под олифой образ был настолько темным, что сотрудники не смогли даже имени святого прочитать. Так случилось, что люди, занимающиеся восстановлением Целибы, обратились к нам за помощью, и мы решили еще раз пересмотреть фонд южных рубежей нашей области. Остановились на этой иконе и решили, что ее надо раскрыть. Раскрывал реставратор Александр Мурашов, и «шла» она необычайно тяжело, зато теперь это единственный образ святого, исполненный в такой форме. Предполагаю, что икона  ранее находилась около раки с мощами преподобного в часовне».

Также, по мнению ученого, очень интересно изображение святых Зосимы и Савватия Соловецких на фоне монастыря в разные века его истории. Причем изображения построек не повторяются - сооружения относятся к XVII, XVIII, XIX векам. «Здесь дана ретроспектива рисунков монастыря - как он выглядел, это история нашего края, изобразительная история. Она важна в первую очередь искусствоведам, историкам, важна архитекторам, которые занимаются реконструкцией обители, поскольку иногда образ храма на иконах вполне реален. В этом случае архитекторы берут его в качестве основы для реконструкции», - объясняет Татьяна Кольцова.

Спасающие на водах

Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них -лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря.

«Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые оно создавало, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно - святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же, как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских.

Опять знакомое географическое название - деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела, спустя время, были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой покоились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих - посмотрите: бушующее море, и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

Первая экспозиция древнерусского искусства открылась в Архангельске еще в 1967 году - в теперь знакомом всем архангелогородцам Особняке на Набережной, 79. Выставка поистине заслуживала внимания. Заместитель директора музея Зоя Кулешова, считает: чтобы явить ее миру в годы тотального атеизма, сотрудники должны были обладать смелостью. «Экспозиция оказалась настолько хороша, что из Москвы приезжали поэты, писатели, художники с желанием увидеть знаменитые северные письма. С тех пор мы не прекращаем работать с нашей уникальной коллекцией, она постоянно пополняется, изучается, реставрируется. Результатом  многолетней работы становятся выставки, которые мы открываем на протяжении пятидесяти лет. Знаменитые северные иконы побывали во многих странах мира, начиная с Японии и заканчивая Исландией, древнерусская скульптура экспонировалась в Париже. Люди открывают для себя северное искусство и в российских музеях - в Москве планируется выставка древней каргопольской живописи. А экспозиция "Северные святые. Пейзажи на иконах" необычна, поскольку представляет узкий круг тем, характерных для древних икон. Думаю, многие благодаря этой выставке откроют для себя великих северных подвижников. Желаю интересных открытий!»

Людмила Селиванова

http://arh-eparhia.ru/publications/59492/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Селиванова
Все статьи Людмила Селиванова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41